РИС8 — Схематическое изображение циклической структуры регуляции двигательных действий спортсмена в тренировочной и соревновательной деятельности
(Hacker, 1986)
Время, необходимое для оперативной коррекции двигательных действий, меняется в зависимости от многих факторов, в числе которых уровень технического мастерства спортсмена, его функциональное состояние в данный момент, наличие сбивающих факторов, сложность двигательного действия и др. Учитывая то, что время, необходимое для осуществления процесса обратной афферентации, часто превышает время выполнения отдельных движений, рекомендуется выделять три группы движений — быстротечные, умеренно быстрые и медленные.
РИСУНОК 14.9 — Модель управления двигательными действиями(Schnabel, 1994)
При быстротечных движениях, которые обычно протекают в течение 0,1—0,3 с, спортсмен практически не успевает использовать информацию, воспринятую рецепторами и даже зафиксированную в сознании, довести до уровня реализации путем механической коррекции движения.
Умеренно быстрые движения более доступны для коррекции, так как их продолжительность достаточно велика (не менее 1 с). В течение этого времени хорошо подготовленный спортсмен может внести изменения в структуру движения, особенно если оно хорошо освоено и сопровождается срочной информацией.
Наиболее доступны для сенсорных коррекций медленные движения, в ходе которых спортсмен может руководствоваться указаниями тренера, показателями приборов. На этапе освоения многие быстрые и умеренно быстрые движения могут быть переведены в медленные, что существенно облегчает их освоение (Смолевский, Гавердовский, 1999).
В. М. Дьячков (1972) акцентирует внимание на том, что ведущую роль в управлении движениями играют центральные, психические его механизмы, получившие отражение в двигательной установке спортсмена на предстоящие действия. Основой для такого подхода является многоуровневая теория управления движениями. При этом ведущий уровень управления связан со смысловой стороной действия, что обеспечивает высокую устойчивость навыка. Переключение же фонового уровня в положение ведущего немедленно вызывает деавтоматизацию навыка. Вот почему надежность двигательного навыка в большей мере зависит от устойчивости центрального управления, чувственного восприятия и контроля за собственными движениями.
Физическое упражнение, как отмечает Д. Д. Донской (1991), может быть описано как знание о нем (модель), освоенность его с учетом индивидуальных особенностей (программа) и как исполнение конкретного акта в форме системы движений (действие). Вполне естественно, что рассматривая основы строения действий невозможно ограничиться рамками одной научной дисциплины. Необходим комплексный подход к анализу основ двигательных действий, позволяющий рассматривать проблему с позиций механики, биомеханики, биологии, психологии, теории и методики спортивной подготовки. В проблеме управления движениями следует выделить две составляющие: биомеханическую и биологическую (Донской, 1991; Энока, 2000).
Биомеханический аспекткасается механических основ движений человека, которые невозможны без биологического управления сложнейшей деятельностью мышц. Многочисленность разнообразных звеньев тела человека со сложными соединениями порождает огромное количество взаимодействий и возникающих сил, в том числе инерционных, упругих и реактивных, с малопредсказуемыми нелинейными изменениями. При вращательном характере движений в суставах переменны и силы, и их плечи, а следовательно, и моменты сил, а также моменты инерции биокинематических цепей и определяемые всем этим угловые ускорения и скорости. К этому следует добавить сложнейшую деятельность мышц как накопителей, преобразователей и рассеивателей механической энергии. Строением органов движения объясняется коренное отличие механического движения в машинах (характерное именно определенностью передачи движения) от живого движения с непредсказуемостью заранее его результата вследствие переменности внутренних условий, не говоря уже о переменных по ходу движения взаимодействиях со средой (Энока, 2000).
Биологический аспектсвязан с управлением огромным количеством звеньев тела человека с их бесчисленными взаимодействиями. Наряду с многоуровневой системой управления движениями большое значение приобретает фазовое строение движений (Cafarelly, 1992; Энока, 2000). Логика выделения фаз исходит из изменения движений в зависимости от условий. При смене внешних и внутренних условий происходит существенное изменение движений и смена их конкретных задач. Мгновенные моменты времени, устанавливаемые по изменению биомеханических характеристик, служат границами выделения соответствующих подсистем (фаз) движений. Граничные позы тела в эти моменты служат показателями как готовности к последующим элементам, так и нацеленности на них в предыдущих элементах. Решающим в подобном членении служит их назначение, воспринимаемое исполнителем как смысловое содержание. В системе движений выделяются временные подсистемы (циклы, фазы) и пространственные — для частей тела и их биокинематических целей. Это закономерное членение обусловливается и принципом интегрирующей роли головного мозга в объединении в одновременные группы и последовательные ряды как эффекторных, так и центральных афферентных процессов. К биологическому аспекту относится также подчиненность отдельных блоков общей цели действия, их различение по специализированным подцелям и функциям и, особенно, многосторонние и многоуровневые структурные связи, приводящие к достижению общей цели (Донской, 1991; De Vries, Housh, 1994).
