О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре
Орехов Е.Ф., проректор по УВР, профессор, к.п.н., Костюченко В.Ф., декан, профессор, д.п.н. – НГУ им. П.Ф.Лесгафта
При формировании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования мы исходили из необходимости обеспечения следующих условий: - соблюдение преемственности традиций отечественного образования в отрасли в соответствии с содержанием государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования первого и второго поколения; - сохранение специфики отечественного образования с учетом опыта довузовской специализированной подготовки абитуриентов. Сохранение отбора абитуриентов с учетом подготовленности по избранному виду спорта и обучением на первом уровне с учетом спортивной специализации. Сложившаяся в нашей стране система довузовского профессионального образования, является уникальным явлением для профессионального образования, аналогия имеет место только в искусстве.
Базовой основой современной концепции высшего профессионального образования в отрасли физической культуры является самообразование. Это достигается путем расширения самостоятельной работы в образовательном процессе, что способствует его индивидуализации в условиях массового обучения. Студентов следует более активно вовлекать в педагогический процесс в качестве его организаторов и руководителей в рамках спортивно-педагогических дисциплин и практик. В процессе учебно-методических занятий, где студенты выступают в качестве субъекта педагогического процесса, происходит интеграция знаний, совершенствуются межпредметные связи, знания приобретают практическую значимость. Обучение по курсам теории и методики избранного вида спорта и спортивно-педагогических дисциплин на принципах установления междисциплинарных связей способствует реализации компетентностного подхода в образовании;
- обеспечение региональной «чувствительности». Подготовка специалистов для отрасли в соответствии с динамикой рынка труда возможна лишь при оперативном (желательно опережающем) реагировании образовательных учреждений на социальные вызовы и личностные потребности населения. На огромных пространствах нашей страны при реализации данной посылки следует учитывать региональные особенности и потребности рынка труда в конкретном регионе;
- обеспечение профильности обучения через вариативную часть блоков учебных дисциплин в их составляющих – обязательной и элективной частях. Как в рамках бакалавриата, так и рамках магистратуры (здесь более специализированно) следует готовить специалистов с акцентом на предполагаемый вид деятельности. При наличии общих характеристик профессионализма в отрасли все же не может быть успешным специалист без соответствующей его подготовленности к конкретному виду деятельности. Трудно описать профессиограмму специалиста без привязки ее к конкретной сфере профессиональной деятельности. Мы знаем В.Карполя, как выдающегося тренера по волейболу, но с его стилем поведения трудно представить его в школьной или студенческой аудитории. И наоборот, далеко не всякий квалифицированный вузовский педагог, прекрасно владеющий теорией спортивной тренировки, может быть успешным в практическом спорте;
- адаптация зарубежного опыта активизации регулярной учебной деятельности студентов. Внедрение балльно-рейтинговой технологии контроля процесса образования дает возможность повысить объективность оценки учебно-познавательной работы студентов, эффективности обучающей работы профессорско-преподавательского состава в целом и каждого педагога в отдельности. Успешность усвоения программного материала напрямую связана с частотой педагогического контроля. Учет текущей успеваемости при подведении итоговой оценки, стимулирует активность студентов в учебном процессе в течение всего периода обучения Традиционная для отечественного высшего профессионального образования моноуровневая профессиональная подготовка, жестко детерминированная избранным видом спорта ограничивает возможности оперативного реагирования на социальные вызовы. В процессе обучения в вузе происходит перестройка, дальнейшее развитие профессионально-педагогической направленности личности. Приходит понимание того, что профессиональный выбор должен быть обусловлен социальной востребованностью продукта труда будущего специалиста. Данные, приведенные в таблице показывают, что более 50% студентов, зачисленных в магистратуру университета, меняют свою профессиональную ориентацию и продолжают обучение по другим образовательным программам.
