ГРАЖДАНИНОМ КОТОРОГО ОНО ЯВЛЯЕТСЯ. Статья 469. Основания передачи лица, осужденного к лишению свободы

Статья 469. Основания передачи лица, осужденного к лишению свободы

Комментарий к статье 469

1. Комментируемая статья сформулирована на основании ч. 2 ст. 63 Конституции РФ, согласно которой предусмотрена передача осужденных для отбывания наказания в других государствах, осуществляемая на основе федерального закона или международного договора РФ.

2. Международные договоры (конвенции) о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, исходят из принципа гуманности. Их целями являются способствование интересам правосудия и возвращение лиц, отбывших наказание, к нормальной жизни.

Отбывание осужденными наказания в государстве, гражданами которого они являются, способствует более эффективному достижению целей исправления и предупреждения новых преступлений (ст. 43 УК).

3. Под передачей следует понимать передачу осужденного, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, для отбывания им наказания в государстве, гражданином которого он является.

4. Необходимо отличать передачу осужденного иностранца в страну его гражданства для отбывания наказания по приговору иностранного суда от выдачи для исполнения вступившего в законную силу приговора в отношении собственного гражданина.

Передача лица, осужденного иностранным судом, для отбывания наказания в страну его гражданства не является выдачей. Передача - это самостоятельный вид международной правовой помощи.

Различие состоит в том, что передача всегда касается только осужденных к лишению свободы, а выдача может относиться к лицу, дело о преступлении которого находится в любой стадии процесса. Передача происходит лишь по ходатайству осужденного или его представителя либо по просьбе компетентного органа государства, а выдача осуществляется только по запросу запрашивающей стороны и имеет целью реализацию государством его права уголовного преследования, осуждения и наказания лица, совершившего преступление на его территории или вне ее, но против интересов данного государства. Передача всегда касается только гражданина той страны, куда для исполнения приговора суда передается осужденный, в то время как запрос о выдаче не обязательно будет о гражданине запрашиваемого государства.

5. Передача осужденного к лишению свободы лица в страну своего гражданства производится по правилам международного договора или на основе принципа взаимности.

6. Статья 17 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. предусматривает возможность рассмотрения вопросов государствами - участниками данной Конвенции о заключении двусторонних или многосторонних соглашений или договоренностей о передаче лиц, осужденных к тюремному заключению или другим видам лишения свободы за преступления, охватываемые данной Конвенцией, с тем чтобы они могли отбывать срок наказания на их территории.

7. Передача осужденных может осуществляться также на основе принципа взаимности (соглашение компетентных органов Российской Федерации и иностранного государства).

При отсутствии международного договора Россия на основании соглашения компетентных органов Российской Федерации и иностранного государства может передать лицо иностранному государству, признать приговор суда иностранного государства на основе принципа взаимности (ст. 469 УПК), в соответствии с которым от иностранного государства можно ожидать, что в аналогичной ситуации такое государство передаст гражданина РФ, осужденного судом указанного иностранного государства, для отбывания наказания в России, признает приговор, вынесенный судом Российской Федерации в отношении своего гражданина, для отбывания наказания в данном иностранном государстве. В этом случае процедуры передачи лица иностранному государству, признания приговора суда иностранного государства регулируются УПК, иными законами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ, касающимися защиты основных прав и свобод человека, например Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенцией о статусе беженцев 1951 г., ЕКПЧ.

8. Соглашение не должно противоречить законодательству РФ, и в силу комментируемой статьи оно подлежит выполнению со стороны компетентных российских органов, в том числе судебных. Соглашение также должно содержать указание на принцип взаимности сотрудничества в данном конкретном деле.

Компетентные органы иностранного государства - партнера определяются в соответствии с законодательством и практикой этого государства.

9. В комментируемой статье речь идет о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Гражданином государства - участника Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (Берлинская конвенция), 1978 г., является лицо, которое по закону этого государства имеет гражданство данного государства (ст. 1).

