Лексико-грамматические игры и упражнения.
•«В земле или на земле?» Логопед показывает детям картинки с изображением овощей и спрашивает: «Где растет капуста — в земле или на земле?» Дети отвечают: «Капуста растет на земле» и т.д.
• «На дереве или на грядке?» На доске выставлены картинки с изображением фруктов и овощей. Логопед просит детей рассказать, где растет тот или иной фрукт или овощ.
•«Чего много в корзинке?» Логопед поочередно показывает картинки с изображением овощей и фруктов и спрашивает: «Чего много в корзинке?» Дети отвечают: «В корзинке много огурцов (яблок)» и т.д.
Развитие связной речи
• Рассказ-описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко»:
«Помидор — это овощ. А яблоко — это фрукт. Помидор растет на грядке. А яблоко — на дереве. Помидор — круглый, красный, мягкий, кисло-сладкий. Яблоко — круглое, зеленое, твердое, сладкое. Из помидора делают салат, сок, соус. А из яблока — пюре, компот, повидло, варенье».
Психоречевая гимнастика
•«Сосчитай до пяти». Загибая пальчики, дети должны сосчитать фрукты или овощи. (Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов и т.д.)
• Повторение слоговых цепочек:
ап-та-ква,
ла-па-дма;
оп-то-кво,
да-на-ква;
уп-ту-кву,
га-ту-квы;
ып-ты-квы,
ба-па-кма;
два-хва-сва.
• Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:
— Подай яблоко, потом помидор, а после — лимон.
— Разложи картинки по порядку: огурец, чеснок, яблоко,
ананас.
• Речевая подвижная игра. На каждый слог дети хлопают, затем топают, стучат кулаками и снова топают, поворачиваясь вокруг себя:
Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп,
А ногами — топ-топ-топ.
Кулаками постучим,
Повернемся и молчим.
Тематический цикл «Грибы»
(пятая неделя)
Дети должны усвоить:основные названия грибов, где они растут, что из них готовят, съедобные/несъедобные грибы.
Лексический материал:белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, опенок, мухомор, бледная поганка; съедобный, ядовитый; шляпка, ножка.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Почему так называется ?» Логопед предлагает детям объяснить, почему так называются грибы: подберезовик, подосиновик, сыроежка, белый гриб, мухомор, бледная поганка.
• «Назови много». Дети должны закончить предложение: «В лесу много...»
Развитие связной речи
Чтение, пересказ по цепочке и драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».
Психоречевая гимнастика
• Пальчиковая гимнастика «Грибы»:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
•Считалка «Лисички». На каждую строчку считалки —четыре удара мяча об пол.
У мосточка под кусточком—
Две лисички, две сестрички.
• Речевая подвижная игра «За грибами». Импровизация движений:
Мы в лес пойдем,
Мы гриб найдем,
Ау, ау! Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
Тематический цикл «Осень»
(шестая неделя)
Дети должны усвоить:основные признаки осени (похолодание, изменение окраски растений, опадание листьев, тучи, дожди; сбор урожая; перелет птиц на юг).
Лексический материал:осень, урожай, овощи, фрукты, грибы, дождь, тучи, листопад; желтеть, краснеть, увядать, засыхать, опадать, осыпаться, собирать, улетать, моросить.
Лексико-грамматические игры и упражнения•«Что бывает осенью ?» Беседа об осени. Демонстрация предметных и сюжетных картинок.
• «К нам пришла осень». Отработка падежных окончаний.
Мы ждали... (осень).
Долго не было... (осени).
Мы рады... (осени).
Мы одеваемся тепло... (осенью).
Мы поем песни об... (осени).
Мы любим... (осень).
•«Сад и огород». Закрепление употребления в речи обобщающих слов; осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты. Логопед спрашивает детей, где — в саду или на огороде растет изображенный на картинке фрукт или овощ.
Психоречевая гимнастика•«Спрячь слоги в ладошки». Логопед начинает игру:
Буду я сейчас водить,
Слова вслух произносить,
Слово нужно повторить
И на части разделить.
Логопед произносит слова (см. лексический материал по теме «Осень»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.
• Стихотворение «Здравствуй осень!» Логопед читает стихотворение. Дети в такт чтению пальчиками перекатывают по столу карандаш (вперед-назад).
Здравствуй осень, здравствуй осень,
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы, осень, спросим —
Что в подарок принесла?
• Воспроизведение ритмического рисунка стихотворения . «Здравствуй осень» с помощью слога «та»:
та-та, та-та, та-та, та-та,
та-та-та, та-та, та-та,
та-та-та-та, та-та, та-та—
та-та-та-та, та-та-та?
• Прошагать стихотворение «Листопад». На каждую строчку четыре шага в такт.
Листопад, листопад,
Осыпается наш сад,
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Тематический цикл «Перелетные птицы»
(седьмая неделя)
Дети должны усвоить:основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.
Лексический материал:утки, гуси, лебеди, журавли, ласточи, грачи, скворцы, кукушки; части тела, перья; гнездо, стая, клин, вереница, поодиночке; корм, кормушка; щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать.