О психотерапевтическом аспекте голосовых связок.
О существовании иголосовых связоклучше вообще не знать. Также как не надо знать, где находится сердце, желудок и остальные внутренние органы. Мой отчим говорил, что до 30 лет он не знал, на какой стороне находится сердце. В феврале 2007 ему будет 90лет, и стариком его не назовешь. Нет ничего более вредного для голоса певца, чем знание, что есть голосовые связки и где они находятся. Как медицинский психолог сообщу, что вокальные педагоги, не ведая того, вырабатывают своеобразный логоневроз у всех занимающихся голосом, как речевым, так и певческим. Они, сначала объясняя механизм голосообразования, убеждают ученика, что звук образуется связками, а затем приказывают, чтобы во время речи или пения о связках ученик не думал. Но это все равно, что человеку сказать, что он болен раком, а затем приказать, чтобы он не думал об этом. На научном языке это называется ятрогения(внушенная болезнь), которая может иметь такие же последствия, как и болезнь реальная. Если такое случается и об этом становится известно, то такого врача выгоняют с работы, а могут и отдать под суд.
Возможно, что Евгений Евстегнеев пережил бы операцию на сердце, которую ему проводили в Англии. Однако врач решил посвятить его в тайну его болезни и подробно, образно нарисовал ему реальную картину. Великий артист, обладавший шаляпинской способностью к перевоплощению своим воображением многократно усилил диагноз и умер на операционном столе. Вот что такое сила воображения и к чему она приводит при знании физиологических тонкостей, о которых простому человеку не то что не нужно, а нельзя знать.
Кстати, вреднейшая привычка врачей называть своих пациентов больными. Это тоже форма ятрогении. Пора этот термин убрать из врачебного лексикона.
Вернемся к связкам. Фрагмент из книги В.П. Морозова «Искусство резонансного пения» М.2002
«Обратимся по этому поводу к практике известных мастеров вокального искусства.( Речь идет о том, на какие ощущение должен направлять внимание певец: на вибрационные ощущения или на ощущения гортанных связок – В.Б.)
На вопрос: «Ощущаете ли Вы свои голосовые связки в пении и культивируете ли Вы эти ощущения у своих учеников?» они отвечают, как правило, отрицательно.
Е.В. Образцова:«Что Вы!Далее думать об этом вредно, обязательно отразится на звуке!».
Н. Гяуров:«Упаси Бог! Я не знаю, что это такое! Я знаю их анатомически, но как ощущение в пении - никогда не знал. По ощущению у меня в горле все свободно. Тем более что связки находятся по уровню ниже того места, где для меня протекают процессы формирования голоса. Для меня процессы формирования звука всегда несколько выше того места, где связки!».
М.О. Решен: «Гортань должна быть свободной... и никаких фокусов!».
И. Корадетти: «Язнаю, что связки работают, но связочными ощущениями я в педагогике не пользуюсь».
М.А.Дейша-Сионицкая: «Ощущать свои хрящи [гортани] и голосовые связки мы не должны так же, как не ощущаем внутренних действий в других органах. Например, глаза: они работают, когда вы смотрите, но вы не ощущаете внутренней работы отдельных частей».
Дж.Барра в комментариях к 17 упражнениям для развития голоса, которыми он обычно пользовался (записаны Б.М. Лушиным), ни разу не упоминает о голосовых связках. Вместе с тем в каждом из них говорится о резонаторах (то же самое см. в высказываниях известного эстонского вокального педагога А. Ардера и др. в Приложении 1) – с.234».
Подытоживая раздел о связках, не погрешим против истины, сказав, что большинство вокальных педагогов, которые рассказывают ученикам о голосовых связках, уже с первых занятий прививают им логоневроз.
Таким образом, опровергается главный постулат миоэластической теории Гарсиа о порождении голоса голосовыми связками под воздействием воздушной струи. Следовательно, подтверждается гипотеза о порождении голоса в трахее, а не голосовых связках. Голосовые, точнее гортанные связкивыполняют вторичную функцию голосообразования – производят обработку звука, чтобы он звучал отчетливо.
В связи с этим, предлагаю переименовать голосовые связки в гортанные связки (термин Ильи Грузинова, 1812)