Семинар №4 Психология воспитания

Балльная структура оценки

Посещение лекций и семинаров - 5 баллов
Ведение конспектов лекций - 5 баллов
Работа на семинарских занятиях (устные ответы) - 1 балл за занятие(2 часа)
Рубежный контроль - 5 баллов (за один рубежный контроль)
Подготовка доклада - 10 баллов
Выполнение письменных заданий - 10 баллов
Конспектирование статьи/ реферата - 10 баллов

Задание к семинарским занятиям

Семинар №1. Психология деятельности (2ч.)
Вопросы:
1. Общее понятие деятельности. Принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн). Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь.
2. Структура деятельности по А.Н.Леонтьеву, её основные характеристики (потребность, мотив, цель, действия, операции, средства).
3. Основные виды деятельности и их роль в становлении и развитии человека (общение, игра, учебная и трудовая деятельность).
4. Навыки, умения и привычки в деятельности. Освоение деятельности.
5. Роль деятельности в развитии человека.
6. Понятие ведущее деятельности (А.Н. Леонтьев).

Доклады:
• Развитие деятельности человека (Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. – М., 2001).
• Особенности формирования двигательных навыков
Письменные задания
1. Распишите с точки зрения структуры следующие формы деятельности: письмо, езда на велосипеде, игра в прятки.
2. Какие навыки вы считаете необходимым сформировать у учащихся в процессе обучения физической культуре. Как следует организовать упражнения по выработке навыков? Какие ошибки при этом допускают учителя?
3. Укажите коренные отличия деятельности человека от поведения животных.
Конспектирование статьи:
• Дикая Л.Г. Психическое состояние и эффективность деятельности // Психол. журн. – 1982. – Т.3. – № 6. – С. 154-157.
• Аргентова Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности // Психол. журн. – 1984. – Т. 5. – № 6. – С. 130-133.
Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психол. журн. – 1980. – Т.1. – № 3. – С. 33-46.

Семинар №2 Периодизации психического развития (2ч.)
Вопросы:
1. Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития (новообразования, социальная ситуация развития, стабильные и кризисные периоды)
2. Периодизация психического развития по А.Н. Леонтьеву
3. Периодизация психического развития Д.И. Фельдштейна
4. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
5. Периодизация развития личности по Э. Эриксону

Письменные задания:
1. Что такое «периодизация»?
2. Чем отличаются понимания психического и календарного возраста?
3. Раскройте схему периодизации П.П. Блонского.
Доклады:
1. Взгляды на периодизацию психического развития М.И. Лисиной
2. Схема периодизации А.В. Петровского
Рефераты:
1.Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже
2. Периодизация психосексуального развития по З. Фрейду
3. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского.
4. Представление о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина.

Семинар №3 Психология подростка (2ч.)
Вопросы:
1. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Противоречия подросткового возраста. Проблема кризиса.
2. Познавательная сфера подростка
3. Особенности личностной сферы подростка и кризис перехода к юности
4. Особенности общения подростков
5. Особенности кризиса отрочества

Письменные задания:
1. Раскройте специфику кризиса отрочества
2. Перечислите психологические новообразования подростков
Доклады:
1. Специфические особенности психики и поведения подростков
2. Особенности общения со взрослыми. Ошибки семейного воспитания
3. Проблема акцентуаций характера в подростковом возрасте
Рефераты:
1. Сензитивность подросткового и раннего юношеского возраста для развития общих и специальных способностей
2. Особенности самосознания подростков
3. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и особенности его коррекции.

Семинар №4 Психология воспитания

Вопросы:

1.Психологическая сущность воспитания.

2.Принципы воспитания.

3.Критерии сформированной личности. Этапы формирования личности (А.Н. Леонтьев).

4.Стихийные и сознательные механизмы формирования личности.

5.Роль сверстников, семьи в воспитании личности.

Самовоспитание подростков и юношей.

Доклады:

1. Классификация методов воспитания.

2. Приемы воспитания.

3. Методы влияния.

4. Формы воспитания.

5. Методы самовоспитания и самообразования.

Рефераты:

1. Основные теории и подходы к воспитанию.

2. Психологические условия формирования свойств личности.

Письменные задания:

1. Установите сходства и различия понятий «самовоспитание», «самообучение», «самообразование», «самопознание».

2. Назовите основные методы самовоспитания и самообразования.

Наши рекомендации