Солнечная» методика воспитания

Варианты ассоциаций

Весна света — март, сосульки, капель, ручьи, мать-и-мачеха, подснежники, мир, золотая осень, веснушки, рисунки, лето, возможность загорать, шляпа от солнца, жара, зной, тепло, пустыня, солнечные очки, затмение солнца, солнечный зайчик, солнечное затмение, солнеч­ный удар, солнечное сплетение, солнечные часы, золото.

«Мне жаль только музыки и солнца» (слова матери М. Цветаевой), песня «Солнечный круг» с припевом «Пусть всегда будет солнце!», выбирать дорогу по солн­цу, цветы золотые шары, подсолнух, море, каникулы, пальма, сосна, отпуск, масленица, фотосинтез.

В. В. Маяковский

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить —

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой —

и солнца!

К. Бальмонт ГИМН СОЛНЦУ

Жизни податель, Светлый создатель, Солнце, тебя я пою! Пусть хоть несчастной Сделай, но страстной, Жаркой и властной Душу мою!

солнечная» методика воспитания - student2.ru солнечная» методика воспитания - student2.ru солнечная» методика воспитания - student2.ru солнечная» методика воспитания - student2.ru солнечная» методика воспитания - student2.ru Жизни податель, Бог и Создатель, Страшный сжигающий Свет Дай мне — на пире Звуком быть в лире,— Лучшего в Мире Счастия нет!

Солнце Греции, черное солнце Григория Мелехова, «солнца зимнего утешный свет» (А. А. Ахматова), «Мо­роз и солнце! День чудесный» (А. С. Пушкин), «...непод вижно лишь солнце любви» (В. Соловьев), «Будем как солнце» (К.Бальмонт). А.М.Горький «Дети солнца».

И. И. Шишкин «Корабельная роща», «Дубовая роща», «Сосны, освещенные солнцем», И.И.Левитан «Тихая обитель», «Весна — большая вода», «Золотая осень», В. А. Серов «Девушка, освещенная солнцем», А. И. Ку-инджи «Радуга», «Березовая роща», Н. П. Крымов «Сол­нечный день».

Кинофильм В. Мотыля «Белое солнце пустыни», ки­нофильм Н.Михалкова «Утомленные солнцем».

Мастер предлагает послушать стихотворение К. Баль­монта «Аромат солнца» и дополнить свой ассоциатив­ный ряд.

К. Бальмонт АРОМАТ СОЛНЦА

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор.

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы,

Все слилось в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами,

Пробужденною весной,

И смолистою сосной.

Нежно светлоткаными,

Ландышами пьяными,

что победно расцвели

В остром запахе земли.

Солнце светит звонами,

Листьями зелеными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

Так и молви всем слепцам: Будет вам!

Не узреть вам райских врат.

Есть у солнца аромат,

Сладко внятный только вам,

Зримый птицам и цветам.

От разнообразного словесного ассоциативного ряда нужно перейти к созданию своего солнца-настроения на листе бумаги. Мастер предлагает такие задания:

1. Вслушайтесь в мысль К. Паустовского о роли солнца в русской природе: «На юге Левитан ощутил с пол­
ной ясностью, что только солнце властвует над краска­
ми. Величайшая живописная сила заключена в солнечном
свете, и вся кажущаяся серость русской природы хоро­ша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажно­
го воздуха и тонкую пелену облаков».

2. Воспользуйтесь этой идеей и оживите ее в своем
образе солнца,своем рисунке. Каким вы представляете
себе светило? Каким настроением его наполните? (Каж­дый берет лист бумаги формата А-4, краски или карандаши.) Постарайтесь наделить свое солнце характером,

настроением.

Состояние творчества заразительно; даже те, кто не сразу берется за работу, постепенно начинают увлекаться, могут обратиться за помощью к соседу или мастеру.