Однако было бы большим упрощением систему управления движениями ограничить только биомеханическим и биологическим подходом. Не менее важными являются психологическийи педагогический аспекты.Большую, часто решающую роль психических процессов в управлении движениями и формировании их рациональной структуры легко проследить, анализируя работы специалистов в области психологии труда и спорта (Цзен, Пахомов, 1985; Косилов, 1991; Kellmann, 2002; Weinberg, Gould, 2003). Что касается педагогического аспекта, то он в значительной мере выпадает из общей теории управления движениями. Однако в спорте именно педагогическая установка на выполнение движения является важнейшим элементом, позволяющим спортсмену реализовать двигательное действие во всем сложном взаимодействии рационально спланированных механических, биологических и психологических компонентов.
Педагогические методы, опирающиеся на словесные и образные характеристики движений, позволяют сформировать у занимающихся образ движения и соответствующую целевую установку (Schnabel, 1994). К сожалению, этот аспект управления движения обычно упускается из поля зрения специалистами, увлеченными биомеханическими, физиологическими и психологическими сторонами управления движениями. В то же время спортивная педагогика, передовая практика подготовки спортсменов в последние десятилетия сформировала большой объем эмпирического материала и его обобщений, связанных с формированием сложнейших двигательных навыков во всем спектре взаимодействий ведущего и фонового уровней, единства внутренних и внешних характеристик и, что самое сложное, реализацией этих навыков при постоянном изменении внутренней среды организма (включая состояние глубочайшего утомления) и вариативности, динамичности и изменчивости внешней среды.
Современные школы спорта сформировали множество специальных упражнений и способов их применения, специфических терминов, команд, инструкций, делающих ясными для занимающихся сложные механические, биологические и психологические понятия и за- кономерности, внешних и внутренних условий и ориентиров, способов контроля и коррекции, позволяющих сделать процесс обучения сложнейшим движениям контролируемым и управляемым. Здесь несомненным лидером является американская школа плавания, которая творческими усилиями своих многих видных представителей (Schubert, 1991; Maglischo, 2003; Hines, 2008; Lucero, 2009, 2010 и др.) в последние годы кардинально обогатила систему знаний в области спортивной техники и методики освоения ее наиболее эффективных вариантов.
Осознание необходимости управления движениями на уровне активного участия сознания и уровне мышечного чувства, мышечных образов в спортивной практике существовало задолго до формулирования физиологами и психологами представлений о системе регуляции двигательной деятельности во всей сложности и взаимосвязи протекающих здесь процессов. Такие термины, как чувство воды, темпа, ритма, гребка, усилий, пространства и др., давно вошли в спортивную практику в качестве не только терминов и соответствующих им определений, но и всей системы педагогической деятельности, включающей разнообразные средства и методы совершенствования этих психофизиологических способностей, способы контроля и объективного управления их совершенствованием, технические средства и специальные ориентиры в тесной взаимосвязи с динамическими и кинематическими параметрами движений, функциональными возможностями важных функциональных систем, уровнем развития различных двигательных качеств, совершенства тактического мастерства и др. Работа именно в этом направлении способствовала выдающимся успехам спортивных школ различных видов спорта во многих странах, позволила сформировать систему знаний в сфере управления движениями и технической подготовки спортсмена как составную часть общей теории спорта.
Не менее важным явилась также разработка частных теоретико-методических направлений обучения и управления движениями в различных видах спорта. Очень многие выдающиеся тренеры различных стран мира сумели построение спортивной техники своих учеников органически увязать с экспериментальной и теоретической работой в области управления движениями. К сожалению, их опыт является еще невостребованным общей теорией построения двигательных действий, что в значительной мере обедняет ее, делает оторванной от высших проявлений сложнейших двигательных действий в передовой спортивной практике.