Характеристика изменений в понятийном аппарате специальной (коррекционной) педагогики
Происходящие сегодня изменения в системе образования России, связанные с новыми реальностями социальной жизни, заметно повлияли на терминологию, понятийный аппарат специальной педагогики, заставили многих специалистов задуматься об истинном смысле традиционно употребляемых терминов и профессиональных выражений.
Словосочетанием "специальная педагогика" вместо традиционно принятого "дефектология" (научная специальность - 130003) мы будем обозначать ту составную часть педагогики, проблемной областью которой является педагогическое изучение и различная педагогическая помощь лицам, в том числе и детям, с ограниченными возможностями или специфическими проблемами в сенсорной, интеллектуальной, моторной, эмоциональной сферах, в сфере социального взаимодействия и др.
В настоящее время явно обозначилось несоответствие современным международным терминам ряда обозначений в отечественной специальной педагогике.
Назовем некоторые актуальные лингвосемантические проблемы понятийного аппарата современной специальной педагогики, связанные с переходом на новую ступень аксиологической концепции отношения к лицам с нарушениями.
До конца не решен вопрос о приемлемом названии для современных условий рассматриваемой сферы педагогики: дефектология, коррекционная педагогика, специальная педагогика, ортопедагогика и др.
Многие специалисты соглашаются с тем, что термин "дефектология" достаточно некорректен сегодня и применительно к названию соответствующей сферы знания, и применительно к системе соответствующих фактов и явлений педагогической действительности. Ряд дефектологических факультетов, кафедр изменили названия. Уходят в прошлое термины "дефективные дети", "ненормальные дети", "аномальные дети". Чаще используется калька-заимствование с английского: "дети со специальными (или особыми) нуждами". Для русского языка - это неуклюжее выражение. "Дети с особыми образовательными потребностями" - это выражение в большей степени отражает сущность обозначаемого явления, как и выражение "дети с ограниченными возможностями".
Другой пример неудачной кальки с английского термина является термин "специальное образование". Им обозначают процесс воспитания и обучения детей в коррекционных учреждениях (контекстный перевод с английского - "особое, особенное, индивидуализированное обучение").
Возможно, будут меняться некоторые термины, несущие диагнозную сущность, например, "задержка психического развития".
Особую трудность вызывает отсутствие названий-терминов для новых явлений специальной педагогики. Это заметно в сфере педагогического образования, где появляются новые специализации по специальной педагогике. Вместо названия специалиста приходится прибегать к описанию сферы его профессиональной деятельности - "учитель для работы с детьми с задержкой психического развития", "педагог для работы с детьми с отклонениями в развитии". Со временем язык найдет точное обозначение данной специальности.
Сейчас идет, и государственнные стандарты тому свидетельство, период обновления определенной части понятийного аппарата специальной педагогики.
В новые государственные образовательные стандарты включена дисциплина "Специальная психология и коррекционная педагогика". Это очевидный факт гуманизации педагогического образования. Учитель будет ориентирован на детей с нарушенным развитием, имеющих вследствие этого ограниченные возможности жизнедеятельности, проблемы в учебе, общении, социальном взаимодействии. Цель этого нового предмета - формирование системы важнейших теоретических знаний и практических умений, необходимых педагогу массовой школы в его профессиональной деятельности для понимания сущности и путей решения проблем детей с отклонениями в развитии. Значимость этой сферы возрастет в ближайшем будущем, так как процесс интеграции -воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии в едином потоке с обычными детьми, протекающий не одно десятилетие в зарубежной школе, начался и у нас. Уже сегодня в системе образования есть факты интеграции в обычную массовую школу - классы для детей с нарушениями развития.
Впервые идея интегрированного обучения развивается в проекте Закона Российской Федерации "Об образовании лиц с недостатками здоровья (специальном образовании)". Обучение детей с отклонениями в психофизическом развитии в системе массовых учебных учреждений не означает ликвидации специальных школ. (В Законе описаны восемь типов коррекционных учреждений. В настоящее время появился новый вид коррекционных учреждений - реабилитационные центры).
Примером интегрированного обучения в условиях общеобразовательной школы является открытие специальных классов: выравнивания для детей с задержкой психического развития и компенсирующего обучения для детей группы риска, классов для детей с ослабленным здоровьем, классов педагогической поддержки.
Два разных подхода к обучению детей, испытывающих стойкие трудности в традиционных условиях общеобразовательной школы, отражены в разных нормативных документах - приказе №103 Совмина СССР от 3 июля 1981 г. и приказе №333 МО РФ от 8 сентября 1992 г.
Управления народного образования, практические работники школ испытывают значительные трудности в организации обучения детей этой категории. Это связано с необходимостью использования при отборе и организации обучения знаний из смежных с педагогикой дисциплин: психологии, медицины, социологии, коррекционной педагогики.
В настоящее время форма интегрированного обучения детей с особыми образовательными проблемами не имеет достаточного кадрового обеспечения.
Подготовка специалистов в этой области осуществляется в ИПК и на разного рода курсах. Этого недостаточно.
К интеграционным процессам в массовой школе каждый педагог должен быть подготовлен не только профессионально, но и морально.
Процесс и проблема интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии, как видим, порождает проблему подготовки кадров для работы с детьми с отклонениями в развитии в учреждениях массового типа.
По данным американских исследователей, эта форма обучения требует на 30-40 % больше числа педагогов-дефектологов.