Комбинированное упражнение
Тренируя механизмы переключения, выполним сложное упражнение, соединив в одном — несколько.
Ученики — в полукруге. Начинается упражнение «пишущая машинка». Рассчитавшись по алфавиту, ученики получили фразу для печатанья, начали хлопать...
— Стоп! Ввожу новые задания. Один удар по столу — и вы, не прерывая печатания, должны перейти с «машинки» на «линотип». Два удара — и вы переходите на «плакат». Три удара — снова «машинка».
Но и это задание, едва ученики приступили к его выполнению, прерывается:
— Все на счет «десять» поменяйтесь местами... Еще раз!.. Еще раз, на счет «три!» Продолжаем печатать на «линотипе».
— Слушаем, что делается за окном!.. Что в коридоре?.. Печатаем дальше... Начинаем киноленту. «Футбольный матч»... Стоп!.. Печатаем дальше... Продолжаем киноленту... «Плакат»!.. Вспомните вчерашнее утро!.. «Машинка»!..
Переключать учеников с одного действия на другое следует тогда, когда они полностью включились в действие. Нужно поймать этот момент и спустя две-три секунды дать команду на переключение. Ученикам приходится работать с большим напряжением всех сфер внимания.
Напомним: надо бояться в упражнении не перенапряжения, а приблизительности действия. Легкие перенапряжения укрепляют навыки творческих восприятий. А приблизительность, отсутствие правдивости веры — формируют привычку к штампу.
ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ
Говорят, великий Юлий Цезарь мог заниматься одновременно несколькими делами — и читал, и писал, и разговаривал. Следовательно можно сказать, что у него великолепно работали механизмы переключения и что он обладал хорошо натренированным рассредоточенным многоплановым вниманием.
За один урок, конечно, таких умений не освоить, и за сотню уроков Юлием Цезарем не стать, но постепенно тренировать себя в этом направлении — полезно. Время от времени нужно делать, например, следующее:
· перемножать мысленно два многозначных числа (ну, скажем, 536 х 24) и в то же время писать на листе бумаги очень хорошо известное вам стихотворение;
· читать вслух знакомое вам стихотворение, а на бумаге перемножать два многозначных числа.
Когда это освоено, прибавьте еще одно осложнение. Вместо знакомого стихотворения возьмите любой незнакомый текст из книги. Читайте его вслух, а на бумаге производите вычисления. Потом переписывайте текст из книги, а в уме перемножайте числа. Текст может быть иностранным, на абсолютно незнакомом вам языке.
Добавьте еще одно осложнение. Включите погромче радио, или попросите окружающих мешать вам, шуметь, а сами — вычисляйте и декламируйте или переписывайте текст и вычисляйте в уме.
Наконец, последнее. Вычисляйте в уме, одновременно переписывайте незнакомый текст, а товарищей попросите, чтобы задавали вам различные вопросы. Ответьте на все вопросы, не прекращая названных выше дел.
— Не любите математику? Вот вам ультрабытовое задание: стойте у двери, подслушивайте, что за ней делается, а подушечками пальцев осязайте фактуру двери и запоминайте это ощущение.
Во всех этих заданиях тренируются механизмы переключения чувственно-эмоционального внимания. Получаются как бы два, вставленных друг в друга гребешка: их зубчики чередуются, то один включается, то другой.
Владение многоплановым вниманием (которое можно развить, а развитое внимание очень даже пригодится в жизни!) означает умение производить свободные произвольные включения и выключения различных чувственно-эмоциональных сфер в любой последовательности. Актер, безусловно, должен владеть таким вниманием. Да и не только актер. Говорят, что Ботвинник перед первыми публичными шахматными матчами играл со своим тренером Рагозиным, включая при этом радиоприемник на полную мощность, а Рагозин непрерывно обкуривал его сигаретами. Надо было воспитать иммунитет и против шума болельщиков и против дыма возможных партнеров-курильщиков. Чем не гимнастика чувств?
ПЕРЕСЕЧЕННОСТЬ
Так называл Станиславский непременное условие для всякой группы сидящих или стоящих на сцене людей. Нигде не должно быть однообразно торчащих «палок в огороде» (если, конечно, этого не требуется по характеру действия). Нужна, как правило, пересеченность линий, а не параллельность. Для этого необходимо сформировать особый навык внутреннего контроля.
Пусть не кажутся нам незначительными вопросы, которые педагог задает ученикам от занятия к занятию:
— Как вы сидите? Проверьте, нет ли «палок в огороде»? Как сидите вы по отношению к своему левому и правому соседу? Не повторяете позу соседа? Легко ли, естественно ли сидите?
И когда стоят на площадке, слушая замечания после этюда:
— Посмотрите, как вы стоите в группе. Сосед сложил руки крест-накрест, и вы машинально приняли такую же позу. Да, это заразительно! Взгляните под ноги — все стоите, как по линеечке. Как изменить эту группу «палок в огороде?. А еще как?
Такой контроль, как и последующие упражнения, воспитывается с первых шагов. Навыки творческой дисциплины, порядка, выдержки, чувство локтя — «не вырабатываются сразу, сами собой, а требуют долголетней привычки, тренировки. Ее нужно внушать ученикам со школьной скамьи. Надо приучать их ко всем условиям коллективной работы».
Цикл этих массовых упражнений развивает чувство мизансцены в условиях общего сценического действия и вырабатывает ощущение коллективного творчества.
ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА
— По моей команде каждый из вас встает, берет свой стул и тихо уходит в угол комнаты, за условные кулисы. Начали!.. Стоп. Много шума. А если бы это был конец картины в спектакле и вы помогали бы рабочим сцены? Свет погас, но занавес-то открыт, нужна бесшумная перестановка декорации, это ведь — «чистая перемена». Начали!..
