Солнечная» методика воспитания
Варианты ассоциаций
Весна света — март, сосульки, капель, ручьи, мать-и-мачеха, подснежники, мир, золотая осень, веснушки, рисунки, лето, возможность загорать, шляпа от солнца, жара, зной, тепло, пустыня, солнечные очки, затмение солнца, солнечный зайчик, солнечное затмение, солнечный удар, солнечное сплетение, солнечные часы, золото.
«Мне жаль только музыки и солнца» (слова матери М. Цветаевой), песня «Солнечный круг» с припевом «Пусть всегда будет солнце!», выбирать дорогу по солнцу, цветы золотые шары, подсолнух, море, каникулы, пальма, сосна, отпуск, масленица, фотосинтез.
В. В. Маяковский
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!
К. Бальмонт ГИМН СОЛНЦУ
Жизни податель, Светлый создатель, Солнце, тебя я пою! Пусть хоть несчастной Сделай, но страстной, Жаркой и властной Душу мою!
Жизни податель, Бог и Создатель, Страшный сжигающий Свет Дай мне — на пире Звуком быть в лире,— Лучшего в Мире Счастия нет!
Солнце Греции, черное солнце Григория Мелехова, «солнца зимнего утешный свет» (А. А. Ахматова), «Мороз и солнце! День чудесный» (А. С. Пушкин), «...непод вижно лишь солнце любви» (В. Соловьев), «Будем как солнце» (К.Бальмонт). А.М.Горький «Дети солнца».
И. И. Шишкин «Корабельная роща», «Дубовая роща», «Сосны, освещенные солнцем», И.И.Левитан «Тихая обитель», «Весна — большая вода», «Золотая осень», В. А. Серов «Девушка, освещенная солнцем», А. И. Ку-инджи «Радуга», «Березовая роща», Н. П. Крымов «Солнечный день».
Кинофильм В. Мотыля «Белое солнце пустыни», кинофильм Н.Михалкова «Утомленные солнцем».
Мастер предлагает послушать стихотворение К. Бальмонта «Аромат солнца» и дополнить свой ассоциативный ряд.
К. Бальмонт АРОМАТ СОЛНЦА
Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы,
Все слилось в согласный хор,
Все сплелись в один узор.
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной,
И смолистою сосной.
Нежно светлоткаными,
Ландышами пьяными,
что победно расцвели
В остром запахе земли.
Солнце светит звонами,
Листьями зелеными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.
Так и молви всем слепцам: Будет вам!
Не узреть вам райских врат.
Есть у солнца аромат,
Сладко внятный только вам,
Зримый птицам и цветам.
От разнообразного словесного ассоциативного ряда нужно перейти к созданию своего солнца-настроения на листе бумаги. Мастер предлагает такие задания:
1. Вслушайтесь в мысль К. Паустовского о роли солнца в русской природе: «На юге Левитан ощутил с пол
ной ясностью, что только солнце властвует над краска
ми. Величайшая живописная сила заключена в солнечном
свете, и вся кажущаяся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажно
го воздуха и тонкую пелену облаков».
2. Воспользуйтесь этой идеей и оживите ее в своем
образе солнца,своем рисунке. Каким вы представляете
себе светило? Каким настроением его наполните? (Каждый берет лист бумаги формата А-4, краски или карандаши.) Постарайтесь наделить свое солнце характером,
настроением.
Состояние творчества заразительно; даже те, кто не сразу берется за работу, постепенно начинают увлекаться, могут обратиться за помощью к соседу или мастеру.
Этап индивидуальной работы с материалом завершается «социализацией» — созданием выставки рисунков под названием «Пусть всегда будет солнце!»(см. цветную вклейку). Каждый находит на выставке место своему рисунку, а затем выбирает себе роль, которая написана на карточках-бейджах, разложенных на столе и приготовленных заранее мастером. Устроим экскурсию по нашей картинной галерее. Кто хочет быть экскурсоводом? Кто — хозяйкой картинной галереи? Кто — гостем-зрителем? Кто — художественным критиком? Кто — фотографом? Кто — журналистом? Кто — меценатом? Все выбирают бейджи и прикрепляют к костюмам свои визитные карточки-«роли».
Хранитель (хозяйка) галереипредлагает ее посетить и предоставляет слово всем группам: сначала — экскурсоводам, затем — журналистам и фотографам, художественным критикам и гостям, которые рассказывают о своих впечатлениях и выбирают картину, которая им особенно понравилась.
Комментарий экскурсовода:«Посмотрите, мы рисовали солнце, но у каждого оно получилось свое. Мы по-разному смотрим на мир и в нем отражаемся. Возьмите по одному фломастеру и подберите эпитеты или названия для каждого рисунка. Ваши надписи выражают ваш выбор и объясняют его. Напишите их прямо на рисунках внизу справа».
Все ходят по выставке, рассматривают рисунки и дают им названия.
