Графическое представление тестовых баллов
Данные, представленные в таблице 3.2.5 удобно анализировать, используя их графическое представление. Для этого надо найти частоты тестовых баллов.
ЧАСТОТА ТЕСТОВОГО БАЛЛА - это количество испытуемых, имеющих данный тестовый балл.
Таблица 3.3.1. Частоты тестовых баллов.
Xi | |||||||
Частота |
Эта таблица построена следующим образом. В первой строке приведены все возможные значения индивидуальных баллов испытуемых. Во второй строке указаны частоты индивидуальных баллов. Например, тестовый балл (таблица 3.2.5) равный 1 имеют 2 испытуемых - №3 и №9 (по старой нумерации строк); 2 балла имеют также 2 испытуемых - №2 и №5; 3 балла - 1 испытуемый - №4; 4 балла - 1 испытуемый - №1; 5 баллов - 1 (№6); 6 баллов - 2 (№8 и №10); 7 баллов - 1 (№11).
На основании таблицы частот можно построить полигон частот (рис.3.3.1). По оси абсцисс отложены тестовые баллы, а по оси ординат - соответствующие частоты.
Рис.3.3.1. Полигон частот.
Вместо полигона частот иногда используют сглаженную кривую, проходящую максимально близко к экспериментальным точкам (рис.3.3.2).
Рис.3.3.2. Сглаженная эмпирическая кривая.
Для графического представления данных можно также использовать гистограммы (рис.3.3.3).
Рис.3.3.3. Гистограмма частот тестовых баллов.
Желательно, чтобы распределение частот тестовых баллов было близко к нормальному (Гауссовому).
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 3
1. Spearman C. Correlation calculated from faulty data //British Journal of Psychology, 1910, Vol.3, N2. -P.271-295.
2. Richard H.Williams, Donald W.Zimmerman, Bruno D.Zumbo, Donald Ross. Charles Spearman: British Behavioral Scientist. //Human Nature Review, 2003, N3. – p.114-118.
3. Guttman L. A basis for analyzing test-retest reliability. // Psychometrika, 1945, 10. P.255-282.
4. Gulliksen H. Theory of mental tests. – N-Y. Willey, 1950. -486 pp.
5. Crocker Linda, Algina James. Introduction to Classical and Modern Test Theory. –New-York: Harcourt Brace Jovanovich, 1986
6. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. -М., 1989. -167 с.
7. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. –М.: Логос, 2002. -432 с.
8. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. -М., 1989. -167 с.
9. Gulliksen H. Theory of mental tests. – N-Y. Willey, 1950. -486 pp.
10. Lord F.M., Novick M. Statistical Theories of Mental Test Scoires. Addison-Westley Publ. Co. Reading, Mass. 1968. -560 pp.
11. Глас Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. -495 с.
12. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для вузов. Изд. 7-е, стер. –М.: ВШ, 1999. -479 с.
13. Клайн П. Введение в психометрическое проектирование. Справочное руководство по конструированию тестов. –Киев: ПАН Лтд, 1994. -184 с.
14. Kuder, G.F., Richardson, M.W. The theory of the estimation of test reliability // Psychometrika, 1937, v.2, N3. -p.151-160.
15. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М.: Арена, 1994. - 223 с.
16. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. -М.: Народное образование, 2001. -432 с.
17. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. 2 изд., испр. и доп. М.: Адепт 1998. -217с.
18. Майоров А.Н. – Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: «Интеллект-центр», 2001. -296 с.
19. Переверзев В.Ю. Технология разработки тестовых заданий: справочное руководство. –М.: Е-Медиа, 2005. -265 с.
20. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. –Спб.: Питер, 2006. -688 с.
В.С. КИМ