I. 1756 г. Зальцбург – 5. XII. 1791 г.Вена
Даты | События жизни. | События творчества. |
27.I. - 1756г Зальцбург Австрия. | В городе Зальцбурге, в семье придворного скрипача, композитора и педагога Иоанна Леопольда Моцарта родился сын Иоанн Хризостомус Теофил Вольфганг | |
1759-1760г. | Он рос вместе с сестрой, которая была старше на 6 лет. Музыкальные занятия отца с дочерью реально оказались первыми занятиями для сына. Около 3-х! лет, будучи свидетелем уроков, Вольфганг начал «играть» в музыку, но так, что стали обнаруживаться уникальные способности. В 4 года отец посчитал необходимым начать регулярные занятия на клавире и чуть позже на скрипке. | |
1761г. | 5 лет! | Первые сочинения-менуэты. |
1762г. | В I - первая концертная поездка Вольфганга с сестрой и отцом в Мюнхен. Три недели дети общались с музыкантами, выступали во дворце курфюрста. С IX по XIIвсей семьей (родители, Вольфганг и сестра Наннерль) находились в столице, в г.Вене. Дети многократно выступали во дворце перед императорской семьей. Император обращался с Вольфгангом действительно как с «маленьким чародеем»: кроме правильной игры на клавире, он требовал всякого рода «кунштюков», вроде игры одним пальцем, игры на покрытой тканью клавиатуре и т.п. Этим маленький музыкант был не доволен. Он хотел играть для тех, «кто понимает». Конечно, двор, помимо гонорара, наградил детей многочисленными подарками всякого рода. Наннерль получила придворный наряд эрцгерцогини, Вольфганг – предна-значенный для эрцгерцога Максимилиана лиловый костюм с широким золотым позу-ментом. В концертах был вынужденный перерыв – в октябре дети переболели скарлатиной | |
1763г. 8 лет. | 9.VI .1763г. – 29.XI .1766г. (38 месяцев) Первое концертное путешествие по странам Европы. Поехали всей семьей. Вольфганг и Наннерль выступали в больших и маленьких городах, в загородных аристократических поместьях. | |
1763г. | Германия. Посетили Мюнхен, Аугсбург, Мангейм, Франкфурт на Майне. | |
1763-1764г. | Франция. Первое концертное выступление состоялось вскоре после приезда в XI 1764г в Париже в посольстве Австрии. Успех был головокружительный и 1.I.1764г Вольфганг уже выступал в королевском дворце в Версале. «…маленького роста, в лиловом атласном камзоле, с миниатюрной шпагой на боку и треуголкой под мышкой, в парике с косичкой он смело и охотно начинал выступление, отвешивая направо и налево поклоны. В концерте, который мог продлиться с небольшими перерывами несколько часов, он играл на клавесине, скрипке, импровизировал на заданные темы, аккомпанировал певцам и инструменталистам.» В Париже юным музыкантам довелось слушать симфонии знаменитых авторов в исполнении лучшего симфонического оркестра. В оперном театре они прослушали лучшие оперы знаменитых французских композиторов Рамо и Люлли. Все это значительно расширило их музыкальный кругозор. «Все, что он знал раньше, ничто по сравнению с тем, что он умеет теперь» - написал Леопольд Моцарт друзьям. | Первые 4 сонаты для ф-но и скрипки. Они были изданы. В Париже Моцарт познакомился со старейшим французским композитором Рамо. Юный музыкант удостоился его дружеского расположения, одобрения и поддержки. Рамо предложил личного многоопытного переписчика для подготовки нот к изданию. |
1764г. | В IV семейство Моцартов отправилось в Англию, где предстояло пробыть более года. Первое морское путешествие оставило яркие впечатления. В Лондоне дети неоднократно концертировали при королевском дворе, в замках аристократов. Впервые им довелось участвовать в платных публичных (многолюдных!) концертах. Новые яркие впечатления были связаны и с прослушиванием героических ораторий Генделя, и итальянских опер, которые исполнялись в лондонском театре. Особой радостью было отмечено знакомство, занятия и совместное музицирование с Иоганном Христианом Бахом (он был придворным королевским композитором и музыкантом). | Первые симфонии. 6 сонат для клавесина с сопровождением скрипки или флейты. |
