Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
ПЕРВЫЙ КУРС
1.1. Физическая культура и спорта – составляющие общей культуры общества
Уровень культуры общества в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей, При этом особенно важно подчеркнуть, что в системе общечеловеческих культурных ценностей одной из главных составляющих является уровень здоровья и физической подготовленности всей популяции в различные возрастные периоды, особенно в первую половину жизни, определяющей возможности освоения всех остальных ценностей.
Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид деятельности человека, значение которого в развития общества весьма многообразно, Они оказывают определенное влияние на общественное производство, на формирование человека как личности, на развитие общественных отношений.
Физическая культура - часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья. Она выполняет социальную функцию - воспитание всесторонне и гармонично развитой личности,
В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым.
Если еще в не очень далеком прошлом занятия физическими упражнениями были уделом энтузиастов, спортсменов и физкультурников, то в настоящее время они становятся все более необходимой составляющей образования и здорового образа жизни каждого человека. Одной из основных задач цивилизованного общества является внедрение в повседневный режим жизни активной двигательной деятельности Важнейший мотив этого стремление повысить устойчивость организма к различным неблагоприятным условиям внешней среды, сохранить здоровье, активную трудоспособность и устранить проявления хронической патологии.
Целью физической культуры и спорта является также расширение диапазон максимально предельных возможностей организма здоровых людей для сохранения устойчивого состояния и способности к преодолению экстремальных факторов, связанных с определенными условиями труда, и общественной деятельности человека.
Стремительный прогресс производства, снижение доли физического труда в быту, значительное интеллектуальное, эмоциональное и психологическое напряжение рабочей деятельности в условиях резкого снижения физической активности этого главного у предшествующих поколений регулятора состояния -функций организма человека, обнажили со всей остротой дефицит физической культуры большинства населения.
Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии принципиально повлиять на процесс физической деградации человека Они могут в лучшем случае лишь замедлить его, спасти то, что еще можно спасти. Модный тезис о необходимости охраны природы теперь можно дополнить призывом к охране природы самого человека (В.К. Бальсевич, 1986 г.). Большинство ученых всего мира считают главным источником развития и укрепления здоровья систематическую физическую активность в течение всей жизни.
Осознание роли физической культуры в жизни человека и общества усилилось в последние десятилетия. Стимулом для этого является значение физической куль туры как фактора совершенствования природы человека, как элемента компенсации развивающегося дисбаланса требуемого объема и качества двигательной активности с одной стороны, и реальной физической активности в повседневной жизни - с другой стороны.
По силе воздействия на человека спорт выдвигается на одно из центральных мест в культурной жизни общества. Как одна из сфер социальной деятельности нашего общества физическая культура и спорт являются важными средствами обогащения русской культуры. В наши дни физическая культура и спорт пользуются огромной популярностью. Сообщения о спортивных рекордах и результатах крупнейших международных спортивных соревнований облетают весь мир молниеносно. Мировая пресса прибегает к самым громким эпитетам при характеристике физической культуры и спорта: «Спорт-феномен XX века», «Физическая культура - неотъемлемый элемент системы ценностей современной культуры», «Спорт - зеркало общественной жизни» и т.п.
Физическая культура и спорт привлекают все большее внимание социологов, Медиков, историков, педагогов, философов и специалистов других наук. О спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли и кинофильмы. Все это не просто дань моде, а отражение того места в жизни современного общества, которое заняли в нем физическая культура и спорт.
С мотивациями, уровнем физкультурной образованности и объемом накопленного опыта связана и непосредственно осуществляемая каждым физическая активность: Главными слагаемыми любой личностной культурной ценности являются качество организации, систематичность, соответствие целям физической под готовки, адекватность состоянию организма, возрасту, уровню физической подготовленности
Таким образом, именно в физической активности человека реализуется потенциал его физической культуры, отражается способность к совершенствованию своей физической природы на основе использования и освоения накопленных всем обществом знаний, опыта, технологических и материальных возможностей и соответствующих условиям жизни установок.
1.2. Ценности физической культуры
В физической культуре можно выделить две основные ценности:
- общественную (общенародную);
- личную (индивидуальную).
Основой общественной группы ценностей является общий уровень знаний о методах и средствах развития и совершенствования физического потенциала человека. Этот общий научно-технологический потенциал, физической культуры составляет ее интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о физической активности человека, правилах, методах и условиях реализации их при воспитании человека. Эти знания, добытые медициной, физиологией, педагогикой, психологией и спортивной наукой во взаимодействии со многими другими науками есть главная ценность физической культуры, общее достояние всего человечества.