Таблица
Профессиональные предпочтения бакалавров при поступлении в магистратуру
Год | Всего выпускников бакалавриата, чел. | Зачислено в магистратуру, чел. | Сменили образовательную программу, чел | % |
Всего: | 61,6 |
В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, не целесообразно готовить специалистов узкого профиля в стенах вуза в течение пяти – шести лет. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре будет более адекватно потребностям рынка труда;
- оптимальное сочетание фундаментальной подготовки на первом уровне со специализированной подготовкой — на втором уровне образования в зависимости от предполагаемой направленности профессиональной деятельности.
Уже первые шаги по внедрению компетентностного и модульного подхода в образовательную практику показали, что гораздо проще сформулировать профессиональные компетенции, чем обеспечить междисциплинарный подход (читай модульный) при их формировании в процессе высшего профессионального образования. Модульное построение процесса образования не может быть органично, без структурных изменений в основной образовательной программе. Изменение структуры и принципов организации обучения неизбежно задевает интересы – как материальные, так и социально-статусные профессорско-преподавательского состава. Модульное структурирование, замкнутое на конкретные компоненты профессиограмы, предполагает минимизацию дублирования учебного материала и устранение терминологического многообразия в толковании одних и тех же процессов и явлений, реализации принципа обобщений в обучении. В свою очередь такой подход детерминирует необходимость изменения в технологии преподавания – а, следовательно, и в ментальности профессорско-преподавательского состава и студентов. Наиболее консервативными к инновационному процессу по сравнению со студентами оказались педагоги. Это связано со многими обстоятельствами, одним из которых является вера в то, что отечественное высшее профессиональное образование в отрасли физической культуры и спорта является лучшим в мире, и увеличением организационно-методической нагрузки на преподавателей, связанной преимущественно с подготовкой и обновлением учебно-методических комплексов. Резкое увеличение объема «бумаготворческой» работы происходит на фоне сохранения или увеличения аудиторной нагрузки. Реализация компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании отрасли физическая культура и спорт сопряжена с решением ряда методических, организационных, этико-правовых и других проблем. Опыт показывает, что даже в рамках одного цикла дисциплин очень сложно скорректировать отдельные дисциплины таким образом, чтобы исключить дублирование информации, обеспечить направленность дидактического материала на формирование конкретных компетенций с учетом специфики и профиля профессиональной ориентации, обеспечить унификацию терминологии и т.п. «Закольцевать» же все циклы и дисциплины в соответствие с компетентностным подходом задача трудоемкая, требующая времени и сложная не только с позиций дидактики, но и с позиций принятия организационных и этических решений. Это связано со структурированием учебных программ, а, следовательно, - учебной нагрузки и штатного расписания профессорско-преподавательского состава.
Необычайную актуальность приобретает проблема адаптации всех теоретических дисциплин (особенно дисциплин медико-биологического цикла) к условиям физкультурной деятельности (практикуется механический перенос университетских учебных программ в вузы физической культуры). Чисто „академическое" изложение общих основ науки бывает весьма отдалённое от практической деятельности будущих физкультурных педагогов, в незначительной степени или вообще не учитывает физкультурно-педагогических интересов студентов. Это связано с тем, что ряд преподавателей теоретических кафедр имеют весьма смутное представление о физической культуре и спорте.
Основную образовательную программу направления следует формировать с учетом: синергетического потенциала отдельных дисциплин и преемственности профилей на разных уровнях высшего профессионального образования. При подготовке учебных программ очевидна необходимость устранения искусственных перегрузок (дублирования других предметов) внутри каждой дисциплины. Реальная возможность выбора траектории образования обеспечивается при поступлении в вуз через самоопределение абитуриента относительно профиля образования и избранного вида спорта, а в процессе обучения - через вариативную часть блоков учебных дисциплин в их составляющих – обязательной и элективной частях, специализации в курсе профессионально-педагогического совершенствования и тематики выпускных квалификационных работ. Прикладное значение знания, умения, владения приобретают через широкое включение студентов в учебно-методическую деятельность в рамках спортивно-педагогических дисциплин и практик. Данный раздел учебной деятельности является средством интеграции, внедрения и закрепления знаний, полученных по другим дисциплинам.