Состав слюны и ротовой жидкости 2 страница
1 – имеется зубной налет;
2 – кровоточивость;
3 – зубной камень;
4 – патологический карман;
5 – подвижность.
где количество зубов у детей 6-11 лет считают равным 24;
12 – 14 лет – 28;
15 лет и старше – 30
Оценка индекса КПИ в зависимости от тяжести поражения производится следующим образом:
0.1 – 1 – риск заболевания;
1.1 – 2 – легкая форма;
2.1 – 3.5 – заболевание средней тяжести;
3.6 – 5 – тяжелая форма.
5. Индекс нуждаемости в лечение периодонта (CPITN). Для определения верхнюю и нижнюю челюсть условно делят на три сегмента: фронтальный - от клыка до клыка, и два боковых. В каждом сегменте должны быть обследованы 1 или 2 зуба. Оценив до 12 зубов, регистрируют состояния шести зубов, по 1 из каждого сектора, которые находятся в худшем состоянии.
17/16 11 26/27
47/46 31 36/37
Оценка производится по следующим критериям:
0 – признаки отсутствуют;
1 – кровь после зондирования;
2 – зубной налет;
3 – патологический карман до 5 мм;
4 – мах.
При наличии в области обследуемого зуба нескольких признаков поражения пародонта регистрируется более тяжелый признак. На основе определения индекса CPITN можно заявить потребность в лечении заболеваний тканей пародонта:
Код 0 – лечение не требуется;
Код 1 – необходимо обучение гигиеническому уходу за полостью рта;
Код 2 – 3 – удаление над – и поддесневого зубного камня и зубных отложений с обучением гигиеническому уходу за полостью рта;
Код 4 – комплексные методы лечения, включая хирургические, с обязательным обучением гигиеническому уходу за полостью рта.
9. Профилактическое стоматологическое отделение поликлиники. Асептика и антисептика. Профилактика ВИЧ-инфекции.
Основными задачами профилактического отделения является:
· оказание неотложной высококвалифицированной стоматологической помощи прикрепленному населению в рамках территориальной программы государственных гарантий;
· оказание плановой консультативной, диагностической и лечебной стоматологической помощи на выезде (бригадным методом на выезде в районы области, оздоровительные лагеря);
· проведение мероприятий по профилактике заболеваний челюстно-лицевой области среди закрепленного детского населения в школах, ГПТУ, учебных комбинатах, высших и средних учебных заведениях, среди рабочих и служащих на закрепленных за поликлиникой промышленных предприятиях;
· организация и проведение мероприятий, направленных на ранее выявление детей с заболеваниями челюстно-лицевой области и своевременное их лечение.
Профилактическое отделение в своей структуре имеет лечебные стоматологические кабинеты:
· на промышленных предприятиях ;
· учебных заведениях;
· школах;
· призывных пунктах;
· поликлиниках;
Асептика - метод предупреждения проникновения микробов в рану или организм при диагностических и лечебных манипуляциях. Она достигается: стерилизацией белья, перевязочного, шовного материала, инструментария, подготовкой рук медицинского персонала, операционного поля.
Антисептика - комплекс мероприятий по ограничению и уничтожению попавшей в рану инфекции.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАРАЖЕНИЙ И ПРАВИЛАМ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ПЕРСОНАЛА
Медицинский персонал подразделений стоматологической поликлиники относится к группе риска профессионального заражения по ВИЧ-инфекции, вирусным гепатитам, гнойно-септическим и другим инфекциям бактериальной и вирусной природы.
1. При первичном посещении пациента стоматолог обязан выяснить, имеются ли у пациента в анамнезе хронические стоматологические и инфекционные заболевания, в т.ч. вирусные гепатиты «В» и «С», носительство НBS-антигена, обширные хирургические вмешательства, переливания крови и ее компонентов, гемофилия. В обязательном порядке у каждого пациента собирается анамнез по ВИЧ-инфекции.