1765г. 1765г. | 24.III. – Моцарты покинули Англию. Возвращаясь домой, уступая настойчивым просьбам, Моцарты посетили рад городов Бельгии (Антверпен), Голландии (Амстердам, Гаага), Франции (Париж, Дижон, Лион) и Швейцарии (Женева, Лозанна, Берн, Цюрих). При огромной занятости, частых болезнях, весь период путешествия дети под руководством отца занимались арифметикой, историей, географией, латынью и итальянским языком. | |
1767г. 11 лет | По возвращении в г.Зальцбург Вольфганг увлеченно начал создавать и ставить первые сценические произведения. 1.IX – семья в преддверии бракосочетания эрцгерцогини Марии Жозефины с королем Неаполя Фердинандом вновь отправляется в Вену. Однако поездка омрачается тяжелой болезнью – оспой. Полное выздоровление произошло только к Новому году. | Сценическая оратория - пробная опера «Долг первой заповеди» - (часть коллективного труда) Школьная латинская опера«Аполлон и Гиацинт» |
1768г. | Желая поддержать юного композитора и морально и материально, император Йозеф II заказал Моцарту оперу, но постановка не состоялась. | «Мнимая простушка»опера - buffa (по заказу императора) (ставится и в наше время). Зингшпиль«Бастьен и Бастьена» |
1769г. | 5.XII 1769гв Вене в доме любителя музыки доктора Месмера с успехом прозвучал «Бастьен и Бастьена». В Зальцбурге музыканты капеллы архиепископа исполнили «Мнимую простушку». В.Моцарт получил должность концертмейстера при дворе князя – архиепископа Зальцбургского. (пока без оклада) | Произведения для церкви. Разнообразные произведения для оркестра, связанные с традициями общественныхпразднеств и общедоступных концертов (танцы, серенады). |
1769г. 13 лет | 13.XII.1769г. – 28.III.1771г. (15 месяцев) Первая поездка в Италию. Поехали отец и сын. Посетили города: Венецию, Верону, Рим, Болонью, Милан, Флоренцию, Мантую, Неаполь. | |
1770г. 1770г. | Довольно быстро сложилась традиция. В каждом городе он играл в церквях на органе, давал концерты в домах правителей городов и известных любителей музыки. В программу концертов входили симфонии (которыми дирижировал сам Вольфганг), концерты для ф-но и скрипки, импровизации, игра в ансамблях. 8.VII – Моцарт был награжден Римским Папой орденом «Золотой шпоры» за запись по памяти прослушанного хорового произведения Г.Аллегри «Miserere»о, которое исполнялось только в Сикстинской капелле собора св. Петра. Выносить ноты за пределы церкви строжайше запрещалось даже музыкантам, исполнителям его 9.X – по рекомендации падре Мартини после кратких, но трудных музыкальных испытаний, Вольфганг был избран членом Болонской Филармонической академии. 26.XII –в г. Милане состоялась премьера оперы «Митридат – царь Понтийский». | Инструментальные произведения разных жанров для различных составов (в том числе: трио, квартеты, симфонии и концерты) Опера-seria- «Митридат – царь Понтийский» Опера выдержала подряд 20! представлений с аншлагом. |
1771г. | 13.VIII.1771г. – 16.XII.1771г. (4 месяца) Вторая поездка в Италию. Вольфганг безуспешно пытается найти место для постоянной работы. | Опера – «Асканий в Альбе» (поставлена в г.Милане.) |
1772г. | 24.X.1772г. – 13.II.1773г. (6 месяцев) Третья поездка в Италию (последняя). | Опера (drama per musica) – «Луций Сулла» (поставлена в г.Милане.) |
1773г-1774г. | Зальцбург - После смерти старого князя-архиепископа его преемник князь-архиепископ Колоредо назначает Вольфганга придворным капельмейстером (теперь с окладом). Однако при этом категорически запрещает долгие поездки и регламентирует почти каждый! день. Активная творческая и концертная деятельность становятся почти не возможными. Переживания тягостной рабской зависимости отражаются в чувствах и образах новых произведений взрослеющего 17 летнего композитора. | Опера – buffa – «Мнимая садовница» ( поставлена в г.Мюнхене) Симфонии, концерты для скрипки, для ф-но, струнные квартеты дивертисменты, серенады, сюиты. Крупные духовные произведения – мессы. |
