Задачи профессиональной деятельности магистров
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Утверждаю
Ректор ГБОУ ВПО МГПУ
____________И.М. Реморенко
«____»_____________2013 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль подготовки
Педагогическая психология
Квалификация (уровень)
Магистр
Нормативный срок освоения программы - 2 года
Форма обучения
Очная
Образовательная программа утверждена Ученым советом Университета ________________ протокол №
Москва
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Образовательная программа высшего образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» магистерская программа «Педагогическая психология»(далее - ОП ВО)представляет собой системудокументов, разработанную и утвержденную Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (далее - Университет) с учетом потребностей общероссийского и регионального рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «16» апреля 2010 г. № 376.
ОП ВО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: компетентностную модель выпускника, паспорта и программы формирования компетенций, учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, фонды оценочных средств аудиторной и самостоятельной работы студентов и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
1.2. Нормативные документы для разработки ОП ВО магистерской программы «Педагогическая психология» по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование»:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71;
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») от 16 апреля 2010 г. N 376;
- Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».
1.3. Общая характеристика ОП ВО «Педагогическая психология» по направлению подготовки 050400.68«Психолого-педагогическое образование»:
1.3.1. Миссия, цели и задачи ОП ВО:
Социальная значимость (миссия) ОП ВО по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» состоит в концептуальном обосновании и моделировании условий подготовки высокопрофессиональных современных специалистов, способных эффективно, с использованием фундаментальных теоретических знаний и инновационных технологий:
- разрабатывать и эффективно применять образовательные, воспитательные, развивающие технологии, учитывающие особенности современного этапа развития образования, переход системы образования на новые федеральные государственные стандарты, специфику социокультурного развития человека и общества;
- осуществлять экспертизу образовательной среды, развивать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения психологического здоровья личности в образовательном процессе;
- обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ОУ; стимулировать мотивацию профессионального развития, творческое участие в организации взаимодействия с родителями, коллегами, социальными партнерами с целью обеспечения психологического здоровья личности в ходе образовательного процесса.
- разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- выявлять и эффективно решать научно-исследовательские и научно-методические проблемы образования, оказывать психологическую и методическую помощь педагогическому коллективу.
Основная цель ОП ВО: формирование у студентов личностных качеств, а также общекультурных и профессиональных компетенций, развитие навыков их реализации в образовательной, научно-исследовательской, научно-методической, педагогической деятельности и психолого-педагогическом сопровождении образования в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400«Психолого-педагогическое образование» (магистр).
Ведущие цели ОП ВО:
- активизация у магистрантов профессионального психолого-педагогического мышления, умения видеть и анализировать явления окружающей жизни и педагогической практики, проектировать и конструировать свою профессиональную деятельность и деятельность других субъектов педагогического взаимодействия.
- упрочение позитивного эмоционально-ценностного отношения к профессиональной деятельности, к детям, к сознательному освоению психолого-педагогической деятельности;
- стимулирование развития потребности к самообразованию, профессиональному совершенствованию, личностному росту;
- обеспечение необходимых условий, учитывающих индивидуально-личностный потенциал студентов, способствующих развитию их духовных, мыслительных и творческих возможностей, профессиональных способностей;
- развитие мотивации и интереса к реализации технологий психологической помощи населению;
- воспитание познавательного интереса к исследовательской и проектной деятельности в области психологии образования.
Основные задачи ОП ВО:
1.Определять набор требований к выпускникам (компетентностную модель выпускника) по направлению подготовки 050400«Психолого-педагогическое образование» (магистр), программа подготовки «Педагогическая психология».
2. Регламентировать последовательность и модульность формирования общекультурных и профессиональных компетенций посредством установления комплексности и преемственности содержания всех дисциплин учебного плана.
3. Выявлять наиболее эффективные пути, методы и технологии формирования общекультурных и профессиональных компетенций у студентов вуза при освоении ОП ВО.
4. Обеспечивать информационное и учебно-методическое сопровождение образовательного процесса.