10. Международным договором РФ может предусматриваться возможность передачи лица для отбывания наказания не только в государстве, гражданином которого оно является, но и в государстве, на территории которого такое лицо постоянно проживает (ст. 2 Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г.).

11. Некоторые двусторонние договоры предусматривают передачу лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории государства - партнера по договору, готового их принять для отбывания наказания (см. Договоры с Азербайджаном, Испанией, Литвой, Польшей, Туркменистаном, Финляндией). При этом по Договору с Испанией из числа таких лиц исключаются граждане государства вынесения приговора.

12. При передаче лиц с двойным гражданством, одно из которых российское (если иное не предусмотрено международным договором), непременное условие - письменное согласие самого осужденного.

13. Положения комментируемой статьи распространяются на случаи передачи лица для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, когда такое лицо отбывает наказание в местах лишения свободы. При этом следует учитывать оставшийся к отбытию минимальный срок наказания, который предусмотрен в качестве условия передачи международным договором РФ либо соглашением компетентных органов Российской Федерации и иностранного государства, если передача осуществляется на основе принципа взаимности.

14. В международных договорах РФ установлены определенные требования к оформлению и содержанию запроса о передаче. К нему прилагаются документы, предусмотренные международным договором (копии приговора и судебных решений о вступлении его в силу); сведения об отбытии части наказания; данные об исполнении дополнительного наказания; тексты статей УК и закона иностранного государства, по которым осуждено лицо; письменное согласие осужденного, а также передающего и принимающего государств. Согласие или отказ выражается письменно, о чем сообщается осужденному или его представителю, принимающей стороне.

15. Передача осужденного лица для отбывания наказания допускается лишь при следующих условиях: наказание ему назначено в виде лишения свободы; приговор вступил в законную силу; данное лицо еще не отбыло наказание; имеется представление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, или обращение осужденного, его представителя, компетентных органов иностранного государства о такой передаче; имеется положительное решение суда о передаче (см. комментарий к ст. 471).

16. В Российской Федерации органами, ответственными за выполнение обязательств по передаче осужденных лиц в зарубежные страны, являются Минюст России, ФСИН России и федеральные суды общей юрисдикции.

17. В соответствии с подп. 32 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст России направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы и иные документы по вопросам передачи лиц, осужденных к лишению свободы, в государства их гражданства или постоянного проживания в соответствии с международными договорами РФ либо письменными соглашениями с компетентными органами иностранных государств на основе принципа взаимности, а также получает от иностранных государств или их компетентных органов аналогичные запросы и документы и рассматривает их в установленном порядке.

В структуре Минюста России полномочия в сфере передачи осужденных лиц осуществляются Департаментом международного права и сотрудничества в соответствии с требованиями международных договоров РФ с учетом сделанных оговорок и заявлений Российской Федерации к международным договорам, гл. 55 УПК и Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи по уголовным делам и передаче осужденных, утвержденных Приказом Минюста России от 12 сентября 2007 г. N 185.

18. Основанием передачи за рубеж для отбывания наказания лица, осужденного судом России к лишению свободы, а также приема гражданина РФ, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в Российской Федерации является решение суда, принимаемое в соответствии с международным договором РФ либо вышеупомянутым письменным соглашением и ст. ст. 470 - 472 УПК.

19. В суд могут обратиться федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции, само лицо, осужденное к лишению свободы, его представитель или компетентные органы иностранного государства. Порядок такого обращения предусмотрен ст. 470 УПК.

20. Исходя из комментируемой статьи, решение российского суда принимается по результатам представления: федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний (ФСИН России), либо обращения осужденного или его представителя, либо компетентных органов иностранного государства.

