Д математических зависимостей детьми 5—6 лет
Тема 1. Классификация математических игр для детей дошкольного возраста
1. Характеристика разных групп игр: математических развлечений, дидактических, развивающих, логико-математических.
2. Практическое освоение студентами отдельных игр и определение возможностей использования их в дошкольном возрасте.
Тема 2. Математические развлечения
1. Классификация математических развлечений.
2. Игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Пентамино» и др.).
3. Задачи на смекалку (преобразование, построение и перестроение).
Тема 3. Развивающие игры
1. Направленность игр на развитие общих умственных способностей и личности ребенка.
2. Серия игр «Логические кубики».
3. Серия игр «Кубики и цвет».
4. Обзор современных развивающих игр.
Литература' . ■.
1. Давайте поиграем // Под ред. А. А. Столяра. — М., 1991.
2. Зак А.З. Познавать играя- Поиск девятого и др. — М., 1995.
3. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6—7 лет. — М., 1996.
Р ■ ■ ■ ■■ ■ ■ •
4. Логические задачи // Сост. А. Г. Эпельман. —- М., 1995.
5. Минский Е.М. От Ьгры к знаниям. — М., 19S7.
6. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников.— СПб, 1996.
х 7. Математика от трех до семи // Сост. 3. А. Михайлова,
Э.Н.Иоффе и др.— СПб, 1997.
8. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.— М., 1989.
9. Юдин Г.Н. Заниматика.— М., 1995.
.
Тема 4. Развитие математических способностей в дошкольном возрасте
Цель.Определить возможности развития математических способностей в дошкольном возрасте, их структуру, необходимые условия.
Примерный план
1. Понятие «математические способности», их структура, возможности развития в дошкольном возрасте.
2. Математические способности в структуре общих способностей ребенка.
3. Педагогические условия проявления и развития математических способностей у детей.
Методические рекомендации
Используя справочную литературу (словари, энциклопедии), студент определяет понятия «способности», «математические способности», сопоставляет взгляды разных авторов, высказывает свое отношение к многообразию трактовок этих ПОНЯТИЙ.
Студент изучает теоретическую и методическую литературу по проблеме; раскрывает сущность подходов к теме, структуру, значение, развитие математических способностей в дошкольном возрасте.
В заключение необходимо определить оптимальные условия развития способностей, дать их обоснование.
Рекомендуемая литература
1. Крушцкий В. А. Психология математических способностей школьников.— М., 1968.
2. Масару Ибука. После трех уже поздно.— Мм 1992,
8. Михайлова S.A. Игровые задачи для дошкольников.— М., 1996.
4. Никитин В. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.— Мм 1989.
5. . Одаренные дети. Пере», с англ.— М., 1991,
6. Образовательная система в детском саду по программе «Развитие*.— М., 1996.
7. Программа «Развитие». Основные положения.— М., 1994.
Тема 5. Возможности освоения элементарных
Д математических зависимостей детьми 5—6 лет
Цела. Выяснить содержание математических зависимостей, доступных старшим дошкольникам, определить пути, средства освоения в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности.
Примерный план
1. Понимание зависимости как связи всех предметов, явлений.
2. Возможности восприятия и понимания детьми старшего дошкольного возраста функциональных зависимостей,
3. Содержание зависимостей, осваиваемых в дошкольном возрасте.
4. Основные педагогические условия успешного освоения функциональных зависимостей детьми 5—6 лет.
Методические рекомендации
Изучая психолого-педагогическую литературу, студент выясняет сущность понятия «математические зависимости», необходимость и особенности освоения их в дошкольном возрасте.
Студент самостоятельно выделяет содержание функциональных зависимостей, анализирует их по структуре, выявляет зависимости, возможности овладения этими понятиями для -детей 5-6 лет.
Студент определяет основные условия и требований к организации математического развития детей: направленность на освоение свойств и отношений предметов; возможность осуществления детьми действий преобразования решения творческих задач, активное участие детей в экспериментировании и др.
Рекомендуемая литература
1. Непомнящая Р.Л. Особенности представлений у детей о некоторых математических зависимостях // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста.— Л., 1984.
2. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. — М., 1985.
3. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления.— М., 1972.
4. Теория и методика математического развития дошкольников: Хрестоматия в б ч.— СПб, 1996.