Занятие 2. Смысл жизни и призвание педагога
Цель: Осмысление различных философских подходов к смыслу и назначению человеческого бытия, развитие смысложизненных ориентаций студентов.
Примерное содержание занятия
1. Рефлексия эмоционального состояния в начале занятия.
2. Индивидуальная работа участников с заданием «Альтернативный выбор»:
Разные люди видят жизнь по-разному, но каждый из нас должен найти смысл в своей собственной жизни.
Итак, что думают люди о смысле жизни?
· Жизнь – путь к победе. «Veni, vidi, vici – пришел, увидел, победил». Ю.Цезарь.
· Жизнь – миссия. «Поиск смысла – это поиск цели, задачи, общего дела». Н.Ф.Федоров.
· Жизнь – игра. «Весь мир театр, а люди в нем актеры».В.Шекспир.
· Жизнь – поиск Бога. «Ты создал нас, и нашим сердцам не ведом покой, пока не придут они в обитель Твою». Августин.
· Жизнь – служение другим. «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» А.П.Чехов.
· Жизнь – любовь.«Никого не любить – значит не жить». Франсуа Фенелон.
· Жизнь – счастье. «Жизнь – это дар, жизнь – это счастье, каждая минута которого могла бы быть веком счастья». Ф.Достоевский.
· Жизнь – творчество. «Творчество – это природный смысл жизни». Н.Рерих.
· Жизнь – лабиринт. «Жизнь – это неровное, неправильное и многообразное движение». М.Монтень.
· Жизнь – вечное обновление. «Жизнь человеческая должна всегда походить на эту реку, текущую передо мной: постоянно одно и то же русло и в нем каждый момент свежая вода». Г.Торо.
· Жизнь – постоянные перемены. «Познал восторг – познай страданье. Раз я меняюсь – я живу…Застыть пристойно изваянью, а не живому существу». И.Северянин.
· Жизнь – труд. «Труд есть единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье». К.Ушинский.
· Жизнь – борьба. «Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба». В.Белинский.
· Жизнь – следование чувству долга. «Самое высшее удовольствие в жизни – сознание выполненного долга». У.Гэзлитт.
· Жизнь – страдание. «Родился, жил в слезах, в слезах и умираю». А.П.Сумароков.
· Жизнь – путь к смерти. «Первый шаг младенца есть шаг к его смерти». К.Прутков.
Выберите 3 высказывания, с которыми Вы прежде всего согласны, и поставьте около них цифры 1,2,3 по степени их значимости для Вас и знак «плюс». Поставьте такие же цифры со знаком «минус» около тех высказываний, с которыми Вы не согласны.
3. Каждый участник озвучивает свой список и комментирует сделанный выбор, отвечает на заданные вопросы.
4. Обсуждение разных точек зрения.
5. Выступление творческих групп: представление философских концепций, ответы на вопросы.
6. Дискуссия.
Вопросы для обсуждения:
— Почему вопрос смысла жизни вновь и вновь возникает перед человечеством? Это проблема, которая волнует только философов или она одинаково важна для каждого человека?
— Какая из систем философских взглядов ближе вам, почему?
— Всякий ли человек обретает смысл своего существования?
— Что побуждает человека к поиску смысла?
— Что может стать смыслом жизни современного человека, вашим смыслом?
— Почему так важно для учителя жизненное самоопределение?
7. Подведение итогов. Коллективный анализ.
Задания для самостоятельной работы
1. Самоописание (самоисповедь) на одну из тем: «Я в поисках смысла», «Какие идеи лежат в основе моих жизненных установок», «Мое жизненное кредо», «Философия моей жизни» (по выбору).
2. Герой романа М.Лермонтова Печорин страдал от ощущения бессмысленности своей жизни: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в своей душе силы необъятные…Но я не угадал этого назначения…» А в чем Вы видите ваше предназначение, вашу жизненную задачу? Связана ли она с вашей будущей профессиональной деятельностью? Насколько готовы к ее выполнению?
3. Ознакомление с материалом по теме: «Способы осознания и осмысления внутреннего мира личности».