2. Персонал стоматологических кабинетов должен работать в специальной одежде, сменной обуви, масках, резиновых перчатках, защитных очках или в специальных щитках.
3. Во время препаровки кариозных полостей и при обтачивании зубов высокооборотными установками рекомендуется защищать органы дыхания врача и его помощника одноразовыми масками, которые подлежат затем утилизации как отходы класса «В».
4. Для сохранения нормального состояния кожи рук в процессе работы следует:
• мыть руки водой комнатной температуры (около + 20° С);
• тщательно подсушивать руки разовым бумажным полотенцем или салфеткой
(допускается использование индивидуальной тканевой, смена которой проводится 1 раз в смену или по мере необходимости);
•не допускать попадания на открытые участки кожи лекарственных препаратов;
•применять нейтральные сорта мыла (предпочтительно жидкое с дозирующими
устройствами), разрешенные к использованию в ЛПУ.
5. Для предупреждения инфицирования в процессе работы через кровь и слюну пациентов все манипуляции следует проводить в резиновых перчатках, при этом с рук должны быть сняты все украшения. Перед надеванием перчаток в начале работы руки должны быть тщательно вымыты с мылом под проточной водой, высушены разовым бумажным или индивидуальным полотенцем. Затем необходимо провести гигиеническую обработку рук с использованием антисептического средства и надеть перчатки.
6. Смена перчаток производится после обслуживания каждого пациента.
7. После обслуживания пациента проводится гигиеническая обработка рук с
использованием антисептика. При видимых загрязнениях предварительно проводится мытье рук с мылом под проточной водой. При отсутствии видимых загрязнений достаточно обработки только антисептиком.
8. Все повреждения поверхности кожи на руках медицинского персонала должны быть заклеены лейкопластырем или закрыты напальчником.
9. Врачи-стоматологи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, имеющие непосредственный контакт с кровью и другими биологическими секретами пациентов, подлежат вакцинации против вирусного гепатита «В».
10. Во время лечения пациента медицинскому персоналу следует избегать контактов, способствующих микробному загрязнению объектов и распространению инфекции (нельзя вести записи, прикасаться к телефонной трубке, касаться руками своих глаз, носа, рта и т.п.).
11. Запрещается прием пищи в лечебных кабинетах.
12. Профилактические меры при порезе или проколе инструментом, контактирующим с
биологическими жидкостями, кожи рук или рук в перчатках необходимо:
• снять перчатки;
• если появилась кровь – не останавливать;
• если крови нет – выдавить несколько капель;
• обработать рану 70 % этиловым спиртом;
• вымыть руки под проточной водой с мылом (двукратное намыливание);
• обработать рану 5 % спиртовым раствором йода;
• сделать запись в журнале учета аварийных ситуаций;
• провести на базе Городского центра по борьбе со СПИДом исследование крови на BИЧ-инфекцию (своей и пациента в день аварии), затем через 3 и 6 месяцев только своей.
10. Оборудование и инструментарий профилактического стоматологического отделения. Комнаты, классы гигиены и профилактики в детских дошкольных учреждениях.
Материальная база профилактики. Кабинеты здоровья или комнаты (уголки) гигиены полости рта в школах, детских дошкольных учреждениях, на здравпунктах предприятий, а также комнаты гигиены полости рта в стоматологических поликлиниках.
Для их создания необходимо:
1) разработать номенклатуру оборудования и проекты помещений для профилактики стоматологических заболеваний в школах, детских дошкольных учреждениях, здравпунктах, стоматологических учреждениях;
2) во вновь строящихся школах предусмотреть выделение Специального кабинета здоровья, предназначенного для гигиенического воспитания детей, обучения их здоровому образу жизни, знаниям и навыкам профилактики основных заболеваний, в том числе стоматологических;
3) предусмотреть создание комнат или уголков гигиены и профилактики стоматологических заболеваний в ранее построенных школах и дошкольных учреждениях путем создания классов здоровья и переоборудования приспособленных помещений (стоматологические и врачебные кабинеты, умывальные комнаты, холлы перед столовой и т.д.).
