Быстрота и методика ее воспитания v
Понятия и термины [
I |
Под быстротой понимается единство проявления централь- ^ ных и периферических нервных структур двигательного аппарата , человека, позволяющих перемещать тело и отдельные его звенья за минимально короткое время. Быстрота проявляется через со- * вокупность скоростных способностей: быстроты в простых и слож- р ных двигательных реакциях, скорости одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением, частоты движений (темп движений). Многие способности, характеризующие быстроту, входят составными элементами в другие физические качества, особенно качество ловкости.
I |
Быстрота воспитывается с помощью многообразных двигательных залач, успешность решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия. Выбор двигательных задач диктует соблюдение двух методических положений, требующих, с одной стороны, высокого владения техникой двигательного действия, а с другой — наличия оптимального функционального состояния организма. Первое положение предполагает повышение трудностей задач за счет уменьшения времени выполнения двигательного действия, когда техника владения движе- ] нием не лимитирует его скоростные параметры. Второе положе- ■
нне предполагает решение двигательных задач до фазы компенсированного утомления, сопряженной с замедлением движений, а следовательно, закреплением иных временных параметров его выполнения.
Воспитание быстроты, как правило, осуществляется в начале основной части урока. Направленность движений на те или иные временные параметры двигательного действия позволяет развивать разные способности, лежащие в основе быстроты.
Характеристика скоростных способностей и методика их развития
Особенностью физического качества быстроты является отсутствие связи между выражающими его физическими способностями. Установлено, что время двигательной реакции не связано со скоростью одиночного сокращения, а последнее не всегда определяет максимальную частоту движений. Можно обладать хорошей реакцией на внешний сигнал, но иметь малую частоту движений, и наоборот. Это объясняется тем, что психофизиологические механизмы способностей быстроты существенно различаются. Все это затрудняет их перепое и требует дифференцированного выбора средств и методов воздействия для каждой из них.
Быстрота двигательной реакции как сенсомоторная реакция характеризуется минимальным временем от подачи какого-либо сигнала до начала выполнения движения. Различают простые и сложные двигательные реакции. Простая реакция — это ответ заранее определенным движением на ожидаемый, но внезапно появляющийся известный сигнал (например, реакция бегуна на выстрел стартера)'. Сложные реакции разделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект. Реакция выбора — это ответ определенным движением на один из нескольких сигналов. Реакция на движущийся объект — это соответствующее ответное действие на передвигающийся объект (например, выход игрока на п-ас партнера в футболе). Время простых реакций значительно короче времени сложных реакций. Простые реакции обл-адают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях. Сложные реакции не обладают столь определенным переносом. Если человек быстро реагирует на выбор из двух сигналов, то это не означает, что он так же быстро будет реагировать на выбор пз трех и более сигналов.
Интенсивное совершенствование функций, обеспечивающих быстрое реагирование, происходит в период от 7—8 до 11 —12 лет. К 14—15 годам интенсивность совершенствования этой функции замедляется, но продолжается вплоть до 17 лет.
В соответствии с тем, что двигательные реакции представляют собой сенсомоторные реакции, они являются специфическими компонентами координационных способностей. Особенно велико зна-
чение этих реакций в пространственной ориентировке и точности воспроизведения временных параметров действия.
Скорость одиночного движения характеризуется перемещением того или иного звена тела на заданное расстояние с минимальной затратой времени. В реальных условиях одиночные движения объединяются в циклические или ациклические двигательные действия, Поэтому говорить о самостоятельности средств ее развития приходится с определенной степенью условности. Как правило, скорость одиночного движения сочетается с другими способностями человека, образуя комплексную характеристику двигательного действия. Например, в метании ядра требуется одновременное проявление и скорости движения, н силовых возможностей. В данном случае развитие скорости одиночного движения целесообразно проводить совместно с развитием силовых способностей (развитие скоростно-силовых способностей человека). Ценность силовых упражнений для развития скорости одиночного движения состоит в том, что добиться существенного увеличения быстроты за счет чисто скоростных упражнений трудно, а задача повышения силовых способностей решается более просто. Например, полугодовое использование школьниками II —12 лет комплекса упражнений с отягощением весом 30—50% от максимального позволило повысить результат в скорости движения в среднем на 22%.
Частота движений характеризуется максимальным количеством движений за определенное время. Выражаясь в циклических двигательных действиях, она практически зависит от скорости одиночного движения и выносливости в зоне максимальных нагрузок. Частота движений различных звеньев тела различна; частота дистальных конечностей выше, чем проксимальных.