5. Определять цели, задачи и содержание учебных дисциплин учебного плана, их место в структуре ОП по направлению подготовки.
6. Регламентировать критерии и средства оценки и самооценки аудиторной и самостоятельной работы студентов, качества ее результатов.
7. Устанавливать регламент современной информационной образовательной среды вуза, необходимой для активизации участия студентов в компетентностно-ориентированном образовании.
1.3.2. Нормативный срок освоения ОПВО - 2 года.
1.3.3.Трудоемкость ОП ВО (в зачетных единицах) – 120 зачетных единиц.
1.4. Требования к абитуриенту
1.4.1.Предшествующий уровень образования абитуриента - высшее профессиональное образование.
1.4.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о высшем профессиональном образовании (уровень – специалист или бакалавр).
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА ПРОГРАММЫ «педагогическая психология» ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400 «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
2.1.Область профессиональной деятельности выпускников:
образование (общее, коррекционное, инклюзивное);
социальную сферу;
здравоохранение;
культуру.
2.2. Объекты профессиональной деятельности магистров:
обучение;
воспитание;
индивидуально-личностное развитие обучающихся;
здоровье обучающихся;
психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и
родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида;
социализация.
2.3. Виды профессиональной деятельности магистров:
психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
педагогическая деятельность;
научно-исследовательская деятельность;
научно-методическая деятельность.
Задачи профессиональной деятельности магистров
Магистр по направлению подготовки 050400Психолого-педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
Общие для всех видов профессиональной деятельности:
изучение и обеспечение оптимальных условий всестороннего психического, социально-культурного развития детей разных возрастов;
разработка психолого-педагогических проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательного процесса: коллективно-распределенную деятельность обучающихся, взаимодействие педагога и детей;
эффективная организация образовательной среды для освоения различных видов деятельности обучающихся, испытывающих трудности в обучении, с поведенческими проблемами и проблемами межличностного взаимодействия;
осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовой базой, стандартами профессиональной деятельности и этическими нормами профессионального сообщества;
организация и проведение мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;
участие в проектировании и создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды;
организация и участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных исследованиях и иных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
формирование у субъектов образования потребности в саморазвитии и самосовершенствовании;
организация межличностных контактов и общения участников образовательного процесса в условиях поликультурной среды.
В области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:
контроль за ходом психического развития детей на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов;
разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;
осуществление в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования детей и их родителей, психологической профилактики в образовательных учреждениях различных видов и типов;
реализация индивидуально-ориентированных мер по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии детей;
мониторинг сформированности компетенций обучающихся;
разработка совместно с педагогами траекторий обучения обучающихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
взаимодействие с участниками образовательного процесса по проведению коррекционной и развивающей работы с детьми в ходе становления ведущей деятельности;
разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков;
организация и руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся;
организация и руководство системой помощи обучающимся в процессе их профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;
проведение экспертизы образовательной среды;
исследование и разработка проектов командообразования в учреждениях образования и социальной сферы.
В области педагогической деятельности:
обеспечение условий для становления и развития ведущих деятельностей (предметной, игровой, учебной);
осуществление контроля за выполнением образовательной программы и оказание необходимой педагогической и методической помощи для повышения эффективности образовательной работы;
обеспечение оптимальных условий адаптации детей к образовательному учреждению на каждой возрастной ступени;
оптимизация взаимодействия педагогов с ребенком с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития в образовательном процессе;
организация и проведение работы, направленной на повышение педагогической и нормативно-правовой компетентности педагогических работников и родителей обучающихся.
В области научно-исследовательской деятельности:
изучение, анализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в области педагогики и психологии образования с целью определения проблем исследования;
разработка и использование современных, в том числе, информационных и компьютерных методов психолого-педагогического исследования, с использованием современных средств обработки результатов, баз данных и знаний (сетевых, интернет-технологий);
проектирование и реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения;
анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической области;
экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии;
создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;
разработка и реализация коррекционно-образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;
изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, прежде всего, в условиях коррекционного обучения.
