Принципы анимационно - рекреативных технологий
Анимационно-рекреативные технологии социокультурной деятельности представляют собой благодатную почву для создания самых неожиданных, но эффективных в педагогическом отношении воспитывающих ситуаций. Каждая технология несёт в себе потенциал для создания сценаристом, режиссёром, педагогом-организатором специальных условий среды, направленных на выполнение участниками определённых процедур для развития личности, её самореализации. Существует огромное число различных типов анимационно-рекреативных технологий социокультурной деятельности: зрелищных, обучающих (тренинговых), игровых. [7, с.127]
Структура рекреативных технологий социокультурной деятельности включает следующие элементы:
· Ведущим, основополагающим элементом является целеполагание, где цель выступает как идеальная модель конечного результата.
· Неотъемлемым элементом данного процесса является предмет рекреативной технологии социокультурной деятельности, то есть система взаимосвязанных признаков или свойств какого-либо социально-культурного объекта, явления, процесса, которую необходимо изменить или преобразовать.
· Выразительные средства рекреативных технологий социокультурной деятельности, с помощью которых субъект воздействует на предмет социально-культурной деятельности, а через него на объект. [27, с.125]
Система должностных производственных функций, в которую входят материально-технические, предметные и социальные условия, необходимые для производства культурного продукта и услуг.
В анимационно-рекреативных технологиях социально-культурной деятельности широкое применение имеют такие понятия, как комплексные досуговые программы и формы. В самом широком толковании досуговую программу или форму можно рассматривать как завершённое самостоятельное социально-педагогическое, социально-культурное произведение, которое обусловлено социальным заказом и отражает социальную действительность, одновременно оказывая определённое влияние на неё. Рекреативные программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной. Рекреативные программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приёмов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических задач.
Выбор тематики и разработка рекреативных социокультурных проектов и программ диктуются государственным, социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами организации досуга и творчества, развития и саморазвития людей, проживающих в регионе. Содержание разрабатываемых рекреативных программ и форм черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» современной социокультурной деятельности. [24, с.81]
Выделяется три основных типа рекреативных технологий социокультурной деятельности:
- традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого,
-элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой,
- массовые рекреативные технологии, рассчитанные на социально-культурные общности массового менталитета.
Для рекреативных технологий социально-культурной деятельности характерны два вида: основные (первичные), сущностные, соответствующие одному из психологических видов деятельности – игре, который получает развитие в том или ином конкретном типе рекреативных технологий.
В процессе исторического развития анимационно-рекреативных технологий социально-культурной деятельности наряду с их основными, сущностными одновременно востребованы и практически направленные рекреативные технологии постановочного вида. Оба вида технологий связаны друг с другом, дополняют друг друга. Каждая выявляет свои исходные, изначальные характеристики через вторичные, производные. Анимационно-рекреативные социально-культурные технологии, особенно относящиеся к игровому виду, представляют собой совокупность исторически сложившихся норм проведения досуга и деятельности групп населения. Рекреативные технологии, несущие в себе постановочный характер, возникли в связи с общественной потребностью выразительного воспитательного воздействия того или иного социально-культурного института, учреждения, центра или профессионального объединения людей, занимающихся конкретным видом рекреативных технологий. [13, с.83]
При отборе той или иной анимационно-рекреативной технологии определяется их реальность и достижимость, происходит выявление приоритетов, наличия средств исполнения, их соответствия психологическим и физическим качествам как различных групп и категорий, таки отдельно взятой личности, выступающих в качестве объекта воздействия. При этом одним из основных элементов рекреативных социокультурных технологий является анализ ситуации, характеризующей образ жизни людей, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения. [14, С.39]. В настоящее время во всем мире стало активно использоваться совершенно новое направление – анимация, т.е. оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях.
Анимационная (от латинского anima – душа; animatus – одушевление) или досуговая, деятельность человека, прежде всего, связана с рекреацией (от англ. recreation – восстановление сил). [35, с.23] От организации досуга населения зависит морально-психологический климат в обществе, его культурный уровень, физическое и нравственное здоровье. Досуг можно определить тоже как средство восстановления сил человека в процессе его деятельности (например, любительских занятий); т.е. досуг является частью отдыха, поскольку не включает в себя время на сон и другие непреложные затраты, которые мы могли бы назвать отдыхом. Анимация рассматривается как деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.
Функции анимационных программ – организация и руководство культурными и досуговыми мероприятиями. В период формирования анимационной программы её организаторам следует ответить на вопросы:
1. Для кого делается программа, где определяется:
• возраст и пол будущих зрителей;
• социальное положение и профессиональную занятость;
2. Что заложено в основу анимационной программы (главная идея и цели ее достижения);
3. Как построить анимационное событие.
Таким образом, можем сделать следующий вывод: Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как можно больше участников. Анимация – это новое направление в сфере досуга, которое призвано "вдохнуть душу" в развлекательные программы и тем самым привлечь к ним участников. Следовательно, аниматор – специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирующий человека в многообразии видов досуга, организующий полноценный досуг.
Программа отдыха – это объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий. Анимация как фактор социальной активности человека выступает в качестве формы и метода изучения сложившейся практики, требующей профессионально подготовленных специалистов данного направления общественной деятельности. Программа отдыха - это объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий.