Типы руководителей в зависимости от коммуникационных связей с подчиненными
Тип руководителя | Характеристика типа |
Тип «А» | в большей степени ориентирован на общение с подчиненными: побуждает к высказыванию мнений, внимателен к деловым предложениям и личным просьбам, учитывает настроение. Полученную «восходящую» информацию использует в работе |
Тип «Б» | ориентирован на общение с подчиненными, как и тип «А», но или не стремиться учитывать получаемую «восходящую» информацию в работе или не умеет эффективно ее использовать |
Тип «В» | ориентирован на общение с подчиненными лишь в рамках своего понимания целесообразности данного общения |
Тип «Г» | не ориентирован на общение с подчиненными: не побуждает их к высказыванию мнений, невнимателен к деловым предложениям и личным просьбам, не учитывает настроение. «Восходящая» информация поступает к нему лишь по инициативе подчиненных |
Существенным для личностного авторитета руководителя является реверсивное общение - «Не делай того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе».
По мере увеличения функций группы и расширения сферы ее деятельности в организации формируется иерархия формальных и неформальных лидеров. Первые получают полномочия руководить людьми от вышестоящих инстанций, вторые становятся лидерами по признанию коллектива. Доминантами деятельности формального лидера являются личная и деловая активность и инициативность, а неформального лидера – душевная щедрость. Каждый руководитель является формальным лидером в рамках своих полномочий.
Лидер (англ. leader) – член социальной группы (коллектива), чей авторитет безоговорочно признается остальными членами, готовыми следовать за ним. Группа выбирает лидера по четырем моделям:
1.Один из нас.Образ жизнедеятельности лидера идентичен образу жизнедеятельности любого члена группы.
2.Лучший из нас. Лидер является примером для всей группы как человек и как профессионал.
3.Воплощение добродетелей.Лидер разделяет с группой ее социальные ценности и готов их отстаивать.
4.Оправдание наших ожиданий.Люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки.
Пять основных элементов лидерства:
Лидер – личность с определенными личностными чертами, способностями и возможностями. Это первый участник процесса лидерства, которому всегда присущи определенные характерологические черты, выделяющие его среди других.
Последователи – сотрудники со своими качествами и возможностями для реализации целей лидера. Без последователей нет лидерства. Если значительная часть группы не относит себя к числу последователей, то лидер может утратить свои позиции. Лидеры и последователи нередко обмениваются ролями. Это происходит потому, что сила влияния последователей на лидера соизмерима с обратным влиянием.
Задачи, которые взаимодействующие сотрудники и лидер пытаются решить. Задачи определяют деятельность группы и требования к лидеру, дают ответ на вопросы: что конкретно надо делать, кому, когда, где, сколько, как. Если меняются задачи, то меняются и требования к лидеру. В этом случае может произойти смена лидера или, по крайней мере, некоторым членам группы представится возможность оказать на него влияние.
Ситуация, в которой происходит взаимодействие между лидером и последователями. Чаще всего человек становится лидером не из-за каких-то черт своего характера, а благодаря умению правильно понимать ситуацию, предвидеть ее изменения, активно адаптироваться к изменяющейся среде.
Группа, в которой происходят все акты межличностного взаимодействия. Состав группы и ее состояние решающим образом влияют на характер лидерства и на устойчивость положения лидера.
Лидер отличается от руководителя большим потенциалом энергии и желанием двигаться вперед: бренды-лидеры задают стиль позиционирования организации на рынке, лидеры-профессионалы определяют новые ориентиры деятельности предприятий, лидеры-руководители выводят на новый уровень команды и организации. Различия между лидером и руководителем приведены в таблице 12.3.
Таблица 12.3