Вместе с тем это знание тысячами нитей связывает физическую культуру с другими областями человеческого знания и с общей культурой. Через него происходит их взаимное обогащение.
Другой физкультурной ценностью является накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи, опыт организации физической активности. Еще в сравнительно недалеком прошлом такой опыт, по существу, был единственным путем накопления знаний о физической активности, о способах телесного совершенствования, физической тренировки человека. Благодаря традициям, обычаям и обрядам развивалась и обогащалась физическая культура народов, ценности ее передавались из поколения в поколение. В наше время значение опыта, практики в большей мере сводится к проверке новых идей, хотя и передача его по каналам культурной преемственности до сих пор не теряет своей актуальности, особенно в сфере семейного физического воспитания.
Подобно тому, как в фондах музыкальной культуры и живописи хранятся шедевры выдающихся старых и новых мастеров, в летописях культуры физической хранятся шедевры достижений совершенства движений, физической деятельности человека. К сожалению, до недавнего времени не удавалось запечатлеть для потомства многие из этих достижений, и их культурная ценность порой ограничивалась констатацией взятия нового рубежа в процессе физического совершенствования человека и раскрытии его физических возможностей. Однако даже эти достижения оставались и остаются немалой ценностью, вполне материальным свидетельством повышения уровня физической культуры человечества.
Важной и еще недостаточно осмысленной ценностью в сфере физической культуры является общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структура факторов, определяющих её популярность в обществе. Именно эти обстоятельства позволяют в определенной мере оценивать уровень развития и качественные показатели физической культуры в том или ином обществе: или иных регионах.
1.2.1.Социальные функции физической культуры и спорта
Следующей ценностью можно назвать уровень активности общества в сфере физической культуры. Деятельность государственных и общественных институтов, политическая, организационная, пропагандистская, образовательная и воспитатель-нал, финансово-экономическая и производственная, направленная на создание условий для полноценной физической активности, спортивной подготовки и физического воспитания населения региона, коллектива.
Физическая культура личности определяется теми же факторами, что и общественная. На первое место правомерно поставить уровень, глубину, полноту и основательность знания каждого человека о сущности и правилах подготовки, методах организации физической активности, путях и средствах физического совершенствования, законах функционирования своего организма в процессе физической активности, двигательной деятельности и ее социальной, нравственной, духовной и эстетической ценности. При этом нельзя не отметить, что подобный уровень физической образованности пока еще в основном является достоянием довольно узкого круга специалистов и не является типичным для большинства людей.
Личный опыт организации физической активности как культурной ценности приобретается в процессе занятий физическими упражнениями в период обучения в университете, на занятиях по физическому воспитанию, спортивной подготовке, при участии в различных спортивно-массовых мероприятиях. К этой же категории ценностей можно добавить двигательный опыт, приобретенный в процессе труда.
Другой комплекс ценностей физической культуры личности формируется совокупностью его личных физических достижений. Он определяется развитием уровня его физических качеств и координационных способностей. Внешне это проявляется в физической работоспособности, умении управлять своими движениями, грамотно и рационально решать привычные и новые двигательные задачи и двигательные действия. Уровень культуры движений во многом зависит от способности человека правильно использовать свой физический потенциал.
1.3. Основные положения организации физического воспитания в вузе
Занятия по физическому воспитанию являются обязательными для всех студентов независимо от выбранной будущей профессии и часто становятся одними и любимых в период обучения в вузе.
Физическое воспитание - вечная категория. Оно существует со времени возникновения человеческого общества и будет существовать в дальнейшем как одно из наиболее необходимых условий общественного производства и жизни человека.
Система физического воспитания - это совокупность идеологических и научно-методических основ физического воспитания, а также организаций и учреждений. Она направлена на развитие духовных и физических качеств человека, подготовке его к определенному роду деятельности в конкретных социально-экономических условиях.
Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программой возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями вуза
Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов течение обучения осуществляется поликлиникой и здравпунктом вуза.
1.3.1. Формы физического воспитания студентов
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении 4-х лет по 4 ч на 1 -2 курсах и по 2 ч на 3-4 курсах согласно академическому расписанию. Учебные занятия являются обязательными для всех. Они планируются в учебных планах по всем специальностям: Помимо обязательных, в сетке расписания предусматриваются следующие формы физкультурных занятий:
- самостоятельные;
- физические упражнения в режиме дня;
- массовые оздоровительные и физкультурные мероприятия по плану кафедры.