Затем экскурсовод читает названия «картин»: веселое солнце; доброе солнце; оранжевое солнце; мое солнце; зимнее солнце; осеннее солнце; понравившееся солнце; солнце сытенькое; проказливое; ненаглядное; русское народное солнце; солнце-красна девица; умное солнце; солнце-девчонка; влюбленное солнце; восхищенное; радостное; счастливое; озорное; оригинальное; ушастое; лучистое; солнце-цветочек; пузатенькое; солнце-блин; девчушка-веснушка; солнце; купающееся в море; конопатое; деловое; взъерошенное; солнце над садом; туманное; фантастическое; пляшущее солнце; солнце себе на уме; кокетливое; колючее солнце; щедрое; жареное солнце...
Сам колорит выставки, разнообразие, оригинальность и яркость рисунков восхищают и удивляют, поднимают настроение участников мастерской. Эмоции «вспыхивают», требуют выплескивания, обсуждения, которое проходит искренне, весело и шумно.
Журналистывыбирают те СМИ, которые они будут представлять. По ходу работы выставки журналисты берут интервью, спрашивая гостей: «Что вас на выставке удивило? Какое солнце сегодня соответствует вашему настроению?» Они импровизируют: задают вопросы художникам, гостям, рекламируют работы. Пишут короткие сообщения, информируют о прохождении выставки.
Критикиотмечают художественные находки и достоинства живописных работ. Желательно, чтобы выступление каждого критика вносило что-то новое в их восприятие: первый критик отметит настроение рисунков, потому что многие рисунки напоминают автопортреты, и обратит внимание на идею выставки: «В каждом человеке солнце...» Второй критик сделает анализ колорита картин, отметит разнообразие их красок, третий — удивит всех пониманием техники живописи, «профессиональным» видением мира художников. (Эти роли чаще выбирают те педагоги и школьники, которые закончили художественные школы.)
Гостиоставляют свои отзывы хозяйке галереи в книге благодарностей и отмечают те работы, которые им очень понравились.
Самое сильное впечатление производит разнообразие солнышек, нарисованных участниками мастерской.
Следующий этап мастерской готовит к осмыслению и интеграции всех полученных впечатлений. Для создания новых групп мастер читает стихотворение Е. Евтушенко и предлагает записать понравившуюся строчку.
* * *
Б. Евтушенко
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.
У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.
Каждый выбирает строчку и записывает ее на листочке. Затем мастер предлагает встать и найти себе партнеров по работе, у которых на листочках совпадают строки. Все участники выставки рассаживаются по группам и приступают к обсуждению вопросов:
— Почему вы выбрали такие строчки из стихотво
рения?
— Каково ваше отношение к мысли Сократа «В каж
дом человеке солнце, только дайте ему светить»?
— Как вы можете интерпретировать эту мысль с по
зиции своего жизненного (и педагогического) опыта?
Новый материал для обсуждения и размышлений в группах может быть предложен в форме небольших отрывков из педагогических сочинений разных авторов. Чтение «как труд и творчество» дает возможность спорить или соглашаться, искать новые аргументы и комментарии к мысли Сократа, формировать свое отношение к его идее.
ВЗРОСЛОМУ ЧИТАТЕЛЮ
«Вы говорите:
— Дети нас утомляют.
Вы правы.
Вы поясняете:
— Надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь.
Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».1
«Любовь к детям многогранна. Крупская любила детей заботливо, Гайдар — весело, Макаренко — требовательно, Сухомлинский — нежно, Корчак — грустно. Когда дети вырастали и уходили из Нашего Дома, Януш Корчак говорил им: „Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе.
Не даем Родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума.
Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя.
Мы даем вам одно, даем стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни по правде и справедливости.
И может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине и Любви».
<...> Святая тоска! С нее испокон веков начинались гуманисты, революционеры, поэты, ученые и просто честные люди».2
«Что такое творчество? Это прежде всего мужество — мужество поступать по-своему, мужество не повторять вчерашнее, известное, а работать как-то по-новому, то есть рисковать. Акт творчества — это всегда и акт мужества. Потому что творчество только тогда и можно назвать этим словом, когда действительно идет постоянное, сиюминутное созидание нового — с риском ошибиться и потерпеть неудачу. Творческое воспитание не в том заключается, что на смену одним формам работы придут какие-то другие формы,— нет, эти другие формы должны изобретаться на ходу, каждый день, и единственная традиция в творческом воспитании — это традиция постоянного принципиального обновления, изобретения и развития. Результаты воспитания, в том числе и творческого, не могут быть сиюминутными, но само творчество сиюминутно, это процесс, это особое состояние души и ума».1
* * *
«Красота должна из редкой и праздничной вещи превратиться в требование повседневного быта. И творческое усилие должно пропитать собой каждое движение, каждое слово, каждую улыбку ребенка. Потебня прекрасно говорил, что, подобно тому как электричество не там только, где гроза, так точно и поэзия не там только, где есть великие создания искусства, но везде, где звучит человеческое слово. Вот эта поэзия «каждого мгновения» и составляет едва ли не важнейшую задачу эстетического воспитания».2
* * *
«Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической. Важнейший источник воспитания чувств педагога — это многогранные эмоциональные отношения с детьми в едином, дружном коллективе, где учитель — не только наставник, но и друг, товарищ. Эмоциональные отношения немыслимы, если учитель встречается с учениками только на уроке и дети чувствуют на себе влияние педагога только в классе».3
* * *
«Я увидел, как меня обогащает, когда люди передают мне свои чувства и образы...