Возрастная динамика частоты движений зависит от характера движении (бег, прыжки на месте, постукивание кистью и т. п.), размеров тела и его звеньев. Например, для прыжков сенситивными периодами будут; у мальчиков — возраст 12—13 лет, у девочек—11 —12 лет. Данные периоды предшествуют так называемому ростовому скачку, когда у школьников наблюдается интенсивное изменение весоростовых показателей. В младшем школьном возрасте для развития частоты движений используются разнообразные средства, требующие быстрых кратковременных передвижений и мелких локальных движений. Это могут быть упражнения с короткой и длинной скакалкой, эстафеты, упражнения с бросками п ловлей мяча. В среднем школьном возрасте все большее место занимают скоростио-силовые упражнения: прыжки, перемены ускорения в беге, метания и т. п. В старшем школьном возрасте применяется комплекс скоростных, скоростно-силовых упражнении н упражнений на развитие выносливости в зоне максимальных нагрузок.
Основным методом развития частоты движений является повторение упражнений с акцентом на скорость выполнения. Вместе с тем многократное повторение двигательного действия без изме-
I
нения биомеханической структуры упражнения может привести к стабилизации частоты движений вследствие образования динамического стереотипа («скоростного барьера»). Наиболее эффективным методом его предупреждения будет использование разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью, особенно в условиях проведения подвижных и спортивных игр. В последнее время предлагается использовать упражнения с меняющейся амплитудой движения, когда сохраняются требования к максимальному воспроизведению темпа с непрерывно нарастающей или снижающейся амплитудой, например чередование полуприседа с глубоким приседанием.
ГЛАВА IV
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОТПРАВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В наиболее общем смысле знания характеризуются как совокупность накопленных в процессе общественно-исторической практики человечества сведений о природе, обществе, технике и самом человеке.
В рамках школьной педагогики знания рассматриваются в двух аспектах: во-первых, как один из компонентов содержания школьного образования, представленный в конкретном учебном предмете в виде дидактически обоснованной системы фактов, по-нягнй и т. п., которыми располагает определенная наука, лежащая в основе соответствующего учебного предмета; во-вторых, как достояние каждого обучаемого, которое он приобретает в процессе обучения и может использовать для достижения каких-либо целей в определенной области деятельности,
Изложенные положения определяют значение и содержание знаний в физическом воспитании, без усвоения которых пе возможен ни один акт сознательной деятельности человека по овладению физическими упражнениями, использованию их в целях собственного физического развития и укрепления здоровья.
ЗНАНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Знания — первый, ведущий компонент содержания физического образования, приобретаемого школьниками в результате обучения по предмету «Физическая культура».
Без усвоения знаний о закономерностях движений, способах выполнения физических упражнений и тактических действий, принципах судейства, организации и проведении самостоятельных занятий или с группой занимающихся невозможно полноценное ов-
ладенке двигательными действиями, умениями тактического, ин-структорско-методического, судейского и самоуправленческого характера.
Только на основе знаний деятельность может быть творческой, позволяющей находить нестандартные решения в проблемно-поисковых ситуациях (например, применить освоенное действие в незнакомых условиях, самостоятельно найти оригинальный способ решения двигательной задачи и т. п.).
И наконец, без усвоения знаний о нормах общения в коллективе, о личной и общественной значимости физкультурной деятельности невозможно овладеть опытом эмоционально-волевого регулирования собственных поведенческих актов, избирательно-ценного отношения к явлениям окружающей действительности.
Если же учесть, что полноценное физическое образование способствует всестороннему и гармоничному развитию личности учащихся, то логично признать, что и знания содействуют этому процессу,
источники знаний
Процесс учебного познания при занятиях физическими упражнениями отличается некоторым своеобразием, обусловленным тем, что источником знаний здесь является не только информация учителя, но и сама двигательная деятельность занимающихся: на основе мышечных ощущений п осмысления результатов выполнения физических упражнений обучаемый познает закономерности движений, получает представление о влиянии упражнений на проявление функций отдельных систем организма, убеждается в значимости занятий. Причем некоторые совершенно необходимые для усвоения двигательных действий знания (например, о степени нервно-мышечных усилий при отталкивании в беге и прыжках, о двигательных возможностях собственного организма и т. п.) могут приобретаться только при выполнении самих действий.