1.3.2. Задачи и организации физического воспитания в высшем учебном заведении
Целью физического воспитания в вузе является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения по предмету физического воспитания решаются следующие задачи:
- воспитание у студентов высоких моральных, духовных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду и защите Отечества;
- сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
- всесторонняя физическая подготовка студентов в объеме требований зачетных и контрольных нормативов;
- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности;
- приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к проведению самостоятельных занятий;
- совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов;
- воспитание у студентов убежденности и потребности в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учетом условий и характера труда их предстоящей производственной деятельности.
Уровень культуры общества в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей. Особенно важно здесь подчеркнуть, что в системе культурных общечеловеческих ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности во многом определяет возможности освоения всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностей малоэффективен.
Понимание роли здорового образа жизни, важности физической активности для человека, подобно другим культурным ценностям, было достоянием немногих передовых мыслителей. Для большинства же людей физическая активность была постоянным фактором жизни. Потенциал физической активности передавался из поколения в поколение «по каналам культурной преемственности» благодаря семейному, цеховому, общественному воспитанию умений и навыков физического труда, играм, обрядам и культам.
1.3.3. Основные понятия системы физического воспитания
Возникнув в Древней Элладе в виде социального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, формы организованного физического воспитания, вплоть до времен новейшей истории, оставались достоянием немногих представите лей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.
Это явилось одной из основных причин интереса ученых к изучению вековой, многолетней динамики показателей физического развития и подготовленности. Так, по расчетам академика А.И. Берга, за последние 100 лет доля физического труда человека снизилась с 96% до 5-6% от объема работы, выполняемой на Земле.
Наряду со снижением общего объема двигательной активности - главного регулятора жизнедеятельности - существенно возросло интеллектуальное и эмоциональнее напряжение деятельности человека в процессе производства, повысилась общая интенсивность ритма жизни, ухудшились условия его существования: климат, химический состав продуктов питания, вода, атмосфера больших городов и т.п.
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения.
Физическое воспитание решает вопросы и задачи укрепления здоровья, всестороннего развития физических и духовных сил, повышения работоспособности, продления творческого долголетия и жизни людей, занятых во всех сферах деятельности. В процессе физического воспитания осуществляются морфологическое (по формам и строению тела) и функциональное совершенствование организма человека, развитие физических качеств, формирование двигательных умений, навыков и специальной системы знаний. Физическому воспитанию принадлежит большая роль в совершенствовании физических способностей людей. Диапазон возможностей в этом фактически неограничен. Например, человеку никогда раньше не приходилось работать в условиях длительной невесомости и перегрузок, связанных с полетами в космическом пространстве.
Вместе с тем, рассматривая проблему физического совершенствования человека с позиций стимулирования его физической активности, мы создаем предпосылки для усиления роли физической культуры в процессе формирования культурных ценностей человечества вследствие включения новых мощных стимулов и факторов сознательной гармонизации индивидуального развития человека на основе расширения знаний о законах такого развития.
В этом смысле особенно актуальным является преодоление реально существующего противоречия между уровнем и объемом общественного знания, культурного наследия в сфере деятельности, связанной с физическим воспитанием и физическим совершенствованием человека, и уровнем и объемом индивидуального знания и потенциала личностной физической культуры подавляющей массы людей. Именно поэтому место физической культуры в системе культурных ценностей человечества до сих пор не соответствует её значению как важнейшего фактора прогресса и повышения уровня культуры. Так, система вузовского образования предусматривает через кафедры физического воспитания и спортивный клуб воспитание у студентов глубокого чувства ответственности за свое здоровье и физическую подготовленность, потребности в нравственно-духовном и физическом совершенствовании, в развитии смелости и мужества, силы и выносливости, готовности к труду и обороне Отечества.
1.4. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности
Студенчество является особой социальной группой нашего общества, процесс подготовки которой к профессиональному труду стал видом сложной, напряженной деятельности, объективно необходимой обществу. Заинтересованность общества в подготовке специалистов высокой квалификации выражена в создании и расширении системы общественных льгот для студентов - бесплатное обучение, государственные стипендии, предоставление общежитий, читальных залов, библиотек, спортивных сооружений, создание условий для всестороннего развития творческих способностей, обеспечение лечения и восстановления сил в профилакториях, санаториях, домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, бесплатное предоставление спортивной формы, инвентаря.