В детских учреждениях, школах и детских садах возможно несколько вариантов помещений для профилактики стоматологических заболеваний. Если имеется стоматологический кабинет достаточной площади, то размещение в нем 3-5 раковин с зеркалами позволит обучать детей гигиене полости рта. Санитарно-просветительную работу в таких случаях следует проводить в классах или группах, а осмотр и профилактические манипуляции — в кресле стоматолога или приспособленном для этих целей кресле.
В детских садах и школах желательно организовать комнату гигиены или кабинет здоровья, осмотров детей, профилактической работы, проводимой окулистом, стоматологом, ортопедом, педиатром и другими специалистами в соответствии со школьной программой обучения. В случае отсутствия отдельного помещения используют умывальные комнаты или холлы перед столовыми, предназначенные для мытья рук.
Оборудование комнат гигиены состоит из раковин с зеркалами над ними, столов, стульев, стендов, плакатов, санитарных бюллетеней, выставок, стоматологической установки (кресло), набора моделей челюстей, зубных щеток, инструментария для осмотра полости рта, снятия зубных отложений, определения индексов состояния зубов и пародонта, экрана, диапроектора и др.
К средствам профилактики относятся средства для определения состояния органов полости рта, диагностики заболеваний, проведения профилактических манипуляций. Обычно применяют растворы красителей для оценки гигиены полости рта (жидкость Шиллера — Писарева, раствор основного фуксина, эритрозина), 2 % раствор метиленового синего, фторлак, фтористые гели, 0,05 % и 0,2 % растворы натрия фторида для полоскания, 10 % раствор кальция хлорида, реминерализующие гели, пасты, смеси, набор медикаментов для дезинфекции и высушивания зубов, пародонта и др.
При проведении профилактической работы на рабочем месте врача целесообразно иметь специальный отдельно хранящийся лоток, на котором располагается необходимый набор средств для диагностики и профилактики. Он должен быть подан врачу при необходимости.
В стоматологических учреждениях рекомендуется организовать кабинет профилактики и гигиены полости рта со стоматологической установкой, 5—10 раковинами с зеркалами, другим перечисленным оборудованием. Этот кабинет должен быть закреплен за одним из отделений (лучше за детским или профилактическим).
11. Санитарно-просветительная работа: формы, методы.
Санитарно-просветительская работа имеет два направления - пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни и агитация населения за соблюдение правил и методов ЗОЖ.
Формы проведения СПР подразделяются на активные (беседы, выступления, лекции, доклады) и пассивные (издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др.)
Преимуществом активных форм работы является непосредственная связь и взаимодействие специалистов и населения, что обеспечивает наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на неограниченную аудиторию.
Активные и пассивные формы СПР применяются среди организованных групп детского населения и неорганизованных детей, посещающих стоматологические детские учреждения с родителями и без них.
Причём среди организованного населения эта работа осуществляется более
эффективно, так как охватывает все четыре основных звена (медицинские
работники, педагоги, родители и дети). Среди неорганизованного населения
следует ожидать меньшую эффективность потому, что участвуют в работе только 2 звена (родители и дети).
Продуманный и комплексный подход к СПР среди детей дает наилучшие
результаты, он наиболее эффективен в привитии здоровых навыков на всю жизнь. Основой такого подхода является комплексность воздействия санитарного просвещения.
Первый этап СПР - беседы с педагогами и медицинскими работниками
детского учреждения (изложение сущности планируемых мероприятий, объяснение роли воспитателей и медицинских работников учреждения в проводимой работе).
Вторым этапом СПР в организованных коллективах является беседа или
выступление перед родителями (напомнить родителям о необходимости следить за состоянием зубов и органов полости рта детей и вызвать заинтересованность в проведении мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний).
