Приложение к практическому заданию №3
Общая учебная нагрузка должна в неделю составлять:
· В начальной школе сдвоенные уроки не проводятся.
· Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, по литературе для написания сочинений, уроков труда, физкультуры (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускаются только при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузы, продолжительностью не менее 30 минут.
· В 10 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
· При составлении расписания следует чередовать предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.
· Уроки физической культуры не рекомендуется ставить первыми, особенно в понедельник из-за медленной врабатываемости организма в учебную деятельность и перед предметами, где требуется наибольшая мобилизация работы головного мозга (литература и русский язык, математика, физика). Наиболее рациональным местом в расписании этого предмета является 4-5-й уроки, когда переключение с умственной деятельности на физическую работу снижает утомление и способствует повышению работоспособности.
· Школьное расписание уроков составляется с учетом динамики дневной и недельной умственной работоспособности учащихся.
· В течение дня работоспособность изменяется следующим образом: на первом уроке работоспособность школьников невысока; наивысшая работоспособность отмечается на 2 - З уроке; на 4 уроке появляется тенденция к снижению трудоспособности; на 5 и 6 уроках возможен некоторый подъем активности (рис. 1).
· В течение недели работоспособность изменяется следующим образом: вторник и среда могут быть заполнены более трудными предметами, так как в эти дни самая высокая работоспособность; в четверг работоспособность стабилизируется, или чуть снижается; в понедельник и пятницу работоспособность относительно низкая; в субботу возможно повышение работоспособности (рис. 2).
Таблица 1
Шкала трудности предметов для 1-4 классов
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) |
Математика | |
Русский (национальный, иностранный) | |
Природоведение, информатика | |
Русская (национальная) литература | |
История (4 классов) | |
Рисование и музыка | |
Труд |
Таблица 2
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) | ||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Химия | - | - | |||
Геометрия | - | - | |||
Физика | - | - | |||
Алгебра | - | - | |||
Экономика | - | - | - | - | |
Черчение | - | - | - | ||
Мировая художественная культура (МХК) | - | - | |||
Биология | |||||
Математика | - | - | - | ||
Иностранный язык | |||||
Русский язык | |||||
Краеведение | - | ||||
Природоведение | - | - | - | ||
География | - | ||||
Граждановедение | - | ||||
История | |||||
Ритмика | - | - | - | ||
Труд | |||||
Литература | |||||
ИЗО | - | ||||
Физическая культура | |||||
Экология | |||||
Музыка | - | ||||
Информатика | |||||
ОБЖ |
Таблица 3
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10-11 классах
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) | Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) |
Физика | Информатика, Экономика | ||
Геометрия, Химия | История, Обществознание, МХК | ||
Алгебра | Астрономия | ||
Русский язык | География, Экология | ||
Литература, Иностранный язык | ОБЖ, Краеведение | ||
Биология | Физическая культура |
Таблица 4
Гигиенические требования к расписанию уроков в школе
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка в часах | |
при 6-дневной неделе | при 5-дневной неделе | |
- | ||
3-4 | ||
10-11 |
Литература
Основная
1. Безруких М. Здоровьесберегающая школа. М., МПСИ . 2004
2. В. Р. Кучма. Гигиена детей и подростков. Медицина, 2004г.
3. Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., АРКТИ. 2005
Дополнительная
1.Бальсевич В.К., Лубышева Л. И. физическая культура: молодежь и современность. М., 2007
2. Жуков Е. Давай посмотрим мир. Образовательная программа по охране зрения.
М., Чистые пруды. 2005
(Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей»)
3. Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Учитесь на здоровье. Здоровьеориентированный образовательный процесс на уроке. М., Чистые пруды. 2007
(Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей», вып 22)
4. Казакова Т. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении. Методическое пособие. М., Чистые пруды. 2007
(Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей», вып. 4(16)
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М., «ВАКО». 2007
6. Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. М., 2000
7. Пискунов В.А., Максиняева М.Р, Тупицына Л.П., Егорова Т.И., Айриян Э.В. Здоровый образ жизни. Учебное пособие. М., «Прометей», МПГУ. 2012
8. Сухарев А.Г., Цыренова Н.М. Технология обучения, способствующая укреплению здоровья детей в современной школе. Методическое пособие. М., МИОО. 2004
9. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие. /под ред. Л.В.Баль,
С.В.Барканова и др.)
10. Целебная сила движений. Физкультминутки и подвижные игры в школе. М., Чистиые пруды. 2006
(Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей», вып. 1(7)