На самом деле каждый человек — остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если прежде всего он хочет быть самим собой и ему позволяют быть самим собой. Когда я принимаю другого, принимаю его чувства, отношения, убеждения, которые неотъемлемы от него, я помогаю ему становиться личностью, и в этом, думаю, большая ценность принятия».1
* * *
«Люди больших страстей, великих подвигов, сильных желаний, даже просто люди большой мысли и крепкие характеры редко выходят из пай-мальчиков и пай-девочек».
«Не послушание кому-либо или чему-либо, но свободное принятие на себя таких форм поведения, которые гарантируют правильность общего поведения. Этот механизм не является чем-либо посторонним, навязанным ребенку,— напротив, он лежит в самой природе детей, и игра есть тот естественный механизм, который развивает и соединяет данные навыки. Нигде поведение ребенка не бывает так регламентировано правилами, как в игре, и нигде оно не принимает такой свободной и нравственно-воспитательной формы».2
«Я ведь тоже считаю себя особым человеком. И всех людей считаю особыми, и перед каждым, кто бы он ни был, немного робею, хотя и не боюсь никого. И пусть мои дети тоже — каждый в отдельности — считают себя особыми людьми, лишь бы они и всех других считали такими же особыми. Я хотел бы, чтобы они в любом обществе, в любой компании, среди любых людей держались спокойно и уверенно — не чувствовали ни превосходства своего, ни приниженности. Собственно говоря, это и есть подлинная культура поведения».3
«Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей. Я задумывался над хорошим и плохим в каждой семье. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий,— это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям».1
* * *
«Родителям важно, чтобы ребенок обладал здоровым самовосприятием и пониманием того, что способности и интересы других людей (как детей, так и взрослых) могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные. Социальные и эмоциональные последствия этих различий гораздо тоньше, чем простое понимание.
Одно дело — умом понимать, но совсем иное — чувствовать это. Здоровому самовосприятию одаренного ребенка очень поможет чувство общности с окружающими его людьми и хотя бы начальное понимание положительных качеств, ценимых в человеческом обществе. Почти во всем одаренный ребенок такой же, как и все другие дети, а уникален лишь в чем-то немногом».
«Родительские оценки для ребенка — одновременно и награда и мерило его самовосприятия и самооценки.
Родители должны спросить себя: „Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?»».2
Можно использовать видеофильмы с уроков и часов общения, фрагменты фильмов «Ключ без права передачи», «Это мы не проходили», «Чучело». Просмотр видеофильма «Встречи на всю жизнь» о Т. А. Ко-паневой — журналисте, педагоге, писателе, творческой индивидуальности, Человеке (30 минут). В фильме раскрываются встречи с яркими талантливыми людьми, которые вносили в ее жизнь ценности добра и творчества.
— Под какими кадрами, эпизодами фильма можно написать «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить » ?
После обсуждения мастер предлагает написать на листочке все, что каждый участник мастерской согревает своим «светом», к чему и кому обращено тепло его души. Эта работа обсуждается только в группе и не «открывается» всем. Все участники обладают разным жизненным опытом и могут говорить о самых разных «солнечных» возможностях своей личности, думать в разных направлениях.
Варианты ответов
Я свечу своим добрым и веселым характером.
Я умею прощать и не быть злопамятным.
Я умею и люблю петь, это радует других.
Мне интересно помогать своим детям делать уроки.
Я выращиваю цветы в саду.
Мне доставляет удовольствие извлекать мелодии из рояля так, что меня все слушают.
Я учусь вязать и шить.
Мне интересно «быть» в своей профессии педагога.
Я люблю делать всем подарки и поздравлять с днем рождения...
Каждый может найти «свой свет», стоит только поискать его в себе. В случае затруднения можно спросить у друзей и коллег.
Главным «разрывом» мастерской, кульминационным ее моментом является создание «солнечной» методики воспитания. Каждый участник заканчивает предложение: «В каждом человеке солнце, только...» Каждая концовка обязательно зачитывается автором, потому что сама интонация содержательна, играет роль и акцент, и пауза, и искренность произнесения своей фразы.
В итоге собирается на доске «солнечная методика».
СОЛНЕЧНАЯ» МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
Удивительно, что может сделать
один луч солнца с душой человека!
Ф. М. Достоевский