1777г. | 28VIII – увольняется с работы и отправляется вдвоем с мамой в поездку с целью найти интересную и достойную работу. Маршрут поездки: Мюнхен, Аугсбург, Мангейм, Париж, Страсбург, Мангейм, Мюнхен. Надежды Моцарта не оправдываются. С удовольствием слушая игру Вольфганга, заказывая ему произведения, приглашая давать уроки, влиятельные аристократы не торопились определить его на постоянную службу. Музыканты же воспринимали его как опасного конкурента. В Мангейме впервые встретился с семьей будущей жены, но тогда чувство любви было связано со старшей из сестер прекрасной певицей Алоизией Вебер. | Балет «Безделушки». Симфонии, концерты, сюиты, сонаты для ф-но (в том числе соната Ля- мажор).. |
1778г. | 3.VII в Париже умирает мама Моцарта. | |
1779г. | В январе Вольфганг возвращается в Зальцбург и получает должность придворного органиста, но не композитора и не капельмейстера. | Концерт для 2-х ф-но с оркестром. Концертная симфония для скрипки и альта. |
1780г. | С XI.1780г. по III..1781г. - пребывание в Мюнхене в связи с сочинением и постановкой оперы. | Опера «Идоменей – царь Крита» |
1781г. | 9 мая – скандальный разрыв с архиепископом. После того как просьба Моцарта об увольнении осталась без ответа, а за повторное заявление, его пинком ноги спустили с лестницы, Моцарт навсегда покидает Зальцбург. Он едет в Вену. Вживание в музыкальный быт Вены был многотрудным и малоденежным. Венская знать не торопясь, постепенно допускала музыканта до своих салонов. При императорском дворе музыкальным «хозяином» был замечательный композитор Кристоф Виллибальд Глюк, что исключало даже мысль о другом композиторе. | Из письма отцу: «Вам в угоду…я готов пожертвовать своим счастьем, своим здоровьем и своей жизнью,но честь моя – она мне, да и Вам, должна быть дороже всего…... Сердце облагораживает человека. И пусть я не граф, но чести во мне, вероятно, больше, чем у иного графа». |
1782г. 1782г. 1784г. | Основные формы музыкального быта Вены определяли жизнь Моцарта. Для домашних оркестров и духовых ансамблей композитор писал симфонии и серенады. Для публичных соревнований виртуозов, в которых он тоже иногда участвовал, инструментальные концерты. По заказу императора написал оперу – зингшпиль «Похищение из сераля». Для учеников стал писать сонаты. Новая встреча с семьей Вебер из Мюнхена закончилась венчанием 4.VIII 1782г. с Констанцией. В доме барона Свитена познакомился с большим количеством музыки Генделя и Баха. | За ближайште 4 года написаны 15 концертов. Несколько симфоний и сонат. Фантазия ре – минор для ф-но. Дивертисменты для различных духовых и струнных составов. Зингшпиль «Похищение из сераля» |
1785г. | Личное знакомство и общение с Й. Гайдном | Струнные квартет . |
1786г | Знакомство с аббатом Лоренцо да Понте. Создание первой совместной оперы «Свадьба Фигаро» 1 мая –премьера.(г.Вена) | Опера – buff «Свадьба Фигаро» на сюжет Бомарше, либретто да Понте. |
1787г. | Встреча с Бетховеном (весна). 27V- Смерть отца. г.Прага – триумфальная постановка оперы «Свадьба Фигаро» и заказ оперы «Дон Жуан». Она сочинена и поставлена за несколько месяцев. Премьера 29.X–дирижировалавтор. 7.XII в Вене зачислен на должность придворного музыканта, но не капельмейстера и не композитора(!) | «Маленькая ночная серенада» Опера «Дон Жуан» - веселая драма на либретто да Понте. |
1788г. | Летом, за полтора месяца созданы лучшие 3 симфонии. | Симфонии:№39 Es-dur, №40 – g –moll, №41 – C – dur «Юпитер». |
