Tours ha attitudes, на arabesques и другие позы
Подготовляют изучение этих больших tours упражнениями на полупальцах, подобными подготовке к маленьким tours с теми же предварительными позами.
En dehors. Возьмем для начала подготовку для tour на attitudes. IV позиция, правая нога сзади, правая рука простерта перед собой, левая — на II позиции. Pile, подняться на левую ногу на полупальцы вышеописанным приемом (с. 151), приняв позу attitude croisee, заканчивая, опуститься на пятку.
Затем делать tour на полупальцах, причем, если мы его введем в adagio, желательно его заканчивать, не меняя позы, на полу пальцах.
Необходимо, так же как и в предыдущем упражнении, при plie оттолкнуться двумя пятками с IV позиции и, начиная tour, одним толчком подняться на полупальцы левой ноги, проходящим моментом фиксировать позу и затем сделать поворот, отнюдь не нарушая выворотности левой ноги.
Force взять здесь очень трудно, особенно на два и три tour, должна быть развита большая ловкость: толчок пятки, бросок вверх кистей рук, которые во время preparation распростерты ладонью вниз. В момент подъема на tour кисти собираются в желаемую позу. Все это и дает force.
С таким же preparation изучают и делают tours на 3-й и 4-й arabesques и a la seconde (причем взять force помогает кисть правой руки, отброшенная при начале tour в направлении поворота en dehors); этим же приемом можно сделать tour на developpe вперед efface, т. е. во время tour следует поднимать правую ногу вперед и вертеться направо.
En dedans. Для tour en dedans force берется иначе, как мы изучаем и в подготовительном упражнении. Стать в preparation в IV позицию, правая нога сзади, левая рука на I позиции, правая — отведена в сторону, подниматься на полупальцы на attitude effacee и тем же приемом, что и в предыдущем упражнении, опускаться на пятку. Когда мы начинаем делать tour, то force мы берем левой рукой, она отбрасывается на II позицию, правая поднимается на attitude, весь корпус передается на опорную ногу (с. 69).
Так же подготовляются и делаются tours на 1-й и 2-й arabesques, причем левая рука открывается на 1-й и 2-й arabesques. Рука должна быть твердая, уверенная в должном направлении, иначе она легко может пошатнуть корпус, устремленный вперед (см. описание arabesques на с. 75). При tour с ногой на developpe вперед croise, force берется как a la seconde, но во время tour нога пройдет вперед на croise, и левая рука сначала проходит через II позицию, тогда как при исполнении a la seconde нужно следить, чтобы нога (вместе с руками) шла по линии II позиции.
TOUR A LA SECONDE НА 90" (СО II ПОЗИЦИИ)
Для tour a la seconde на 90° со II позиции я предпочитаю итальянский прием французскому, как более четкий и динамичный. Изучаем tour со следующего подготовительного упражнения.
En dehors. Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie, подняться на полупальцы в V позицию; руки — перед собой в I позиции; затем они раскрываются на II позицию и одновременно правая нога выбрасывается grand battement на II позицию на 90°, затем обе ноги опускаются на II позицию на plie, правая рука пригибается на I позицию, и быстрым, коротким броском правая нога поднимается на II позицию, а девая на полупальцы, руки раскинуты на II позицию. Задержаться левой ногой на полупальцах, оставив правую a la seconde на 90° (рис. 114).
Рис. 114. Tour a la, seconde на 90° со II позиции
С plie на II позиции изучается tour a la seconde, причем надо усиленно следить, чтобы пятка ноги в момент начала tour не сворачивалась, а как можно дольше оставалась выворотной, что является решающим для получения хорошего tour a la seconde.
Force на tour берется отбрасыванием правой руки на II позицию после preparation на П позиции, причем плечи должны оставаться ровными, правое нельзя заводить вперед, желая этим помочь движению.
En dedans. Подготовка к tour en dedans та же до plie на II позиции, после чего поднимается левая нога, и вертеться надо en dedans.
Во время preparation правая рука на I позиции, левая отведена на II; force берется правой рукой, но и тут, повторяю, отнюдь не плечом.
французский прием отличается тем, что прямо из V позиции правая нога делает короткое developpe a la seconde, после чего plie на II позицию и т. д.
Имеется еще tour sur le cou-de-pied со II позиции, он напоминает вышеописанный с той разницей, что нога выбрасывается не на 90°, а только на 45° и в tour пригибается к левой ноге sur le cou-de-pied. Во время исполнения tour с этого preparation руки соединяются в подготовительном положении (рис. 115).
Puc. 115. Preparation для tour sur le cou-de-pied со II позиции