Третьим этапом СПР являются беседы с детьми, в зависимости от их возраста: - детям 2-4 лет беседы должны носить игровой характер и не нести поучительных и убеждающих интонаций.
- Для детей в возрасте 5-7 лет беседа должна носить несколько иной характер - беседу необходимо начать с объяснения, почему надо сохранять здоровыми зубы и какие мероприятия для этого необходимы. В беседах имеет смысл коснуться значения питания, особенно очищающего полость рта, для сохранения зубов.
- У младших школьников (1-4 классы) СПР рекомендуется строить в виде 3
уроков здоровья, объединенных единой темой “Берегите зубы”.
- В старших классах при подготовке уроков необходимо учитывать принципы научного подхода, указывать подросткам на практическую обоснованность профилактики, а также учитывать психологические и физиологические особенности пубертатного периода.
12. Гигиеническое воспитание населения: направления, формы, методы.
Гигиеническое воспитание – это система привития навыков на основе знания правил ЗОЖ и убежденности в необходимости их соблюдения. ГВ включает два направления: санитарно-просветительскую работу и контроль за гигиеной полости рта.
Санитарно-просветительская работа имеет два направления - пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни и агитация населения за соблюдение правил и методов ЗОЖ.
Формы проведения СПР подразделяются на активные (беседы, выступления, лекции, доклады) и пассивные (издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др.)
Преимуществом активных форм работы является непосредственная связь и взаимодействие специалистов и населения, что обеспечивает наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на неограниченную аудиторию.
Активные и пассивные формы СПР применяются среди организованных групп детского населения и неорганизованных детей, посещающих стоматологические детские учреждения с родителями и без них.
Причём среди организованного населения эта работа осуществляется более
эффективно, так как охватывает все четыре основных звена (медицинские
работники, педагоги, родители и дети). Среди неорганизованного населения
следует ожидать меньшую эффективность потому, что участвуют в работе только 2 звена (родители и дети).
Продуманный и комплексный подход к СПР среди детей дает наилучшие
результаты, он наиболее эффективен в привитии здоровых навыков на всю жизнь. Основой такого подхода является комплексность воздействия санитарного просвещения.
Первый этап СПР - беседы с педагогами и медицинскими работниками
детского учреждения (изложение сущности планируемых мероприятий, объяснение роли воспитателей и медицинских работников учреждения в проводимой работе).
Вторым этапом СПР в организованных коллективах является беседа или
выступление перед родителями (напомнить родителям о необходимости следить за состоянием зубов и органов полости рта детей и вызвать заинтересованность в проведении мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний).
Третьим этапом СПР являются беседы с детьми, в зависимости от их возраста: - детям 2-4 лет беседы должны носить игровой характер и не нести поучительных и убеждающих интонаций.
- Для детей в возрасте 5-7 лет беседа должна носить несколько иной характер - беседу необходимо начать с объяснения, почему надо сохранять здоровыми зубы и какие мероприятия для этого необходимы. В беседах имеет смысл коснуться значения питания, особенно очищающего полость рта, для сохранения зубов.
- У младших школьников (1-4 классы) СПР рекомендуется строить в виде 3
уроков здоровья, объединенных единой темой “Берегите зубы”.
- В старших классах при подготовке уроков необходимо учитывать принципы научного подхода, указывать подросткам на практическую обоснованность профилактики, а также учитывать психологические и физиологические особенности пубертатного периода.
13. Роль и место врача-стоматолога в санитарном просвещении и обучении методам гигиены полости рта в ДДУ и школах.
Функциональные обязанности врача-стоматолога:
1)Осуществление санитарно-гигиенического и дезинфекционно-стерилизационного режима в кабинете.
2)Подготовка рабочего места к приему пациентов.
3)Осмотр полости рта пациента и регистрация состояния твердых тканей зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта.