В области научно-методической деятельности:
организация работы по методическому обеспечению содержания образования;
анализ учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях и разработка рекомендаций и мероприятий по оптимизации образовательного процесса;
сбор, систематизация и рецензирование методических и информационных материалов для эффективной организации образовательного процесса;
научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов в образовательных учреждениях;
анализ образовательной среды и развивающих программ и технологий;
психолого-педагогическое обеспечение процесса внедрения инновационных образовательных программ и технологий;
оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания;
работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения по изменению стереотипного поведения в направлении формирования готовности к изменениям и инновациям;
участие в разработке информационных и методических материалов;
проектирование совместно с педагогами образовательного учреждения индивидуальных траекторий повышения их квалификации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);
владеть методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);
владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);
способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);
способностью выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);
способностью разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной спецификой (ОК-6);
способностью к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);
способностью использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);
способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);
способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);
способностью выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).
следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общими для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления подготовки (ОПК):
способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
уметь организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);
уметь организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);
способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);
владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);
способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);
способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);
готовностью применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9).
В психолого-педагогическом сопровождении дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):
способен проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПКПП-1);
способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2);
способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3);
способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);
готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);
способен разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);
способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);
способен оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-8);
способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9).
способен определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе школьного и дополнительного образования (ПКПП-10);
способен выстраивать систему дополнительного образования в том или ином конкретном учреждении как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося (ПКПП-11);
способен создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся как в групповом, так и индивидуальном варианте (ПКПП-12).
В области педагогической деятельности (ПКОД):
способен с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка (ПКОД-1);
готов использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы (ПКОД-2);
способен использовать и разрабатывать методы психолого - педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, особенностей освоения образовательных программ (ПКОД-3);
способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей раннего и дошкольного возраста (предметную, игровую, продуктивную) (ПКОД-4);
способен разрабатывать и реализовывать индивидуально - ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПКОД-5);
готов использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании (ПКОД-6);
способен проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для учреждений различных типов и видов (ПКОД-7);
способен совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми (ПКОД-8);
способен проводить анализ и обобщение образовательной деятельности учреждения (ПКОД-9);
способен к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей (ПКОД-10);
способен проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в учреждении и разрабатывать рекомендации по повышению их качества (ПКОД-11).
В научно-исследовательской деятельности (ПКНИ):
способен проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1);
способен выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПКНИ-2);
способен критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПКНИ-3);
готов использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4);
способен разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельность (ПКНИ-5);
способен организовать взаимодействие специалистов для достижения цели исследования (ПКНИ-6);
способен выстроить менеджмент социализации результатов исследований (ПКНИ-7);
способен представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества (ПКНИ-8);
способен выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПКНИ-9).
В научно-методической деятельности (ПКНМ):
способен обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе (ПКНМ-1);
способен определить направления и способы оснащения образовательной работы методическими средствами (ПКНМ-2);
способен применять и пополнять имеющиеся знания в процессе структурирования материалов, обеспечивающих образовательный процесс (ПКНМ-3);
готов осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПКНМ-4);
способен ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПКНМ-5);
готов к содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по вопросам обучения и воспитания (ПКНМ-6);
способен восполнить дефициты информационного и методического оснащения образовательного процесса (ПКНМ-7);
умеет организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) (ПКНМ-8);
способен выполнять супервизию «молодого специалиста» (ПКНМ-9);
способен превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации
(ПКНМ-10).
4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОП ВО (МАГИСТРАТУРЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФИЛЬ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
В соответствии со ст. 2. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ВПО по данному направлению подготовки содержание и организация образовательного процесса, при реализации данной ОП, регламентируется учебным планом; календарным учебным графиком; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (Модулей); другими материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик, а также оценочными и методическими материалами.