IX. Подведение итогов урока.
Тема. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Цели:
— вызывать интерес к пословицам и поговоркам как яркой и образной форме народного творчества;
— развивать речь учащихся, их познавательную активность;
— воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь.
Оборудование: конверт с пословицами, карточки с записанными заданиями для работы в группах, мешочек с предметами, выставка книг.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Жило-было на свете Солнышко. Рано утром оно просыпалось и открывало пошире
двери своего домика, а его детки — Солнечные Лучики — отправлялись в гости на лесные
поляны, луга, поля, чтобы повеселить их. И там, где они к чему-нибудь прикасались,
становилось светлее и радостнее. Всем деткам Солнышко дарило добрую, нежную, лучистую
улыбку. Давайте и мы подарим друг дружке улыбку, чтобы стать добрее, ласковее, вни
мательнее. Ведь от улыбки все оживает, светится нежностью, красотой и добротой!
П. Вступительное слово учителя.
— Ребята, у меня в руках большой конверт. Давайте вскроем его и узнаем, что в нем
находится.
(Ученики по очереди достают из конверта полоски бумаги, а учитель размещает их на доске.)
Пословица — всем делам помощница.
Пословица — мудрость народов.
Пословица да присказка беседу красят.
У каждого Егорки свои поговорки.
Поговорка — цветочек, пословица — ягодка.
Из поговорки слова не выкинешь.
— О чем же мы сегодня будем говорить на уроке внеклассного чтения?
— Правильно, сегодня наш урок посвящен устному народному творчеству, а в частности ^ пословицам и поговоркам.
Народ создал множество мудрых пословиц и поговорок, хитрых загадок, веселых и печальных обрядовых песен, торжественных былин, героических, волшебных и бытовых сказок.
Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь наших собеседников. А язык как воздух, небо, солнце — то, без чего мы не можем жить, но к чему привыкли и поэтому перестали ценить.
Ш. Разговор по кругу.
— Расскажите, что вы знаете о пословицах и поговорках.
ГУ. Обобщение ответов учащихся.
— Пословицы и поговорки — это краткие устойчивые выражения, в которых передана народная мудрость. Они появились в давние времена как вывод, результат наблюдения человека за своим поведением, поведением животных, за природой.
Например, каждая пора года имеет свои особенности, таким образом, появились известные высказывания: «Много снега— много хлеба», «Лето припасиха, а зима — подбериха».
Пословицы и поговорки передавались из уст в уста. Они учили людей быть внимательными к тому, что их окружает, давали практические советы, приучали быть хорошими и мудрыми хозяевами, знать и любить природу.
Например, поговорка «По Сеньке и шапка» имеет два смысла. Представьте себе, что в селе живут два Сеньки. Один Сенька ленивый, неряшливый, все делает кое-как. Дом у него плохой, крыша дырявая, шапка на нем старая и мятая. Про него с усмешкой говорили. «По Сеньке и шапка». А другой Сенька ловкий, умный. Дом у него хороший, забор красивый, резной, одет он опрятно и шапка у него аккуратная. Про этого Сеньку люди говорили с уважением, как бы любуясь им; «По Сеньке и шапка».
V. Работа с книгой.
Читать и знать пословицы и поговорки - значит ума-разума набираться. Книги нам рассказывают о многом: о нашей Родине, природе, культуре, истории. Читать их надо не спеша, внимательно, как учит пословица: «Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать».
Задания группам.
— Прочитайте пословицы: 1 группа — о Родине;
2 группа — о дружбе;
3 группа — о трудолюбии и лени;
4 группа — о природе.
— Обратите внимание, какой большой смысл вложен в каждую пословицу. Выучите три
пословицы наизусть.
Проверка выполненных заданий. Физкультминутка.(Звучит музыка.)
— Представьте, что вы на лесной полянке. Над вами — яркое солнышко, оно дарит вам
свои теплые лучики. Протяните к ним свои ручки, возьмите их тепло. А теперь присядьте,
закройте глаза, представьте, что перед вами красивый цветок. Подарите ему солнечное тепло,
погладьте его одной ручкой, другой. Нам пора прощаться. Помашите на прощание своему
цветку правой ручкой, левой. Откройте глазки. Улыбнитесь друг другу. Сядьте правильно на
свои места.