Этап индивидуальной работы с материалом заверша­ется «социализацией» — созданием выставки рисунков под названием «Пусть всегда будет солнце!»(см. цвет­ную вклейку). Каждый находит на выставке место сво­ему рисунку, а затем выбирает себе роль, которая напи­сана на карточках-бейджах, разложенных на столе и приготовленных заранее мастером. Устроим экскурсию по нашей картинной галерее. Кто хочет быть экскурсо­водом? Кто — хозяйкой картинной галереи? Кто — гос­тем-зрителем? Кто — художественным критиком? Кто — фотографом? Кто — журналистом? Кто — меценатом? Все выбирают бейджи и прикрепляют к костюмам свои ви­зитные карточки-«роли».

Хранитель (хозяйка) галереипредлагает ее посетить и предоставляет слово всем группам: сначала — экскур­соводам, затем — журналистам и фотографам, художе­ственным критикам и гостям, которые рассказывают о своих впечатлениях и выбирают картину, которая им особенно понравилась.

Комментарий экскурсовода:«Посмотрите, мы рисо­вали солнце, но у каждого оно получилось свое. Мы по-разному смотрим на мир и в нем отражаемся. Возьмите по одному фломастеру и подберите эпитеты или назва­ния для каждого рисунка. Ваши надписи выражают ваш выбор и объясняют его. Напишите их прямо на рисунках внизу справа».

Все ходят по выставке, рассматривают рисунки и дают им названия.

Затем экскурсовод читает названия «картин»: весе­лое солнце; доброе солнце; оранжевое солнце; мое солн­це; зимнее солнце; осеннее солнце; понравившееся солн­це; солнце сытенькое; проказливое; ненаглядное; русское народное солнце; солнце-красна девица; умное солнце; солнце-девчонка; влюбленное солнце; восхищенное; ра­достное; счастливое; озорное; оригинальное; ушастое; лучистое; солнце-цветочек; пузатенькое; солнце-блин; девчушка-веснушка; солнце; купающееся в море; коно­патое; деловое; взъерошенное; солнце над садом; туман­ное; фантастическое; пляшущее солнце; солнце себе на уме; кокетливое; колючее солнце; щедрое; жареное солнце...

Сам колорит выставки, разнообразие, оригинальность и яркость рисунков восхищают и удивляют, поднимают настроение участников мастерской. Эмоции «вспыхива­ют», требуют выплескивания, обсуждения, которое про­ходит искренне, весело и шумно.

Журналистывыбирают те СМИ, которые они будут представлять. По ходу работы выставки журналисты берут интервью, спрашивая гостей: «Что вас на выстав­ке удивило? Какое солнце сегодня соответствует вашему настроению?» Они импровизируют: задают вопросы ху­дожникам, гостям, рекламируют работы. Пишут корот­кие сообщения, информируют о прохождении выставки.

Критикиотмечают художественные находки и досто­инства живописных работ. Желательно, чтобы выступление каждого критика вносило что-то новое в их вос­приятие: первый критик отметит настроение рисунков, потому что многие рисунки напоминают автопортреты, и обратит внимание на идею выставки: «В каждом человеке солнце...» Второй критик сделает анализ коло­рита картин, отметит разнообразие их красок, третий — удивит всех пониманием техники живописи, «профес­сиональным» видением мира художников. (Эти роли чаще выбирают те педагоги и школьники, которые за­кончили художественные школы.)

Гостиоставляют свои отзывы хозяйке галереи в кни­ге благодарностей и отмечают те работы, которые им очень понравились.

Самое сильное впечатление производит разнообразие солнышек, нарисованных участниками мастерской.

Следующий этап мастерской готовит к осмыслению и интеграции всех полученных впечатлений. Для созда­ния новых групп мастер читает стихотворение Е. Евту­шенко и предлагает записать понравившуюся строчку.

* * *

Б. Евтушенко

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самою незаметностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой...

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.

Каждый выбирает строчку и записывает ее на лис­точке. Затем мастер предлагает встать и найти себе партнеров по работе, у которых на листочках совпадают строки. Все участники выставки рассаживаются по груп­пам и приступают к обсуждению вопросов:

— Почему вы выбрали такие строчки из стихотво­
рения?

