Лекция №1Эпоха возрождения.
Старая итальянская школа сформировалась в эпоху «Возрождения», когда человек, как Божье создание, считался совершенным. С этих позиций итальянские педагоги 17 — 18 века разработали методику обучения пению на основе невмешательства в работу органов голосообразования, что соответствовало пониманию целостного и системного подхода к обучению пению. Такой подход не исключал изучения работы каждого органа в этой системе. Устройство голосового аппарата певца связывалось с наличием двух голосообразующих систем: грудного голоса (легкие и трахея) и головного голоса (гортань и головной резонатор). Возникновение грудного голоса четко связывалось с голосообразующей функцией трахеи (за счет вибрации ее голосовой мембраны) - «arteria vocale» (Д. Царлино). Организация певческого дыхания осуществлялась по принципу естественного небольшого вдоха без видимого расширения груди и живота, причем состояние вдоха, удерживалось до конца певческой фразы Эти взгляды итальянских педагогов 17 — 18 веков соответствуют представлениям современной вокальной методики. Стоит отметить огромную роль в создании методики обучения пению в старой итальянской школе певцам-кастратам, которые отдавали всю свою жизнь служению вокальному искусству. Методические положения педагогов старой итальянской школы способствовали воспитанию огромного количества высококвалифицированных певцов, искусство которых создало такое направление как школа «bel canto», главный девиз которой — простота и естественность.
Основные методические положения «bel canto».
-Простота и естественность голосообразования.
-Невмешательство в работу отдельных голосовых органов.
-Постепенность освоения техники пения в единстве с музыкальным развитием певца. Чистота и ровность звучания певческих гласных.
-Выработка совершенной кантиленности певческой фразы совершенство филировки голоса певца.
-Выравнивание диапазона голоса путем соединения грудного и головного регистров (грудного и головного голосов).
Эти методические принципы явились фундаментом развития мирового вокального искусства, которые пройдя сквозь тернии механистической физиологии, в 21 веке, возвращаются к основным принципам старой итальянской школы на научной основе физиологии высшей нервной деятельности.
Во второй половине 19 века на свет появилась теория немецкого ученого физиолога и фониатра Мандля — о роли диафрагмы в регуляции певческого дыхания. Мандль считал, что поскольку легкие лишены мышечных волокон (о существовании гладкой мускулатуры в то время еще не было известно), то процесс дыхания происходит благодаря движениям межреберных мышц и диафрагмы. Опуская при помощи вдоха диафрагму, можно добиться, по мнению Мандля, хорошо управляемого произвольного выдоха для поддержания подсвязочного давления при певческой фонации. С точки зрения господствующей в то время механистической физиологии, эти утверждения Мандля были вполне логичны.
Большинство вокальных педагогов подхватили эту идею. Как писал И.К.Назаренко/ «В преподавании пения произошла настоящая революция, большинство профессоров начали уничтожать все то чему только что поклонялись; только и было слышно: «диафрагматическое», «абдоминальное», «брюшное дыхание».
Занятия некоторых педагогов стали походить на пытки инквизиции. Чтобы добиться дыхания при неподвижной грудной клетке, должны были петь лежа на матрасах с какой-либо тяжестью на груди, при ее отсутствии преподаватель сам садился на грудь ученика ...». Не избежали влияния идей Мандля в своих теоретических высказываниях и великие европейски педагоги М.Гарсиа (сын) и Ф. Ламперти.
Однако, многие практические их практические советы остались в русле старой итальянской школы. Жертвами взглядов механистической физиологии становятся жертвами по сей день тысячи вокалистов, поскольку был утерян взгляд на целостность и естественность голосообразования в пении.
Пение как вид вокального искусства существовало уже до нашей эры в Египте, Малой Азии, в восточных странах и в Древней Греции. Считается, что родоначальницей оперного пения, как вокального жанра, является Италия. Из литературных источников до нас имена прославившихся греческих певцов Терпандра(676 г. до н.э.), Стехизора, Ксенокрита, Клеомена, Теона и др.
Начиная с 16-го века европейская музыкальная литература обогатилась рядом интересных сочинений, в которых, наряду с общими теоретическими рассуждениями о музыке, приводятся высказывания о технике художественного пения, делаются попытки научного объяснения процесса звукообразования и появляются изложения первых методов обучения художественному пению как искусству. Наиболее значительными работами в 16-ом и 17-ом веках, дошедшие до наших дней, были работы Джозеффо Царлино (16 век), Людовико Цаккони (16 век), Джулио Каччини (17 век), Оттавио Дуранте (17 век), Михаила Преториуса (17 век).
С эпохой Возрождения связан рост светской музыкальной культуры, значительное усиление влияния народной музыки, возникновение музыкальных академий, профессиональных музыкально-учебных заведений - консерваторий. К 15-му веку относится расцвет новых песенных жанров, отразивших жизнеутверждающее мировоззрение эпохи Возрождения - фротолла, страмботто, виланелла.
Светские вокальные жанры утверждали иной тип многоголосия, близкие к народному творчеству, эти песни были широко популярны.Именно в Италии откристаллизовалось в своих основных качествах искусство оперного певца как жанр. В Италии произошел первоначальный отбор и типизация всех вокальных понятий. Из Италии вышли и удержались до сих пор во всем мире термины вокального искусства, определились и наметились основные элементы технологии оперного пения, такие понятия, как тесситура, дыхание, диапазон голоса, сольфеджирование и вокализирование, пассажи, трели, динамика звучания, регистры, интонации и т.д.