21. Согласно международным договорам РФ запрос (просьба) компетентного органа государства вынесения приговора о передаче осужденного в государство его гражданства (или постоянного места жительства) составляется в письменной форме. К просьбе прилагаются: а) удостоверенные копии приговора и имеющихся по делу решений вышестоящих судебных инстанций, документ о вступлении приговора в законную силу; б) документ о части наказания, которая подлежит дальнейшему отбыванию в соответствии с законодательством государства вынесения приговора; в) документ об исполнении дополнительного наказания, если оно было назначено; г) текст статей уголовного закона, на основании которых лицо осуждено; д) документ, свидетельствующий о гражданстве (или постоянном местожительстве) осужденного; е) письменное согласие осужденного на его передачу; ж) другие документы, если это сочтут необходимым компетентные органы государства вынесения приговора; з) при необходимости заверенный перевод обращения и прилагаемых к нему документов.

В случае необходимости компетентные органы государства исполнения приговора могут запросить дополнительные документы или сведения.

Статья 470. Порядок рассмотрения судом вопросов, связанных с передачей лица, осужденного к лишению свободы

Комментарий к статье 470

1. Представление ФСИН России и обращение осужденного и его представителя, а также компетентных органов иностранного государства рассматриваются и решение по вопросу о передаче лица для отбывания наказания принимается судом, постановившим приговор по уголовному делу, по которому осужден данный гражданин иностранного государства (ч. 1 ст. 396, п. 20 ст. 397 УПК).

Использованное в комментируемой статье понятие представителя подлежит расширительному толкованию. К их числу следует относить и законных представителей осужденных несовершеннолетних.

2. Суд, принимающий решение о передаче лица, осужденного в Российской Федерации к лишению свободы, для исполнения наказания в стране, гражданином которой оно является, не рассматривает дело по существу, а решает вопросы, относящиеся к требованиям законодательства РФ, международных договоров РФ и соглашений с данным иностранным государством на основе принципа взаимности.

3. Если суд при рассмотрении представления (обращения) о передаче лица, осужденного к лишению свободы, в государство, гражданином которого оно является, придет к выводу о том, что сведений для разрешения вопроса недостаточно или что они отсутствуют, то судья вправе отложить рассмотрение и запросить недостающие сведения. Также судья может без рассмотрения направить обращение осужденного в компетентный орган Российской Федерации для собирания необходимой информации в соответствии с положениями международного договора. Помимо этого, судья может направить обращение компетентным органам Российской Федерации для предварительного согласования вопроса о передаче осужденного с компетентным органом иностранного государства.

4. Рассмотрение дела в порядке гл. 47.1, 48.1, 49 УПК не препятствует передаче лица иностранному государству, поскольку приговор вступил в законную силу.

5. Кроме обстоятельств, указанных в комментируемой статье, следует учитывать тот факт, что осужденный, переданный для отбывания наказания в государство, гражданином которого он является, не может быть вновь привлечен к уголовной ответственности за то же деяние, за исключением случаев, когда после передачи осужденного для отбывания наказания приговор в государстве, где он был вынесен, отменен и предусмотрено новое расследование или судебное разбирательство (ст. 3 Берлинской конвенции о передаче осужденных 1978 г.). В данном случае копия решения об этом и другие материалы, необходимые для нового рассмотрения дела, направляются компетентному органу государства, которому передан осужденный, для решения вопроса о привлечении его к ответственности по законодательству этого государства.

6. Компетентный орган государства, гражданином которого является осужденный, обязан в возможно короткий срок уведомить компетентный орган государства, суд которого вынес приговор, о согласии либо об отказе принять осужденного (ст. 8 Берлинской конвенции).

7. Согласно ч. 3 ст. 4 и ст. 10 Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г. о решении, принятом по просьбе (ходатайству) о передаче осужденного для отбывания наказания, должно сообщаться запрашивающему государству (осужденному) в срок, не превышающий 40 дней с момента получения необходимых документов. Следует учитывать оговорку, сделанную Российской Федерацией при ратификации указанной Конвенции, согласно которой Россия оставила за собой право направления такого уведомления в течение 120 дней (см. Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 235-ФЗ).