— Каково ваше отношение к мысли Сократа «В каж­
дом человеке солнце, только дайте ему светить»?

— Как вы можете интерпретировать эту мысль с по­
зиции своего жизненного (и педагогического) опыта?

Новый материал для обсуждения и размышлений в группах может быть предложен в форме небольших отрывков из педагогических сочинений разных авторов. Чтение «как труд и творчество» дает возможность спо­рить или соглашаться, искать новые аргументы и ком­ментарии к мысли Сократа, формировать свое отноше­ние к его идее.

ВЗРОСЛОМУ ЧИТАТЕЛЮ

«Вы говорите:

— Дети нас утомляют.
Вы правы.

Вы поясняете:

— Надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь.

Не от этого мы устаем. А оттого, что надо поднимать­ся до их чувств.

Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».1

«Любовь к детям многогранна. Крупская любила де­тей заботливо, Гайдар — весело, Макаренко — требова­тельно, Сухомлинский — нежно, Корчак — грустно. Когда дети вырастали и уходили из Нашего Дома, Януш Корчак говорил им: „Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе.

Не даем Родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума.

Не даем любви к человеку, ибо нет любви без проще­ния, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя.

Мы даем вам одно, даем стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни по правде и справедливости.

И может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине и Любви».

<...> Святая тоска! С нее испокон веков начинались гуманисты, революционеры, поэты, ученые и просто честные люди».2

«Что такое творчество? Это прежде всего мужество — мужество поступать по-своему, мужество не повторять вчерашнее, известное, а работать как-то по-новому, то есть рисковать. Акт творчества — это всегда и акт муже­ства. Потому что творчество только тогда и можно на­звать этим словом, когда действительно идет посто­янное, сиюминутное созидание нового — с риском ошибиться и потерпеть неудачу. Творческое воспитание не в том заключается, что на смену одним формам солнечная» методика воспитания - student2.ru солнечная» методика воспитания - student2.ru работы придут какие-то другие формы,— нет, эти дру­гие формы должны изобретаться на ходу, каждый день, и единственная традиция в творческом воспитании — это традиция постоянного принципиального обновле­ния, изобретения и развития. Результаты воспитания, в том числе и творческого, не могут быть сиюминутны­ми, но само творчество сиюминутно, это процесс, это особое состояние души и ума».1

* * *

«Красота должна из редкой и праздничной вещи превратиться в требование повседневного быта. И твор­ческое усилие должно пропитать собой каждое движе­ние, каждое слово, каждую улыбку ребенка. Потебня прекрасно говорил, что, подобно тому как электричест­во не там только, где гроза, так точно и поэзия не там только, где есть великие создания искусства, но везде, где звучит человеческое слово. Вот эта поэзия «каждого мгновения» и составляет едва ли не важнейшую задачу эстетического воспитания».2

* * *

«Без постоянного духовного общения учителя и ре­бенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоцио­нальная культура как плоть и кровь культуры педагоги­ческой. Важнейший источник воспитания чувств педа­гога — это многогранные эмоциональные отношения с детьми в едином, дружном коллективе, где учитель — не только наставник, но и друг, товарищ. Эмоциональ­ные отношения немыслимы, если учитель встречается с учениками только на уроке и дети чувствуют на себе влияние педагога только в классе».3

* * *

«Я увидел, как меня обогащает, когда люди передают мне свои чувства и образы...

На самом деле каждый человек — остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если прежде всего он хочет быть самим собой и ему позволяют быть самим собой. Когда я принимаю другого, принимаю его чувст­ва, отношения, убеждения, которые неотъемлемы от него, я помогаю ему становиться личностью, и в этом, думаю, большая ценность принятия».1

* * *

«Люди больших страстей, великих подвигов, силь­ных желаний, даже просто люди большой мысли и крепкие характеры редко выходят из пай-мальчиков и пай-девочек».

