III. Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Снежинка». Написал его замечательный поэт Константин Дмитриевич Бальмонт, которого Александр Блок назвал «поэтом с утренней душой». Как вы думаете, почему?
IV. Биографическая справка.
"Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространств попадает Бальмонт на землю — в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал... надевает пенсне и надменно (вернее, испуганно) озирается по сторонам, поднимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой...
Константин Дмитриевич Бальмонт родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Самые яркие впечатления детских лет — природа среднерусской полосы. "В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озера, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют", — вспоминал поэт в автобиографии 1907 г.
«Снежинку» Константин Дмитриевич написал в 1903 году.
В это время Бальмонт — кумир публики, он — на гребне своих творческих возможностей и "царит над русской литературой".
V. Работа над новым материалом.
1. – Самостоятельно прочитайте стихотворение про себя и ответьте на вопросы №1на стр. 151.
- Какое настроение вызывает стихотворение?
- Какой приём использует Бальмонт, создавая образ героини?
(Олицетворение - изображение неживых предметов в виде живых существ.)
- Как автор относится к снежинке? Докажите, используя слова из стихотворения.
2. Словарная работа с объяснением значения слов:
лазурная взметается лелеющем кристальная
VI. Физкультминутка.
Игра «Волшебные ворота»
2 ученика держатся за руки, образуя ворота. Через эти ворота может пройти только тот, кто назовёт слово или словосочетание, относящееся к теме «Зима»
VII. Продолжение работы над новым материалом.
1. Выразительное чтение. (Учащиеся в группах определяют вид чтения: соло, дуэтом, трио и т.д.)
Одна из групп выполняет работу экспертов, используя схему анализа.
Схема анализа чтения. |
1. Читал (а) с чувством? |
2. Соблюдал (а) нужную интонацию? |
3. Правильно ли выдерживал (а) паузы? |
4. Правильно ли ставил (а) логические ударения? |
5. Не было ли при чтении ошибок в словах? |
2. – Вы обратили внимание, что восклицательное предложение начинает и заканчивает стихотворение? Автор повторяет одно и то же предложение, создавая своеобразный замкнутый круг. Этот приём называется рондо и навевает мысль о музыке. Какая музыка подошла бы к этому стихотворению: танец, вальс, марш, песня?
– Прочитайте под вальс П. И. Чайковского из альбома «Времена года»
3. – А теперь прочитайте под музыку, сопровождая движениями. Помогут вам в этом глаголы из 2-5 четверостиший. Найдите их и подчеркните карандашиком.
4. – Сейчас я попрошу вас всех стать членами экспертной группы и оценить моё чтение.
(Чтение учителем и анализирование учащимися).
VIII. Выполнение творческих заданий группами
«Это произведение напомнило мне такой случай из моей жизни...»
«Если бы я был (а) иллюстратором, то нарисовал (а) бы...»
«Наиболее радостным мне показался эпизод о...»
«Произведение (эпизод) вызвали у меня следующие чувства…»
«Я почувствовал(а)...»
«Я увидел(а)...»
«Я ощутил(а)...»
«Я улыбнулся(ась)...»
« Я вспомнил(а)...»
« Я подумал(а)...»
« Я представил(а)...»
«Я бы продолжил (а) написанное так...»
IX. Итог урока.
Подводя итог урока мне, хочется процитировать высказывание К.Бальмонта:
«Истинно то, что сказалось сейчас. Что было перед этим, уже не существует. Будущего, быть может, не будет вовсе. Подлинно лишь одно настоящее, только этот миг, только мое сейчас ...»
И действительно, что такое стихи Бальмонта, как не запечатленные мгновения?
– Почему К. Бальмонт назвал снежинку смелой?
– Продолжите предложения:
Я доволен своей работой, потому что…
Я допустил ошибку…
Мне следует поработать над…
X. Домашнее задание.
– Дома выполнить одно из творческих заданий по выбору.
1. Сыграть мини-спектакль.
2. Спеть.
3. Написать мини-сочинение.
4. Придумать загадку.