8. Место, время и порядок передачи осужденного определяются путем договоренности между компетентными органами заинтересованных государств (ст. 9 Берлинской конвенции).

9. Все расходы, возникшие до передачи осужденного, для государств - участников Берлинской конвенции 1978 г. и Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы, для дальнейшего отбывания наказания несут те государства, у которых они возникли. Другие расходы, связанные с передачей осужденного, в том числе по его транзитной перевозке, несет государство, гражданином которого является осужденный (ст. 17).

Статья 471. Основания отказа в передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является

Комментарий к статье 471

1. В комментируемой статье определены основания отказа в передаче лица, осужденного к лишению свободы судом России, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является. Формально данное предписание имеет диспозитивный характер ("может быть отказано...").

2. Комментируемую статью необходимо применять с учетом Конвенции СНГ о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г., Берлинской конвенции о передаче осужденных 1978 г., Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 г.

3. Перечни и формулировки оснований отказа в передаче осужденного, содержащиеся в международных договорах РФ, имеют некоторые отличия от положений комментируемой статьи.

4. Статья 4 Берлинской конвенции о передаче осужденных носит императивный характер - передача осужденного в порядке, предусмотренном настоящей Конвенцией, не производится, если:

по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, деяние, за которое он осужден, не является преступлением;

в государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан, либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания компетентным органом этого государства;

наказание не может быть исполнено в государстве, гражданином которого является осужденный, вследствие истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;

осужденный имеет постоянное место жительства на территории государства, судом которого вынесен приговор;

не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных названной Конвенцией.

5. При реализации комментируемой статьи государствам - участникам Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания следует иметь в виду, что ее ст. 6 также категорично указывает на перечень оснований для отказа в передаче осужденного. Передача не производится, если:

наказание не может быть исполнено на территории государства исполнения приговора вследствие истечения срока давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;

на территории государства исполнения приговора за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан, либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания компетентным органом этого государства;

это может нанести ущерб интересам государства вынесения приговора или государства, гражданином которого является осужденный.

6. В случаях если осужденным не возмещен ущерб, нанесенный преступлением, то в названной Конвенции, как в комментируемой статье, указан диспозитивный характер - может быть отказано в передаче осужденного.

Поэтому соблюдение условий передачи, определенных в ст. 6 Конвенции о передаче осужденных лиц, не исключает возможность отказать в передаче государству - участнику данного акта по основаниям, предусмотренным комментируемой статьей, например, если от осужденного лица либо от государства исполнения приговора не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска.

7. В двусторонних договорах РФ имеются нормы, сходные с закрепленным в п. 3 комментируемой статьи положением. Например, в передаче осужденного может быть отказано, "если не возмещен причиненный им ущерб от преступления или не исполнено иное денежное обязательство" (п. 2 ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Литовской Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свобод, 2001 г.), если осужденный не выполнил какие-либо финансовые обязательства, вытекающие из судебного решения, или если не получены достаточные, по мнению государства вынесения приговора, гарантии выполнения таких обязательств (п. 2 ст. 3 Конвенции между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, 2003 г., и ст. 3 Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Марокко о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, 2006 г.).

8. В Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 г. предусмотрены следующие условия передачи осужденных:

1) осужденное лицо может быть передано в соответствии с названной Конвенцией только при соблюдении следующих условий:

а) это лицо является гражданином государства исполнения приговора;

б) судебное решение вступило в законную силу;

в) на время получения запроса о передаче осужденному лицу остается отбывать наказание еще по крайней мере шесть месяцев или срок наказания является неопределенным;

г) имеется согласие на передачу самого осужденного лица или, если с учетом его возраста либо физического или психического состояния это считает необходимым одно из двух государств, представителя осужденного лица;

д) действия или бездействие, в связи с которыми был вынесен приговор, являются уголовным правонарушением в соответствии с законодательством государства исполнения приговора или являлись бы уголовным правонарушением, если бы они имели место на его территории;

е) как государство вынесения приговора, так и государство исполнения приговора дают согласие на такую передачу;

2) в исключительных случаях стороны могут дать согласие на передачу даже в том случае, если оставшийся срок отбывания наказания осужденным меньше срока, указанного в подп. "c" п. 1.