4)Определение гигиенического состояния полости рта пациента и осуществление контроля за гигиеной полости рта.
5)Обучение методикам чистки зубов и ухода за полостью рта.
6)Подбор индивидуальных средств гигиены.
7)Инструментальное удаление мягких и твердых зубных отложений.
8)Местное применение фторидсодержащих средств (лаков, гелей, аппликаций, полосканий).
9)Проведение реминерализующей терапии.
10)Герметизация фиссур зубов.
11)Проведение стоматологического просвещения детей и взрослых по вопросам возникновения и профилактики стоматологических заболеваний, пропаганда здорового образа жизни.
12)Оформление стенда со средствами гигиены и профилактики.
13)Ведение учетно-отчетной документации (заполнение истории болезни, статистических талонов).
14. Возможности и методы определения эффективности профилактической работы в стоматологии.
15. Методика осмотра челюстно-лицевой области. Исследование органов и тканей полости рта.
Осмотр полости рта начинается с визуальной оценки цвета и рельефа слизистой оболочки полости рта, отмечается нарушение целостности и наличие элементов поражения.
1) Осмотр слизистой оболочки полости рта:
· Комиссуры, слизистая оболочка губ
· Преддверие полости рта
· Слизистая оболочка щек
· Слизистая оболочка твердого и мягкого неба
· Спинка и боковые поверхности языка
· Нижняя поверхность языка и дно полости рта
2) Гигиена полости рта и состояние пародонта.
3) Обследование зубов и зубных рядов.
4) Окклюзия и ортодонтический статус.
Архитектоника преддверия и дна полости рта.
Форма и глубина преддверия (в норме 8-10 мм, 5 мм – мелкое преддверие).
Форма и прикрепление уздечек губ и языка (уздечки в норме имеют треугольную форму; уздечки губ широким основанием прикрепляются к губе и оканчиваются по средней линии альвеолярного отростка на расстоянии 5 мм от десневого края).
В норме десна бледно-розового цвета, плотная, умеренно влажная, межзубные сосочки остроконечной формы. Оценивают консистенцию десны, определяют участки болезненности, наличие кровоточивости и выделений из карманов.
Осмотр зубных рядов:
При оценке зубного ряда учитывают взаимоотношение зубов, наличие зубных отложений, степень стертости коронок, наличие кариозных полостей и дефектов зубов некариозного поражения, качество пломб.
Для оценки состояния прикуса необходимо знать периоды формирования прикуса:
1. Период беззубых челюстей - от рождения до прорезывания первого зуба:
· ребенок не имеет зубов
· наличие в челюсти 20 зачатков временных и 16 постоянных (1,2,3,6 зубов) в каждом сегменте
· соотношение челюстей: щель по сагитали 7-14 мм (младенческая ретрогения), щель по вертикали 1-2,5 мм
Приспособления к акту сосания:
· плоское небо
· несформированный ВНЧС
· хоботообразные губы
· выраженные десневые валики с плотной десневой мембраной
· выраженный жировой комок Биша в толще щеки
2. Период временного прикуса – от 6 месяцев до 6 лет – от первого временного до прорезывания первого постоянного зуба
а) период формирующегося временного прикуса (6 мес-2,5-3 года):
· прорезывание зубов. В норме - своевременное, последовательное, парное. При патологии - замедленное, преждевременное, непоследовательное, непарное.
· соотношение челюстей - устраняется щель по сагитали. Устраняется щель по вертикали за счет прорезывания зубов. исчезают приспособления к акту сосания.
· дыхание носовое, глотание соматическое.
б) период сформированного временного прикуса (2,5-3года-6 лет)
- зубная дуга в виде полукруга. 10 зубов на верхней и 10 зубов на нижней челюсти.
- соотношение челюстей: зубы верхней челюсти перекрывают зубы нижней челюсти на 1/3 высоты коронки (в переднем отделе) В переднем отделе -режуще-бугорковый контакт, в боковых отделах - фиссурно-бугорковый контакт. Небные бугры верхних зубов располагаются в фиссурах нижних.
