II. Закрепление опорных знаний. ● Игра «Доскажите словечко».
● Игра «Доскажите словечко».
Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол).
Лодки по морю плывут,
Люди веслами … (гребут).
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый … (гусь).
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица … (грач).
Вопрос:
– С наступлением какого времени года возвращаются из теплых стран грачи?
▲ Чтение рассказа «Весна», с. 125.
Вопросы:
– Когда тает снег в лесу?
– Куда сбегает талая вода?
– Что вырастет на лугу?
1. Проговаривание скороговорок, с. 125.
2. Определить у кого что? (С. 127).
Дети стрелками соединяют соответствующие пары слов. Читают полученные предложения.
У гуся лапы.
У тигра когти.
У оленя рога.
У коня грива.
Физкультминутка
▲ Чтение рассказа «Подарки к празднику», с. 126.
Вопросы:
– Кому первоклассники приготовили подарки?
– Что сделали Катя и Галя?
– Кто сплел коврик?
– Кто вырезал солдатиков?
– Кто вылепил Буратино?
– Что сделали Вера и Ваня?
– Кто будет рад подаркам?
3. Разгадывание ребусов, с. 127.
Дети на рисунке узнают розу, добавляют перед словом букву г, получая слово гроза. Слово выкладывается на магнитной доске, дается характеристика звукам.
Определяют второе слово – радуга. Выкладывается слово из букв на магнитной доске, дается характеристика звуков.
4. По слоговой таблице, начерченной на доске, проводится сопоставление звуков [г] и [к], [г’] и [к’].
А | О | У | Ы | И | Е | Я | |
Г | ГА | ГО | ГУ | – | ГИ | ГЕ | – |
К | КА | КО | КУ | – | КИ | КЕ | – |
Учитель обращает внимание учащихся на отсутствие слияний под гласными буквами ы и я.
Дети делают вывод, что в слогах-слияниях га, го, гу – согласный звук [г] – звонкий, твердый, а в слогах-слияниях ка, ко, ку – согласный звук [к] – глухой, твердый.
ги, ге – звук [г’] – согласный, звонкий, мягкий.
ки, ке – звук [к’] – согласный, глухой, мягкий.
Физкультминутка
5. Разгадывание загадок, с. 127.
Выслушав отгадки трех загадок, данных в букваре, учитель просит детей загадать известные им загадки.
● Игра «Доскажите предложение».
Вместо точек придумать слова на букву г.
Машина стоит в … (гараже).
Гость проживает в … (гостинице).
Мама купила сочные, сладкие … (груши).
Папа любит читать … (газеты).
6. Повторяются все изученные буквы, с. 127. Определяется место буквы г на «ленте букв».
III. Итог урока.
– Что повторяли на уроке?
– Что особенно запомнилось?
Урок 60. МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [ч'], БУКВА Чч
Цели: познакомить учащихся с согласным звуком [ч’], буквой Ч ч; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.