9. Общим принципом международной правовой помощи является признание деяния, в связи с которым эта помощь осуществляется, преступлением по законам как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны.

10. Первое основание для отказа в передаче осужденного иностранному государству (п. 1 комментируемой статьи) базируется на том, что деяние не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный.

Основанием для отказа в передаче может быть недостижение лицом совершеннолетия по закону данного иностранного государства, автоматически в связи с этим заменяющему лишение свободы на более мягкие меры наказания или даже на принудительные меры воспитательного воздействия. Информация о наличии такого охранительного режима для несовершеннолетних (или о его отсутствии) должна быть представлена запрашивающей стороной.

11. Согласно п. 2 комментируемой статьи основанием отказа в передаче лица служит истечение срока давности уголовного преследования. Речь идет о сроках давности, предусмотренных законами данного иностранного государства.

Отказ может иметь место и в случаях, когда в государстве вынесения приговора или в принимающем государстве принят акт амнистии или другой закон, устраняющий ответственность за данное преступление, либо применено помилование.

12. В подп. "б" п. 2 комментируемой статьи предусмотрено основание, по которому может быть отказано в передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого это лицо является, - непризнание судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации либо признание судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации без установления порядка и условий отбывания осужденным наказания на территории иностранного государства.

13. Суду при принятии решения о передаче лица в каждом конкретном случае необходимо устанавливать обстоятельства, связанные с порядком и условиями отбывания наказания в государстве исполнения приговора. При этом отсутствие в иностранном государстве определенного вида исправительного учреждения, назначенного осужденному по приговору суда Российской Федерации, не должно обусловливать отказ в его передаче, если условия и порядок отбывания наказания в государстве исполнения приговора в целом сопоставимы с условиями и порядком отбывания соответствующего наказания в Российской Федерации.

14. "Под несопоставимостью условий и порядка отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы, являющейся согласно статье 471 УПК РФ одним из оснований для отказа в передаче, понимаются такие различия в условиях и порядке отбывания наказания в государстве исполнения приговора и в Российской Федерации, которые не позволяют достигнуть цели наказания - восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений (статья 43 УК РФ)" (п. 36 Постановления Пленума ВС РФ от 14 июня 2012 г. N 11 "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания").

15. "Исходя из положений статей 10 и 11 Конвенции о передаче осужденных лиц, статьи 12 Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания также не является основанием для отказа в передаче то обстоятельство, что по законодательству государства исполнения приговора за деяния, совершенные осужденным, предельный срок лишения свободы меньше, чем назначенный по приговору суда Российской Федерации. Предельный срок лишения свободы, предусмотренный законодательством государства исполнения приговора, не должен быть явно несопоставим со сроком наказания, назначенным по приговору суда Российской Федерации" (п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 14 июня 2012 г. N 11).

16. При применении п. 3 комментируемой статьи следует учитывать положения п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 14 июня 2012 г. N 11, которым обращено внимание судов на то, что по смыслу ст. ст. 8 и 307, гл. 23 ГК гарантиями исполнения приговора в части гражданского иска могут быть, в частности, залог, поручительство, банковская гарантия.

Отсутствие со стороны осужденного и иностранного государства гарантий исполнения приговора в части гражданских исков в соответствии с п. 3 комментируемой статьи признано судом основанием для отказа в передаче осужденного для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является (см. Определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 13 сентября 2011 г. N 47-О11-67).

17. Согласно п. 5 комментируемой статьи осужденный может быть не передан иностранному государству в связи с тем, что в России он имеет постоянное место жительства. Представляется, что речь идет о случаях, когда в силу данного обстоятельства осужденный своей передачи государству, гражданином которого он является, не инициировал.