- происходит резорбция корней I и II зубов. Появляется их физиологическая подвижность, физиологическая стираемость резцов, появляются тремы и диастемы в переднем отделе
3. Период сменного прикуса- 6-12 лет. От прорезывания первого постоянного до прорезывания последнего седьмого зуба:
- прорезывание постоянных зубов. В норме - своевременное, последовательное парное. Формируются корни постоянных зубов
- соотношение челюстей: зубы верхней челюсти перекрывают зубы нижней на 1/3 высоты коронки в переднем отделе. В переднем отделе - режуще-бугорковый контакт, в боковых отделах - фиссурно-бугорковый контакт.
- происходит резорбция корней клыков и временных моляров, появляется их подвижность, физиологическая стираемость III, IV, V зубов. Появление трем между клыками и временными молярами.
4. Период формирования постоянного прикуса(12-21 год). Заканчивается прорезыванием зубов мудрости.
Характеристика ортогнатического прикуса:
- зубы верхней челюсти перекрывают зубы нижней челюсти на 1/3 высоты коронки в переднем отделе
- в переднем отделе режуще-бугорковый контакт, в боковых отделах фиссурно-бугорковый контакт
- каждый зуб, кроме 41,31,и17,27 или 18, 28 имеет 2 антагониста. В качестве антагонистов зубы верхней челюсти имеют одноименный и позадистоящий, а зубы нижней челюсти - одноименный и впередистоящий зубы
- средняя линия лица совпадает с линией, проходящей между центральными резцами верхней и нижней челюстей
- отсутствие трем и диастем
- множественные контакты по окклюзионной плоскости
- зубы верхней челюсти расположены по дуге полуэллипса, а зубы нижней челюсти по параболе
Обследование зубов и зубных рядов проводят в определенном порядке, начиная с верхней челюсти, и последовательно осматривают каждый зуб от зуба 1.8. до зуба 2.8. на верхней челюсти и от зуба 3.8. до зуба 4.8. на нижней.
При осмотре каждого зуба обращают внимание на следующее:
- его положение
- форму
- цвет
- состояние твердых тканей (поражение кариесом, флюорозом, гипоплазией)
- наличие пломб, вкладок, их состояние
- устойчивость зуба
- положение по отношению к окклюзионной поверхности зубного ряда.
Определение состояния периодонта проводят с помощью перкуссии:
Перкуссия– постукивание по режущему краю или жевательной поверхности зуба пинцетом или ручкой зонда – для определения состояние периодонта. При наличии воспалительного процесса в периодонте – болевые ощущения. Перкуссию начинают со здоровой стороны. Различают вертикальную (удары совпадают с осью зуба) и горизонтальную (удары имеют боковое направление) перкуссию.
Подвижность зубов определяют пинцетом путем раскачивания. Существует физиологическая подвижность зуба (является естественной, визуально незаметной и обусловленной эластичностью периодонта).
Патологическая подвижность (заметное глазом смещение даже от воздействия небольшого усилия). Выделяют 4 степени патологической подвижности зубов (Энтин Д.А.):
· I смещение зуба в одном направлении (вестибуло-оральном)
· II смещение зуба в двух направлениях (вестибуло-оральном и мезио-дистальном)
· III смещение зуба в трех направлениях (вестибуло-оральном, мезио-дистальном и вертикальном направлении)
· IV возможны, кроме всего прочего вращательные движения зуба.
16. Сравнительная оценка здоровых и пораженных твердых тканей зуба. Запись зубной формулы.
Признаки здоровой эмали.
1. Цвет. В норме временные зубы имеют цвет от голубоватого до молочно-белого. Постоянные зубы - от белого до темно желтого.
На изменение цвета эмали влияют ряд факторов:
A. Налеты:
- мягкий зубной налет;
- налет курильщика;
- пристлиевский зубной налет;
- профессиональный налет.