Все эти мероприятия обеспечивают студентам такие условия, которые позволяют проявлять значительные усилия в учебной и общественной деятельности; активно и интересно проводить свободное время, широко использовать возможности для систематических занятий физической культурой и спортом.
Одним из звеньев системы физического воспитания, физкультурного и спортивного движений, здравоохранения и сферы обслуживания является физическая культура в вузе. Определяющим содержанием её является приобретение знаний, системы научных представлений о здоровом образе жизни, физической активности, методах физического воспитания и т.д.
В период обучения раскрываются способности и задатки студентов; происходит наиболее активное развитие нравственных и эстетических, духовных качеств, становление и стабилизация характера, интересов, развиваются сенсорные, перспективные и психомоторные функции, наблюдается большая пластичность и обучаемость в образовании навыков, в основном завершается соматическое и достигает оптимума психофизическое развитие. Всё это подчеркивает, с одной стороны, наличие высоких потенциальных возможностей студентов, а с другой - необходимость максимальной реализации этих возможностей в процессе обучения.
Физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности студента и являются важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством всестороннего и гармоничного развития личности
Преподаватели физического воспитания, укрепляя здоровье студентов, повышая физическую и спортивную подготовленность, прививая студентам знания, умения и навыки самостоятельных занятий физической культурой и спортом, а также навыки инструктора и спортивного судьи в избранном виде спорта, тем самым решают одну и важнейших сторон задачи - массовое внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь широких слоев населения нашей страны
В процессе работы на производстве выпускники вуза должны не только сами регулярно заниматься физической культурой и спортом, но и быть умелыми организаторами массовой физкультурной и спортивной работы в своих коллективах, широко и активно использовать физическую культуру и спорт в системе научной организации труда и в семье.
Не менее важно привить студентам знания по использованию средств физической культуры в широком смысле этого понятия в повседневном быту, семье, особенно в воспитании детей.
Для людей молодого возраста наиболее существенным элементом физического воспитания является дальнейшее повышение уровня физической культуры:
а) углубление знаний о физической тренировке, которая является пока единственной научно-обоснованной концепцией управления развития физического потенциала человека;
б) формирование устойчивой мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями, как со спортивной, так и с оздоровительной направленностью. Развитие силы и выносливости, овладение умениями и навыками оперативного мышления в сложных игровых ситуациях - основные направления в спортивных и физкультурных занятиях в этот период.
1.5. Программное построение курса физического воспитания
Содержание курса физического воспитания регламентируется государственной учебной программой для вузов.
Учебный материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов.
Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед на практических занятиях, а также путем самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы. Лекционный курс в объеме 26 ч рассчитан на все курсы с I по III.
Практический раздел программы содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической подготовки студентов. В содержание занятий включены следующие разделы: легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, спортивные игры, борьба и др.
Организация учебно-воспитательного процесса проводится в отделениях:
- основном (для студентов без отклонений в состоянии здоровья);
- специальном (для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья);
- спортивного совершенствования.
Зачетные требования и обязанности студентов:
К зачету допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т.е. выполнившие запланированные контрольные нормативы и упражнения.
Сроки выполнения контрольных упражнений и нормативов определяются учебной частью, кафедры и университета.
К выполнению контрольных нормативов и зачетных требований допускаются студенты, регулярно посещающие занятия. Отметка о выполнении зачетных требований вносится в зачетную книжку студента в конце каждого семестра.
В том случае, если отдельные студенты в предыдущем семестре по показанным в соревнованиях результатам выполнили контрольные упражнения и нормативы, запланированные на последующий семестр, то они не освобождаются от посещения учебных занятий в целях сохранения и повышения уровня своей физической и спортивной подготовки.
В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:
- систематически посещать занятия (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
- повышать свою физическую подготовку, выполнять требования и зачетные нормы и совершенствовать спортивное мастерство;
- выполнять контрольные упражнения и нормативы в установленные сроки; соблюдать рациональный режим учебы, отдыха и питания;
регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателей;
- активно участвовать в массовых оздоровительных, факультативных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;
- проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой;
- иметь аккуратно подогнанные спортивный костюм и обувь, соответствующие виду занятий и соблюдать правила техники безопасности.