«Не послушание кому-либо или чему-либо, но свобод­ное принятие на себя таких форм поведения, которые гарантируют правильность общего поведения. Этот ме­ханизм не является чем-либо посторонним, навязанным ребенку,— напротив, он лежит в самой природе детей, и игра есть тот естественный механизм, который разви­вает и соединяет данные навыки. Нигде поведение ре­бенка не бывает так регламентировано правилами, как в игре, и нигде оно не принимает такой свободной и нравственно-воспитательной формы».2

«Я ведь тоже считаю себя особым человеком. И всех людей считаю особыми, и перед каждым, кто бы он ни был, немного робею, хотя и не боюсь никого. И пусть мои дети тоже — каждый в отдельности — считают себя особыми людьми, лишь бы они и всех других считали такими же особыми. Я хотел бы, чтобы они в любом обществе, в любой компании, среди любых людей дер­жались спокойно и уверенно — не чувствовали ни пре­восходства своего, ни приниженности. Собственно гово­ря, это и есть подлинная культура поведения».3

«Ребенок — это зеркало нравственной жизни родите­лей. Я задумывался над хорошим и плохим в каждой семье. Самая ценная нравственная черта хороших роди­телей, которая передается детям без особых усилий,— это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям».1

* * *

«Родителям важно, чтобы ребенок обладал здоровым самовосприятием и пониманием того, что способности и интересы других людей (как детей, так и взрослых) могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные. Социальные и эмоциональные послед­ствия этих различий гораздо тоньше, чем простое пони­мание.

Одно дело — умом понимать, но совсем иное — чувствовать это. Здоровому самовосприятию одаренно­го ребенка очень поможет чувство общности с окру­жающими его людьми и хотя бы начальное понимание положительных качеств, ценимых в человеческом об­ществе. Почти во всем одаренный ребенок такой же, как и все другие дети, а уникален лишь в чем-то немногом».

«Родительские оценки для ребенка — одновременно и награда и мерило его самовосприятия и самооценки.

Родители должны спросить себя: „Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?»».2

Можно использовать видеофильмы с уроков и часов общения, фрагменты фильмов «Ключ без права пе­редачи», «Это мы не проходили», «Чучело». Просмотр видеофильма «Встречи на всю жизнь» о Т. А. Ко-паневой — журналисте, педагоге, писателе, творческой индивидуальности, Человеке (30 минут). В фильме раскрываются встречи с яркими талантливыми людь­ми, которые вносили в ее жизнь ценности добра и творчества.

— Под какими кадрами, эпизодами фильма можно написать «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить » ?

После обсуждения мастер предлагает написать на листочке все, что каждый участник мастерской согрева­ет своим «светом», к чему и кому обращено тепло его души. Эта работа обсуждается только в группе и не «открывается» всем. Все участники обладают разным жизненным опытом и могут говорить о самых разных «солнечных» возможностях своей личности, думать в раз­ных направлениях.

Варианты ответов

Я свечу своим добрым и веселым характером.

Я умею прощать и не быть злопамятным.

Я умею и люблю петь, это радует других.

Мне интересно помогать своим детям делать уроки.

Я выращиваю цветы в саду.

Мне доставляет удовольствие извлекать мелодии из рояля так, что меня все слушают.

Я учусь вязать и шить.

Мне интересно «быть» в своей профессии педагога.

Я люблю делать всем подарки и поздравлять с днем рождения...

Каждый может найти «свой свет», стоит только поис­кать его в себе. В случае затруднения можно спросить у друзей и коллег.

Главным «разрывом» мастерской, кульминацион­ным ее моментом является создание «солнечной» методики воспитания. Каждый участник заканчивает предложение: «В каждом человеке солнце, только...» Каждая концовка обязательно зачитывается автором, потому что сама интонация содержательна, играет роль и акцент, и пауза, и искренность произнесения своей фразы.

В итоге собирается на доске «солнечная методика».

СОЛНЕЧНАЯ» МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Удивительно, что может сделать

один луч солнца с душой человека!

Ф. М. Достоевский

Наши рекомендации