Динамика коррекционного обучения
Наблюдения за детьми, страдающими ринолалией, в процессе их обучения и анализ этих наблюдений свидетельствуют, что степень сформированности фонематического слуха и письма у учащихся с врожденным расщеплением губы и нёба находится в тесной зависимости от тяжести первичного дефекта (артикуляции). Однако опыт показывает, что связь между отклонениями в письме и дефектами артикуляции имеет разнообразное индивидуальное выражение.
1. Зависимость состояния письма от особенностей деятельности учащихся. Степень сформированности письма учащихся во многом обусловлена индивидуальными особенностями и способностями ребенка. В связи с этим Р. Е. Левина отмечает: «Не существует нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Без знания этих особенностей невозможно правильное понимание индивидуального своеобразия в. проявлениях дефекта».
Своеобразие индивидуальных речевых нарушений проследим на конкретных примерах.
НАБЛЮДЕНИЕ 7
Рита К., 7 лет, ученица подготовительного класса. Состояние артикуляционного аппарата: врожденная несквозная частичная расщелина нёба. В педагогической характеристике указаны неуспеваемость по русскому языку, отставание в темпах работы от других учащихся класса, тяжелые дефекты звукопроизношения.
Первый год пребывания Риты в специальной школе-интернате отмечен полным отсутствием интереса девочки к занятиям: часто не выполняет задания, особенно если они требуют организованных усилий, равнодушна к оценке своей работы. Наряду с этим ей свойственны рассеянность, плаксивость, медлительность, пассивность, замкнутость. На данном этапе наблюдается также ослабленная мотивация к речевому общению.
К концу первого обучения у Риты установлены выраженные нарушения письма. Самыми распространенными ошибками являются специфические замены букв, соответствующих определенным гласным и согласным звукам. Обращает на себя внимание большое количество ошибок на смешение гласных, причем Рита ошибается в написании слов не только с безударными гласными, но и в тех случаях, когда гласная находится под ударением (детел вместо «дятел», чейник — «чайник», петна — «пятна»).
Несформированность фонематических представлений нередко вызывает смешение значений сходных по звучанию слов, что обнаруживается в недостаточном понимании читаемого вслух. Чтение Риты медленное, послоговое, со специфическими заменами букв.
Таким образом, в картине речевой неполноценности девочки отмечается недостаточность мотивационной сферы: отсутствие живого интереса к общению с окружающими, пониженная способность наблюдать за их речью, вялая реакция на дефект. Безучастность девочки, сопутствуя основному дефекту, затрудняет его преодоление.
Исходя из сказанного определяются и особенности коррекционно-воспитательного воздействия:
1. Направленность на преодоление речевого дефекта, развитие произвольной деятельности, побуждение к речевому общению.
2. Коррекция недостатков произношения. Сочетание заданий по коррекции произношения с систематическими упражнениями по анализу и синтезу звукового состава слова.
НАБЛЮДЕНИЕ 8
Петя В., 9 лет, ученик первого класса. Состояние артикуляционного аппарата: врожденная несквозная частичная расщелина нёба. Обучение начал в массовой школе с 7 лет. Программу не усвоил и был переведен в специальную школу, укомплектованную детьми с врожденным расщеплением губы и нёба.
С первых дней пребывания Пети в специальной школе-интернате выявились затруднения в усвоении школьной программы, особенно по русскому языку. Он допускает ошибки на дифференциацию гласных и согласных, на правописание мягких согласных, шипящих. Чтение медленное, послоговое, со «специфическими заменами букв. Содержание прочитанного пересказывает с трудом.
Наблюдения, проведенные в условиях педагогической работы, показывают, что мальчик на уроке быстро утомляется, вследствие чего ослабевают сосредоточенность и внимание. В. таком состоянии он не может спокойно сидеть за партой, вскакивает с места, ерзает, кстати и некстати тянет руку, часто не вовремя отвечает на вопрос учителя, дает необдуманные, импульсивные ответы или отказывается от выполнения задания, ссылаясь на головную боль. Причем снижение работоспособности наблюдается тогда, когда задания требуют собранности, внимания, целенаправленности, длительности выполнения, усиленной интеллектуальной работы. Петя равнодушен к оценке своих действий и поступков. Так, у него отсутствует осознанное отношение к мнению учителя; несмотря на плохие отметки, уверяет, что учится хорошо.
В описанном случае имеется дефект анатомического и функционального состояния артикуляционного аппарата, что нарушило условия формирования звукопроизношения. Нечеткость рецепции звуков, ограниченный речевой опыт привели к отставанию в овладении звуковым и морфологическим составом слова, что, в свою очередь, оказало отрицательное влияние на усвоение письма. Однако затруднения при письме в данном случае обусловлены не только дефектами кинестетического анализа, но и своеобразным нарушением деятельности в виде недостаточности познавательной активности, снижения самоконтроля, целенаправленности, произвольного внимания. Частые переходы от познавательной активности к пассивности, повышенная утомляемость, истощаемость умственных действий, сопутствуя основному дефекту, усугубляют его.
Особенности данного случая потребовали от педагогов, наряду с развитием речевых средств, перевоспитания личности ребенка, развития у него интереса к занятиям, произвольного внимания, стремления к целенаправленной познавательной деятельности, восстановления его работоспособности.
2. Влияние преддошкольного и дошкольного обучения и воспитания на уровень развития устной и письменной речи учащихся. Уровень сформированности устной и письменной речи учащихся с дефектами артикуляционного аппарата во многом зависит от условий преддошкольного и дошкольного обучения и воспитания. В тех случаях, когда лица, окружающие ребенка; с раннего возраста начинают логопедическое обучение, отмечается хорошая динамика коррекционного обучения.
НАБЛЮДЕНИЕ 9
Света Ч., 7 лет, ученица подготовительного класса. Обследование артикуляционного аппарата выявило двустороннюю сквозную расщелину нёба, двусторонние рубцы на верхней губе.
До трех лет девочка воспитывалась дома, где уделялось большое внимание ее общему и речевому развитию. Родители систематически консультировались у логопеда и работали над развитием речевой моторики, дыханием и голосом. По указанию логопеда тренировались звуки с одновременным развитием фонематического слуха и восприятия, вызывалась потребность в общении, желание узнать и понять что-то новое, стремление быть понятой, сообщить о чем-то. С 1 года 2 месяцев девочка носит плавающий обтуратор. С трех лет посещала детский сад; воспитатели отмечали ее живость, подвижность, общительность и любознательность.
В специальную школу Света поступила с развернутой речью. Артикуляция всех звуков относительно сохранена, за исключением р, однако все звуки произносит с назальным оттенком. Эксперименты, проведенные по исследованию слухового восприятия звукового состава слова, показали, что Света безошибочно подбирает слова и картинки на заданный звук. Обучаясь в подготовительном классе, не испытывает затруднений, успешно овладевает письмом и чтением.
В данном случае создание благоприятных условий воспитания и обучения девочки в преддошкольном и дошкольном возрасте, своевременное обращение к ортодонтическому лечению сыграли решающую роль в компенсации дефекта.
Таким образом, степень сформированности устной речи и письма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата находится в тесной зависимости от тяжести первичного дефекта. Однако в случае артикуляционных расстройств не только кинестезии влияют на уровень сформированности письма, исключительное значение приобретают:
§ личностные особенности и способности ребенка;
§ особенности речевой среды;
§ условия преддошкольного и дошкольного воспитания и обучения.
Корригируя недостатки устной и письменной речи детей - ринолаликов, необходимо учитывать факторы, обусловливающие индивидуальный характер их речевого развития.