VI. Работа в группах. Задание для 1 группы.
—- Прочитайте стихотворение:
Ну кто из вас не согласится. Кто других совсем не любит}
Что без труда мечта мертва; Где растяпа да тетеря,
Что дело мастера боится; Там не прибыль, а потеря
Что жизнь дана нам для добра; И, конечно, без труда
Что друг не тот, кто медом мажет, Не вытащить и рыбку из пруда.
А тот, кто правду прямо скажет; Помни! Тот, кто хочет много знать,
Что долог день до вечера. Тот не должен долго спать.
Коли делать нечего; Согласитесь: лень и плут
Что сам себя лишь тот погубит. До добра не доведут.
— .Найдите в тексте стихотворения пословицы и поговорки. Сколько пословиц вы
насчитали?
Заданиедля 2 группы.
— Подготовьте к пословицам (на выбор) такие рисунки, чтобы остальные ученики
класса узнали, какие пословицы проиллюстрированы.
Задание для 3 группы.
Прочитайте пословицы, продолжите их.
Для Родины своей ни сил, ни... (жтзни не мсалей).
Кто много читает, тот... (много знает).
Труд человека кормит, а... (лень портит).
Не спеши языком, ... (торопись делом).
Делу время, а... (потехе час).
Один за всех,... (все за одного).
Кто другому яму копает, тот... (сам в нее попадет).
Задание для 4 группы.
Группа показывает пантомимы, которые учащиеся должны отгадать. Пословицы и поговорки к пантомимам: «Труд человека кормит, а лень портит»; «Поспешишь -— людей насмешишь»; «Нет друга — ищи, а нашел - береги».
УП. Проверка выполненных заданий. УШ. Закрепление пройденного материала.Проводится конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.
1. «Путаница».
— На плакате необычным способом написана пословица: слова в ней стоят на своих
местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны. Верните буквы на свои места и
прочитайте пословицу.
Улде меряв, а хетепо сач. (Делу время, а потехе час.)
2. «Замени пословицами».
— Доводи начатое дело до конца. (Дело заделано, надо доделывать.)
— Меньше говори, больше думай. (Больше дела, меньше слов.)
— Береги время. (Делу время, потехе час.)
— Трудись. (Без труда и отдых не сладок.)
— Всегда держи свое слово. (Не давши слова, крепись, а давит, держись.)
3. «Магические числа».
— Существуют числа, которые называют магическими. Их часто можно встретить в
сказках (семеро козлят, семь лепестков, три сестры, три желания и т. д.). Вспомните
пословицы и поговорки, в которых встречаются числа. (Один за всех и все за одного.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семеро одного не ждут. У умной головы сто рук.
Где два, там не один. Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
4. «Волшебный мешочек».
— У меня в руках мешочек, в котором лежат различные предметы. Вы должны на
ощупь определить, что находится в мешочке, и назвать пословицу, в которой встречается
данное слово.
Копейка. (Копейка рубль бережет.) Часы. (Минута час бережет.) Книга. (Книга поможет в труде, выручит в беде.) Камень. (Под лежачий камень вода не течет.) Кораблик. (Большому кораблю — большое плавание.)
IX. Подведение итогов урока.
— Ребята, спасибо вам за активную работу на уроке. Вы хорошо знаете пословицы.
Познакомиться с новыми пословицами вам помогут книги, которые вы видите на выставке. Эти
книги изданы благодаря собирателям пословиц. Особенно хочется отметить самого
знаменитого из них. Это Владимир Иванович Даль. Он жил более 100 лет назад. В. И. Даль был
моряком, потом военным врачом, писал учебники по ботанике и зоологии, его перу
принадлежит большое количество сказок, рассказов и повестей. Но главным делом своей жизни
он считал изучение народных изречений. В. И. Даль составил самый крупный сборник
пословиц, в который вошло более 30 тыс. народных высказываний.