18. В международных договорах РФ предусматривается, что лицо, переданное для исполнения приговора, не может быть привлечено на территории государства исполнения приговора к уголовной ответственности за то же деяние, в связи с которым был вынесен приговор (ст. 3 Берлинской конвенции 1978 г., п. 2 ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания 1994 г., п. 2 ст. 9 Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, 1998 г., ст. 16 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., п. 2 ст. 9 Договора между Российской Федерацией и Литовской Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, 2001 г., п. 2 ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Туркменистаном о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, 1995 г.), за исключением случая, когда после его передачи приговор в государстве вынесения приговора отменен и предусмотрено новое расследование или судебное разбирательство.

19. Передача не производится, если в государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания компетентным органом этого государства (п. "b" ст. 4 Берлинской конвенции 1978 г., ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой).

20. В некоторых договорах предусмотрено, что передача не имеет места, если на момент получения запроса о передаче срок лишения свободы, который осужденному еще предстоит отбыть, составляет менее шести месяцев. При этом в исключительных случаях стороны могут договориться о передаче, даже если срок отбывания наказания составляет менее шести месяцев (подп. "c" п. 1, п. 2 ст. 3 Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 г., подп. 3 п. 1 ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Литовской Республикой, п. 3 ч. 1 ст. 3 Конвенции между Российской Федерацией и Французской Республикой).

21. В большинстве международных договоров РФ закреплено такое обязательное условие передачи осужденного, как согласие осужденного или (в случае его неспособности свободно изъявить свою волю из-за возраста, физического или умственного состояния) согласие его законного представителя на такую передачу (п. 2 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Туркменистаном).

Вместе с тем отсутствие согласия осужденного или его представителя не включено в комментируемую статью в качестве императивного основания отказа в передаче осужденного. Об обязательности согласия осужденного говорится в ч. 2 ст. 470 УПК лишь в связи с просьбой о передаче, представляемой в Российской Федерации компетентным органом государства, гражданином которого является осужденный.

По Берлинской конвенции согласия осужденного не требуется, однако государства-участники, которые считают это недемократичным, могут с учетом данного фактора отказать в приеме-передаче осужденного (о таком подходе заявила, например, Чехия).

Дополнительный протокол 1997 г. к Конвенции о передаче осужденных лиц от 1983 г. расширил действие Конвенции, установив случаи, в которых не требуется согласие осужденного на его передачу для исполнения приговора: когда осужденный совершает побег из государства вынесения приговора на территорию другой стороны до завершения исполнения приговора (ст. 2) и когда осужденными являются лица, подлежащие высылке или депортации на основании судебного решения (ст. 3 Протокола). Однако при ратификации этого Протокола Российская Федерация сделала заявление о том, что не будет принимать на себя исполнение приговоров на условиях, изложенных в ст. 3 Протокола.

По некоторым договорам государство, вынесшее приговор, предоставляет возможность государству исполнения приговора проверить через консульское или иное должностное лицо, что согласие на передачу было дано добровольно (см., например, п. 2 ст. 7 Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 г., п. 2 ст. 6 Договора между Российской Федерацией и Исламской Республикой Афганистан о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, 2005 г., подп. "d" п. 1 ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Ангола о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, 2006 г., п. 2 ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о передаче осужденных 2002 г.).

22. Министерство юстиции РФ и суды в своей практике придерживаются принципа добровольности при решении вопросов приема-передачи осужденных. "При рассмотрении материалов о передаче лица для отбывания наказания в иностранном государстве судам исходя из положений статей 471 и 472 УПК РФ и соответствующих международных договоров Российской Федерации надлежит установить наличие письменного согласия осужденного, а также согласия государств вынесения и исполнения приговора на такую передачу" (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 11).

Статья 472. Порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора суда иностранного государства

Комментарий к статье 472

1. Комментируемая статья определяет порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением в Российской Федерации приговора суда иностранного государства.

