Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Цели самостоятельной работы: формирование способности к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы
Цели самостоятельной работы: формирование способности к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.
Тематика самостоятельной работы определяется преподавателем кафедры и имеет профессионально ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов с будущей профессиональной деятельностью выпускника. Тематическая направленность способствует инициированию активной творческой работы студента. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал.
Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (дискуссий/ди-спутов, тренингов, ролевых/ деловых игр и других видов учебной работы).
Качество сообщения по теме (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности, уникальности предложений, обобще-ний и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине. Возможная тематическая направленность сообщений на тему для каждого учебно-образовательного модуля представлена в таблице.
Примерная тематика сообщений на тему№ п/п | Учебно-образовательный модуль | Примерная тематика сообщений на тему для самостоятельной работы |
Модуль 1- 3 | 1. Проектирование психологически комфортной и безопасной среды в систем высшего профессионального образования. | |
2. Проектирование траекторий обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся. | ||
3. Проектно-исследовательская деятельность преподавателя. | ||
4. Разработка проектов командообразования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. | ||
5. Проектирование индивидуальных траекторий повышения квалификации руководителей в системе дополнительного образования. | ||
6. Стратегия развития образовательных учреждений общего среднего образования. | ||
7. Современные технологии проектирования образовательного процесса обучающихся. | ||
8. Перспективные направления экспертизы образовательной среды региона. | ||
9. Инновационные средства экспертизы образовательной среды образовательного учреждения. | ||
10. Концепция развития образовательных учреждений на основе маркетинговых исследований в области рынка образовательных услуг. | ||
11. Направления проектирования психолого-педагогических исследований и разработок в системе непрерывного образования. | ||
12. Разработка проектов коррекционно-развивающих программ в системе высшего профессионального образования. | ||
13. Моделирование системы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в системе дошкольного образования. | ||
14. Конструирование технологии обучения студентов с ограниченными возможностями. | ||
15. Экспертиза реализации технологий сохранения здоровья обучающихся в общеобразовательной школе. |
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
1. Перечислите и кратко охарактеризуйте базовые общенаучные подходы, обеспечивающие оптимальное проектирование образовательных систем.
2. Назовите и дайте краткую характеристику основным методологическим принципам, способствующим эффективному функционированию образовательных систем разных уровней.
3. Опишите различные подходы к проектированию в разных сферах человеческой жизнедеятельности.
4. Дайте определение понятию «педагогическое проектирование»
5. Дайте краткую характеристику и покажите специфику реализации этапа моделирования.
6. Дайте краткую характеристику и покажите специфику реализации этапа собственно проектирования.
7. Дайте краткую характеристику и покажите специфику реализации этапа конструирования.
8. Расскажите о современных технологиях проектирования образовательного процесса.
9. Разработайте проект инновационной образовательной системы «лицей- колледж - университет».
10. Дайте определение понятию «образовательная система».
11. Перечислите виды образовательных систем
12. Какова структура многоуровневой системы образования в России?
13. Назовите подсистемы по вертикали, составляющие образовательное учреждение как систему.
14. Перечислите подсистемы по горизонтали, составляющие образовательное учреждение как систему.
15. Представьте многоуровневую систему образования в России в виде структурно-логической схемы взаимосвязи ее структурных компонентов по вертикали и по горизонтали.
16. Расскажите о целях проведения экспертизы в различных отраслях человеческой жизнедеятельности.
17. Дайте определение понятию «экспертиза» в системе образования.
18. Дайте краткую характеристику основным объектам экспертизы в образовательном учреждении.
19. Каковы цели аттестации преподавательского состава образовательных учреждений?
20. Назовите основные направления и системы внутреннего аудита.
21. Перечислите традиционные и инновационные технологии диагностики знаний преподавателей и обучающихся.
22. Объясните, для чего проводится лицензирование направлений профессиональной подготовки бакалавров, магистров, специальностей, образовательных программ?
23. В чем сущность аккредитации образовательных учреждений разных уровней системы образования.
24. Сконструируйте модель инновационной экспертизы образовательного учреждения, реализуемой с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Критерии оценки качества ответа на контрольные вопросы
Ответы считаются полными, если магистрант продемонстрировал глубокое и прочное владение материалом, исчерпывающе, последовательно и четко его излагает, умеет тесно увязывать разработку и оценку инновационной деятельности с условиями их внедрения в образовательную практику, не затрудняется с ответом на сопутствующие и дополнительные вопросы с видоизмененной проблемной ситуацией, правильно обосновывает концептуальные подходы в области проектирования и экспертизы образовательных систем.
Оценочные средства промежуточной аттестации – зачет.