Б. Выбор метода лечения:
- резорцин-формалиновый метод;
- метод серебрения;
- депофорез гидроокиси меди - кальция;
- наложения пломбы, содержащей ионы металла.
B. Заболевания:
- гипоплазия (местная, системная);
- флюороз.
2. Целостность эмали зуба (с помощью зеркала).
Норма; форма коронки соответствует групповой принадлежности, имеются фиссуры, слепые ямки. На остальных участках эмаль гладкая, без трещин и других деформаций.
Патология: форма может быть изменена: разрушение коронок кариозным процессом, образование участков гипоплазии, гиперплазии эмали, наличие трещин эмали, повышенная стираемость зубов.
3. Блеск эмали (с помощью зеркала).
Норма: выраженный блеск.
Патология: депульпированные зубы не имеют блеска.
4. Увлажненность эмали.
Норма: поверхность эмали увлажнена.
Патология: при отсутствии увлажненности (открытый прикус, ксеростомия) развивается галопируюший кариес.( множественный)
Запись зубной формулы.
1)Графико-цифровая система. Зуб обозначается порядковым номером, помещенным в соответствующий квадрант:
Постоянные зубы
правая 8 7 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 7 8 левая
сторона 8 7 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 7 8 сторона
Временные зубы
правая V IV III II I | I II III IV V левая
сторона V IVI II II I | I II III IV V сторона
2)Часть графической числовой зубной формулы:
6| первый постоянный моляр верхней челюсти справа,
| IV первый временный моляр верхней челюсти слева.
3)Международная двузначная система ВОЗ:
18 17 16 15 14 13 12 11| 21 22 23 24 25 26 27 28
48 47 46 45 44 43 42 41 | 31 32 33 34 35 36 37 38
Для временных зубов обозначение квадрантов:
55 54 53 52 51|61 62 63 64 65
85 84 83 82 8 1| 71 72 73 74 75
С - кариес; Р - пульпит; Pt - периодонтит; R - корень; П - пломба; О - отсутствует
17. Приобретенные структуры полости рта. Классификация. Роль зубных отложений в физиологии и патологии полости рта.
Классификации Г. Н. Пахомова:
I. Неминерализованные зубные отложения, куда входят: а) пелликула, б) зубная бляшка, в) мягкий зубной налет, г) пищевые остатки (детрит);
II. Минерализованные зубные отложения: а) наддесневой зубной камень, б) поддесневой зубной камень.
Пелликула зуба — это приобретенная тонкая органическая пленка. Пелликула является структурным элементом поверхностного слоя эмали и может быть удалена лишь с помощью сильных абразивов. Для обнаружения пелликулы в клинических условиях обычно применяют красители, например эритрозин, под воздействием которого она приобретает ярко-красный цвет. В полости рта при контакте зуба со слюной она может образовываться за 20—30 минут. Она придает эмали избирательную проницаемость.) в этом состоянии благоприятствовать развитию кариеса зубов.
Зубная бляшка — это бесцветное образование, которое располагается над пелликулой зуба. Обнаружить ее можно только при специальном окрашивании. Бляшка не смывается и практически не удаляется при чистке зубов. Ее можно соскоблить лишь экскаватором или гладилкой. Именно в зубной бляшке происходит активная жизнедеятельность микроорганизмов, сопровождаемая кислотообразованием, ферментативной активностью и другими процессами метаболизма микроорганизмов. В настоящее время большинство исследователей пришли к согласованному мнению, что в возникновении кариеса и воспалительных заболеваний пародонта важнейшая роль принадлежит зубной бляшке. Образование бляшки начинается с присоединения к пелликуле или эмали монослоя бактерий с помощью липкого межбактериального матрикса. Она состоит главным образом, из микроорганизмов, эпителиальных клеток, лейкоцитов и макрофагов.