Профессиональные ситуации для самостоятельного анализа
Алгоритм анализа работы дошкольного учреждения за учебный год.
- Условия функционирования дошкольного учреждения в прошедшем учебном году;
- уровень выполнения плана работы дошкольного учреждения за прошедший учебный год;
- уровень решения задач прошедшего учебного года:
-указать, чему способствовало выполнение годового плана (или его невыполнение);
-если задачи не решены или решены не в полной мере, то, обязательно указать причины этого;
-указать наиболее результативные мероприятия (показать работу педагогов, которые вышли на высокий результат, получили высшую категорию и т. д.);
анализ работы дошкольного учреждения по всем направлениям деятельности (установление причинно-следственных связей):
-воспитательно-образовательный процесс;
-методическая работа с кадрами;
-административно-хозяйственная деятельность;
-управленческая деятельность;
-работа с родителями (информационное просвещение и обучение) и т.д.;
Выводы и предложения по совершенствованию работы дошкольного учреждения;
Цели и задачи на следующий учебный год.
Составление проблемного анализа работы ДОО
1. Используя материалы проблемного анализа ДОО, дайте оценку грамотности его оформления.
2. С учетом теоретических знаний проблемы внесите конкретные предложения по его корректировке.
Алгоритм проблемного анализа
1. Фиксируется исходное состояние ДОО: в первую очередь оцениваются результаты деятельности учреждения за отчетный период и проводится экспертиза полученных продуктов с целью определить соответствие достигнутого поставленным целям и задачам. Определяются проблемные поля на уровне результатов деятельности.
2. Подробно анализируются содержание и ход образовательного процесса.
3. Анализу подвергаются условия функционирования ДОО.
Схема
Логика проведения проблемного анализа
Под каждую из выявленных в процессе анализа проблем строится дерево целей — системы шагов по устранению противоречий в каждом из аспектов деятельности учреждения: условия, процесс, результат (см. следующую схему).
СЦЕНАРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
(см.К.Ю.Белая Педсовет в дошкольном образовательном учреждении.-М., 2005.-С. 20-21)
Экологическое воспитание дошкольников
Тематический педсовет
Быченкова Т.В., заведующий; Корнюшина Н.Д., старший воспитатель ГОУ № 1690 Москвы
Подготовка
1. Тематический контроль «Состояние экологического воспитания дошкольников».
2. Обобщение опыта работы педагога... по проблеме экологического воспитания.
3. Выставка «Дидактические игры природоведческого содержания»: отчет по самообразованию воспитателей.
4. Посещение детского сада № 1691, работающего по проблеме экологического воспитания с автором программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой.
5. Конкурс на лучшее оформление природного уголка в группе.
6. Приготовление витаминного чая.
7. Подбор ситуационных задач.
8. Самостоятельное изучение литературы и раздела «Природа и ребенок» в программе «Истоки».
Повестка дня
1. Итоги тематического контроля и конкурса на лучшее оформление природного уголка.
2. Работаем по программе С.Н. Николаевой «Юный эколог» (старший воспитатель подводит итоги работы по программе за три года).
3. Из опыта работы воспитателей.
4. Результаты работы по программе С.Н. Николаевой (группы № 3, 9). Экологическое воспитание с точки зрения вальдорфской педагогики (группа № 1).
5. Решение ситуационных задач.
5. Самооценка работы педагогов. Используем фишки разного цвета:
красный — «с этим у меня все отлично»;
зеленый — «теоретически я знаю, но на практике — увы»;
черный — «нужна помощь!».
(Пункты для самооценки заимствованы из кн.: Метенова Н.М. Педсовет: Нравственное воспитание. Ярославль, 1999. С. 59.)
6. Обзор литературы по вопросам экологического воспитания, имеющейся в методическом кабинете.
7. Чаепитие (витаминный чай).
Решения
1. В целях выполнения положений раздела «Природа и ребенок» оборудовать в группах уголки для детского экспериментирования.
2. Пополнить новыми объектами комнату природы.
3. Приступить к созданию на территории детского сада «Уголка луга» и «Уголка леса». Подготовить проекты-чертежи и обсудить их.
4. В каждой группе продумать систему работы с родителями по вопросам экологического воспитания детей.
5. В помощь воспитателям в методическом кабинете составить перечень экскурсий на ближайшие природные объекты с детьми старшего возраста.
6. Организовать путешествия в природу по разработанным конспектам.