1789-1790г. | Семейное положение Моцарта постоянно весьма сложное. Рождение, болезни и смерть детей, материальные трудности на грани нищеты: заставляют его предпринимать отчаянные попытки добиться достойной работы. Весной 1789г. он отправляется в концертную поездку по городам Германии: Дрезден, Лейпциг, Берлин. Осенью 1790г.– Мюнхен, Мангейм, Франкфурт на Майне. Везде огромный успех и маленькие гонорары. Демонстрируя верность своему императору, Моцарт отказывается стать придворным композитором прусского короля Фридриха II. Возвращается в Вену. | Опера – buff «Все они таковы». 3 струнных квартета. |
1791г. 1791г. 5.XII.1791г. | Последний год жизни был творчески очень богат и ярок. Сочинялось легко и радостно, если не считать обстоятельств заказа и сочинения «Реквиема». Очень высокий, чрезвычайно худой человек в черном плаще принес анонимное письмо с вопросом: за какую цену и за какое время можно написать заупокойную мессу? При втором посещении принес весь, довольно большой гонорар, пообещав увеличение его при соблюдении тайны заказчика и автора. Спустя долгое время после смерти Моцарта, тайна открылась; заказчиком оказался граф Вальзег, который желал почтить память умершей жены, и «реквием» выдавал за свое сочинение. Вольфганг работал с мыслью, что пишет мессу для себя, работал день и ночь, несмотря на сильное утомление, обмороки и тяжелое предчувствие. «Голова моя помутилась», писал он одному из друзей, «я почти не в состоянии собрать своих мыслей и не могу отогнать от себя образ этого незнакомца. Он постоянно стоит передо мной, просит, торопит меня и нетерпеливо ждет окончания работы. И я работаю, работаю, так как работа менее изнуряет меня, чем праздное провождение времени. Теперь мне нечего бояться. Чувствую, что скоро пробьет мой час, что я стою на пороге вечности. Я ухожу со сцены, не успев нарадоваться на свой талант. А жизнь была так хороша! Так радостно светила мне моя звезда… Но судьбы своей не изменишь! Никто из нас не властен над жизнью и смертью, надо покориться воле проведения». Ночью 5.XII Моцарт умер. Его похоронили в общей могиле для бедняков. Место ее точно не известно т.к. жена была сильно больна, а друзья, не дошли до могилы из-за очень плохой погоды. Более поздние поиски результатов не дали. | 2 квинтета, концерт для ф-но, 2 фантазии для ф-но на 4 руки, хор «Ave verum», опера «Волшебная флейта», Заупокойная месса «Реквием»- (завершен учеником Моцарта Зюсмайером). |
Фрагменты письма Иоганна Андреаса Шахтнера, написанное по просьбе сестры Моцарта вскоре после смерти композитора. -24 апреля 1792г.
«Высокородная милостивая госпожа!
…О Вашем первом вопросе – каковы были в детстве излюбленные игры Вашего покойного господина брата (…кроме его занятий музыкой): на этот вопрос невозможно ответить, ибо как только он начал увлекаться музыкой, все его чувства для всех остальных занятий все равно, что умерли. И даже ребяческие шалости и баловство надлежало сопровождать музыкой, чтобы они могли стать для него интересными; если мы, Он и Я, несли для забавы игрушки из одной комнаты в другую, то всякий раз тот из нас, кто шел с пустыми руками, должен был по этому случаю петь и играть на скрипке какой-нибудь марш. Но до этого времени, раньше, чем он приступал к музыке, он был столь расположен к любому ребячьему баловству, хоть немного сдобренному шуткой, что за ним мог забыть о еде и питье и всем прочем…
Второй вопрос: как он ребенком вел себя по отношению к великим мира сего, когда они удивлялись его таланту и искусству в музыке? ..он ничуть не обнаруживал ни гордости, ни раболепия,… однако он никогда не хотел играть, ежели его слушатели не были большими знатоками музыки, или нужно было, по меньшей мере, обмануть его выдать их за таковых.
Третий вопрос: какие научные занятия он любил больше всего? В этом он позволял руководить собой ..Papa. Он всегда настолько целиком отдавался тому, чему его заставляли учиться, что забывал обо всем остальном, даже о музыке; например, когда учился считать, то стул, стол, стены, даже пол, были покрыты цифрами, написанными мелом.
Людвиг Ван Бетховен