— Вернитесь со стульями на свои места и сядьте. Нужно освободить площадку на счет «пять». Ни одного звука! Начали! Раз!
Два! Три! Четыре! Пять! Кто не успел уйти? Кто топал? Кто наткнулся на чужой стул? Обратно, на свои места. Еще раз!..
-... Четыре! Пять! Все успели? Теперь на счет «десять» надо выйти со стулом из кулис, напевая: «Мы только знакомы. Как странно!» — поставить все стулья полукругом, не мешая партнеру, и сесть лицом к зрителям, продолжая петь про себя. Начали!..
— Повторите то же самое еще тише и быстрее, на счет «пять». Вспомните, не делаете ли вы лишних движений, когда устанавливаете стулья? Действуйте одновременно с левым и правым партнерами, тогда вам не придется их ждать, и стулья будут поставлены точно. Ищите ошибки у себя, а не у партнера. Помните актерский закон: партнер всегда прав... Начали!
Действие происходит три тысячи лет назад. Египет. Белесые волны Нила качают лотосы. Вечер. Нефертити смотрит в воду, ищет судьбу в отражении своих зрачков. Ее слуги переносят вещи, устанавливают ночной шатер...
— Соедините уход и приход. То и другое — на счет «десять»... Нефертити, вы опаздываете!
СЕРВИРОВКА
«Может случиться, что в короткий антракт между сценами нужно накрыть сервировку одного или нескольких столов. Одни бутафоры не смогут этого сделать, а все участвующие, вместе взятые, это легко выполняют при дисциплине и надлежащей подготовке».
Подготовка к упражнению — посреди аудитории ставятся стол, стулья, стол «сервируется» предметами-заменителями, изображающими посуду, приборы, вазы с цветами, канделябры и т. д. Распределяются обязанности: кто что должен унести, а потом внести и поставить на прежнее место.
Вводятся предлагаемые обстоятельства — определяется, что это за пьеса, какой эпохи, каковы предметы сервировки по своему виду, какие цветы и в каких вазах. И неважно, что еще первый курс и готовимся мы к первому своему экзамену.
Упражнение выполняется, как и предыдущее, на заданный счет. По ходу дела есть возможность потренировать и внутренние видения (а если занимались беспредметными действиями, то и их).
— Не помялись ли цветы в вашей вазе? Какие это цветы?
— Осторожнее с приборами, это, наверное, ювелирные изделия? Вот видите, чистое серебро с инкрустацией!
— Чем обиты кресла? Лионский шелк? Не порвите его в сутолоке.
— А почему, собственно, такая суматоха? Как бы вы действовали, если бы картина в спектакле была именно такой? Так поставлено — по ходу спектакля слуги сервируют стол воображаемыми предметами. Зрители — в этой стороне. Действуйте так, чтобы они видели все. Не закрывайте партнера, но следите, видны ли вы сами.
ХОДИТЬ ПО СЦЕНЕ
Упражнение законспектировано Станиславским так: «Ходить по сцене. Как когда поворачиваться, без лишнего вольта, без вращения вокруг собственной оси».
Прежде всего определим предлагаемые обстоятельства. Пусть ученики сами решат, кто они и что делают, раз им нужно ходить взад и вперед и не вращаться вокруг своей оси.
— Значит, все вы — у подъезда театра? Через пять минут — третий звонок? Зима, мороз? Ходите, чтобы согреться?.. Вы ждете подругу? А вы смотрите, не подойдет ли кто с лишним билетом? Что сегодня за спектакль?
Упражнение, как и предыдущее, превратилось у нас в этюд. Но во время действия, когда оно стало логичным и последовательным, займемся необходимой тренировкой:
— Люди подходят к театру с этой стороны, сюда и направлено ваше внимание. А если это так, последите за вашими поворотами, чтобы не прозевать зрителя с лишним билетом... А как еще удобнее повернуться?.. Ходите так, чтобы подруга сразу заметила вас, подходя к театру.
Закончим и это упражнение заданием:
— А если бы это была массовая сцена в спектакле? Вы все время видны зрителю? Вы заботитесь о партнере?
ТОЛПА
Задания Станиславского:
«Разбрасывание толпы на сцене. Знак — остановка. Размещаться на расстоянии руки в шахматном строении».
Держать расстояние на длину протянутой руки. Делать всякие передвижения, сохранять расстояние. Учиться группироваться и заполнять пустое пространство».
Уточним предлагаемые обстоятельства действия, времени и места. Пусть их найдут сами ученики. Участники толпы движутся по площадке, каждый по своему произвольному пути, но сохраняя расстояние, равное длине вытянутой руки.
Условие упражнения — по сигналу преподавателя все одновременно останавливаются, при этом все должны быть видны зрителю («шахматное строение»). До сигнала остановки даются два предварительных знака, чтобы подготовиться и сообразить свои движения и свое будущее место с общей картиной, не нарушая общего пластического рисунка создавшейся группы. Так развивается ощущение «не только себя в пластической группе из многих лиц, но и всей группы в целом».
Упражнение может идти под музыку. Может быть условие — двигаться в определенном ритме.
Пояснения Станиславского:
«Толпа может разбиться на несколько отдельных групп, находящихся друг к другу в каком-то соответствии.
Толпа может создать и одну целую большую группу, в которой есть какая-то красивая линия с вершиной, ниспадающей несколькими спусками до самой низкой точки, с новыми повышениями и падениями, создающими какой-то рисунок.
Лишь бы не было обособленных «палок в огороде», ни однообразной, скучной линии, как панель».
Задания, в зависимости от предлагаемых обстоятельств:
«Чувство своей важности или второстепенности. Стушевываться или выделяться. Помогать другим выделяться».