2. Вопросы, связанные с исполнением приговора, судья разрешает единолично в судебном заседании (ч. 6 ст. 396, п. 21 ст. 397 УПК) и в порядке, определенном ст. 399 УПК и с учетом требований ст. ст. 471 и 472 УПК.

3. В ходе судебного рассмотрения представления (обращения) о передаче гражданина РФ, осужденного к лишению свободы судом иностранного государства, решается только вопрос о его соответствии законодательству РФ и применимым международным договорам РФ.

Суд должен установить, что передается гражданин РФ, совершивший преступление вне пределов России; совершено преступление, уголовно наказуемое по российским законам и законам данного иностранного государства; меры наказания за это преступление по уголовным законам РФ и данного иностранного государства соразмерны; срок наказания, если оно уже исполняется в данном иностранном государстве, полностью не отбыт.

При решении данного вопроса суду необходимо учитывать: имеется ли конвенция о передаче лиц для исполнения приговора иностранного государства в страну, гражданином которой является данный осужденный; является ли Россия участницей такой конвенции; является ли участницей этой конвенции страна, откуда передается гражданин, отбывающий наказание; есть ли двусторонний договор между Россией и данным иностранным государством либо двустороннее соглашение при передаче на принципе взаимности.

4. Результатом судебного рассмотрения представления (обращения) является одно из двух решений (постановлений): о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства; об отказе в признании приговора суда иностранного государства.

В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что суд выносит постановление об отказе в признании приговора суда иностранного государства, если он придет к выводу о том, что деяние, за которое этот гражданин осужден, не является преступлением по законодательству РФ либо приговор суда иностранного государства не может быть исполнен в силу истечения срока давности, а также по иному основанию, предусмотренному законодательством РФ (ст. ст. 469, 471 УПК) или международным договором РФ.

Во всех остальных случаях суд выносит постановление о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства, содержание которого определено в ч. 2 комментируемой статьи.

5. Рассматривая обращения компетентного органа иностранного государства, судом которого вынесен приговор, следует иметь в виду, что для участников Берлинской конвенции о передаче осужденных 1978 г. к обращению о передаче должны быть приложены следующие документы, предусмотренные ст. 7 этой Конвенции:

удостоверенные копии приговора и имеющихся по делу решений вышестоящих судебных инстанций, документы о вступлении приговора в законную силу;

документ о части наказания, отбытой осужденным, и той части наказания, которая подлежит дальнейшему отбыванию в соответствии с законодательством государства, судом которого вынесен приговор;

документ об исполнении дополнительного наказания, если оно было назначено;

текст статей уголовного закона, на основании которого лицо осуждено;

документ, свидетельствующий о гражданстве осужденного;

другие документы, если это сочтут необходимым органы государства, судом которого вынесен приговор;

заверенный перевод обращения и прилагаемых к нему документов.

В случае необходимости на основании указанной статьи Конвенции компетентный орган России вправе запросить дополнительные документы или сведения.

6. По Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г. предусмотрено представление сведений о гражданстве осужденного или его постоянном месте жительства; письменного согласия осужденного на его передачу для исполнения приговора на территории договаривающейся стороны, гражданином которой он является или на территории которой имеет постоянное место жительства (если является лицом без гражданства), а в случае неспособности осужденного к свободному волеизъявлению - согласие его законного представителя; сведений о состоянии здоровья и об особенностях поведения осужденного.

7. В Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 г. также предусмотрено наличие заявления, содержащего согласие на передачу самого осужденного лица или, если с учетом его возраста либо его физического или психического состояния это считает необходимым одно из двух государств, представителя осужденного лица.

8. Если в приговоре суда иностранного государства предусматривается денежное обязательство осужденного лица, выраженное в валюте того или иного государства, то, исходя из положений ч. 2 комментируемой статьи, ст. 72 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при признании приговора суда иностранного государства суду Российской Федерации следует указать денежное обязательство осужденного в той же валюте (п. 39 Постановления Пленума ВС РФ от 14 июня 2012 г. N 11 "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания").

9. Применяя правила ч. 3 комментируемой статьи, необходимо учитывать международно-правовой принцип: передача производится только в отношении лиц, осужденных к лишению свободы.

Во многих международных договорах РФ предусматривается, что часть наказания, отбытая осужденным в государстве вынесения приговора, засчитывается в срок наказания, а при определении наказания, не связанного с лишением свободы, отбытая часть наказания принимается во внимание.

10. Согласно международным договорам РФ в отношении лица, переданного для отбывания наказания в государство исполнения приговора, наступают такие же правовые последствия осуждения, как и в отношении лиц, осужденных на территории этого государства за совершение таких же деяний (применительно к повторности, рецидиву преступления, судимости и др.) (ст. 11 Берлинской конвенции, ст. 14 Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г.).

11. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи, если по УК за данное преступление предельный срок лишения свободы меньше, чем назначенный по приговору суда иностранного государства, то суд определяет максимальный срок лишения свободы за совершение данного преступления, предусмотренный УК; если согласно УК лишение свободы не предусмотрено в качестве наказания за совершенное лицом преступление, то суд определяет иное наказание, наиболее соответствующее наказанию, назначенному по приговору суда иностранного государства, в пределах, установленных УК за данное преступление. Приведенные нормы согласуются с требованиями ст. 10 Конвенции о передаче осужденных лиц и ст. 12 Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания.

12. В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 206-ФЗ "О ратификации Конвенции о передаче осужденных лиц и Дополнительного протокола к ней" Российская Федерация заявила о том, что в своих отношениях с другими сторонами исключает применение процедур, предусмотренных подп. "a" п. 1 ст. 9 этой Конвенции.

Следовательно, исполнение наказания лиц, осужденных по приговору суда другого государства, осуществляется в соответствии с подп. "b" п. 1 ст. 9 Конвенции, согласно которому компетентные органы государства посредством применения судебной или административной процедуры преобразуют приговор в решение этого государства, заменяя тем самым наказание, определенное в государстве вынесения приговора, наказанием, предусмотренным законом государства исполнения приговора за совершение такого же преступления.

Названные положения Конвенции обязывают суд при рассмотрении вопроса о признании и об исполнении приговора иностранного государства определить осужденному наказание по уголовному закону РФ.

Несоблюдение этих положений привело к отмене судебного решения, по которому при исполнении приговора был применен Уголовный кодекс Венгерской Республики. При рассмотрении судом вопроса о признании и об исполнении приговора иностранного государства нарушены требования положений ст. 472 УПК, а также применена процедура, предусмотренная подп. "a" п. 1 ст. 9 Конвенции о передаче осужденных лиц, от которой Российская Федерация отказалась при ратификации Конвенции <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 28 февраля 2013 г. N 45-Д12-40.

13. Если после передачи осужденного для отбывания наказания приговор отменен или изменен в государстве вынесения приговора либо изданы акт об амнистии или акт помилования, копия соответствующего решения и другие необходимые документы направляются компетентному органу государства исполнения приговора. Суд этого государства разрешает вопрос об исполнении такого решения в порядке, предусмотренном для принятия решения об исполнении приговора переданного осужденного. Порядок решения таких вопросов в России определен в ч. 6 комментируемой статьи.

14. Исходя из некоторых международных договоров РФ, если приговор в отношении осужденного, переданного для отбывания наказания в Россию, отменен и предусмотрено новое расследование или судебное разбирательство, то по получении из государства вынесения приговора копии решения об этом и других необходимых материалов вопрос о дальнейшем производстве по делу в отношении такого лица решается Генеральной прокуратурой РФ в соответствии с законодательством РФ.

Статья 473. Утратила силу. - Федеральный закон от 04.07.2003 N 92-ФЗ.

Наши рекомендации