Общественная оценка проблемы
(Опрос ВЦИОМ, август–сентябрь 2010 г., Москва и Подмосковье)
Подавляющее большинство россиян знает о существующем запрете на продажу пива несовершеннолетним гражданам (94%). Лучше всего об этом известно респондентам 35–44 лет (97%). Для сравнения, среди 18–24-летних уровень информированности составляет 90%.
По мнению большинства опрошенных экспертов, в большинстве торговых точек подросткам продают пиво(такого мнения придерживаются 9 из 15 экспертов).Основной причиной тому треть специалистов считает равнодушие общества.
Факт продажи пива несовершеннолетнему, как правило, вызывает у населения эмоциональные реакции.Так, большинство опрошенных в подобной ситуации сделали бы замечание продавцу (40%), еще 24% испытали бы возмущение, но без активных действий, 18% и вовсе отнеслись бы к этому индифферентно.Значительно реже респонденты готовы использовать правовые способы воздействия,например, оставить запись в жалобной книге или обратиться в соответствующие инстанции (такие методы выбирают не более 3% опрошенных).
Подавляющее большинство россиян считает необходимым напоминание о том, что продажа пива несовершеннолетним – нарушение закона (90%),причем большая часть из них полагает, что это следует делать безоговорочно (64%).
Представьте ситуацию: вы видите, что продавец магазина или ларька продает пиво человеку, явно не достигшему 18 лет. Какой будет Ваша реакция? (закрытый вопрос, один ответ) | ||||||
Все опрошенные, население | 18–24 года | 25–34 года | 35–44 года | 45–59 лет | 60 лет и старше | |
Сделаю замечание продавцу | ||||||
Про себя возмущусь, но не буду предпринимать никаких активных действий | ||||||
Промолчу, не обратив на это особого внимания | ||||||
Сделаю замечание подростку | ||||||
Потребую жалобную книгу и сделаю запись «Я стал очевидцем...» | ||||||
Обращусь в соответствующие органы (Госторгинспекция, Роспотребнадзор, ОВД) | ||||||
другое | ||||||
затрудняюсь ответить |
Наркоугроза в России: мнение людей
(опрос ВЦИОМ, июль 2010 г.)
Как и два десятилетия назад, проблема наркомании представляется серьезной подавляющему большинству россиян (96%, в 1998 году – 93%). Мнение о том, с какой стороны следует подходить к решению проблемы наркомании, в течение последних лет неоднократно менялось. В 2004 году респонденты были убеждены, что это социальное явление и «лечить» нужно общество (37%), в 2005 году на первый план вышло представление о том, что помощь требуется непосредственно самим наркоманам (38%). Сегодня эти две точки зрения можно назвать конкурирующими (32 и 36% соответственно). Каждый четвертый придерживается убеждения, что наркоманы – опасные люди, которых следует изолировать от общества (24%). В меньшинстве, как и прежде, те, кто считает употребление наркотиков частным делом каждого и не осуждает таких людей (5%).
В том, что наркомания – это болезнь и лечить следует людей, убеждены, главным образом, столичные жители (46%) и 35–44-летние россияне (44%). Как социальную эту проблему рассматривают селяне (36%) и 45–59-летние респонденты (36%). Радикальное решение – изолировать наркоманов от общества – предлагают, в основном, пожилые россияне (33%), а также те, у кого нет знакомых, употребляющих наркотики и те, кому точно об этом известно (25–26%). Лояльно к людям, принимающим наркотики, относятся 18–24-летние респонденты (11%) и те, у кого есть такие знакомые (15%).
Как вам кажется, наркомания в России - это очень серьезная проблема или нет? (закрытый вопрос, один ответ) | |||
Очень серьезная проблема | |||
Довольно серьезная проблема | |||
Не очень серьезная проблема | |||
Такой проблемы нет, она раздута СМИ | |||
Затрудняюсь ответить |
Как вы относитесь к людям, употребляющим наркотики? (закрытый вопрос, один ответ) | |||||||||
Употребление наркотиков – частное дело каждого, я таких людей не осуждаю | |||||||||
Употребление наркотиков – это болезнь, и таким людям нужна медицинская помощь | |||||||||
Наркомания – социальная проблема, и «лечить» надо само общество | |||||||||
Наркоманы – опасные люди, их следует изолировать от общества | |||||||||
Затрудняюсь ответить | |||||||||
Как вы относитесь к людям, употребляющим наркотики? (закрытый вопрос, один ответ) | |||||||||
Все опрошенные | Возраст | ||||||||
18–24 года | 25–34 года | 35–44 года | 45–59 лет | 60 и старше | |||||
Употребление наркотиков – частное дело каждого, я таких людей не осуждаю | |||||||||
Употребление наркотиков – это болезнь, и таким людям нужна медицинская помощь | |||||||||
Наркомания – социальная проблема, и «лечить» надо само общество | |||||||||
Наркоманы – опасные люди, их следует изолировать от общества | |||||||||
Затрудняюсь ответить | |||||||||
Здоровье, образование, возраст
(по данным журнала «Профиль», 2010 г.)
Один из самых худших показателей России в международном рейтинге стран, комфортных для проживания, – 75-е место из 100 по состоянию здравоохранения.
По данным ВЦИОМа, 58% не могут оплатить услуги врача. Как итог, по данным Росстата, с 2000-го по 2008 год заболеваемость по болезням сердечно-сосудистой системы (первое место среди причин смертности) выросла с 2,4 млн человек до 3,7 млн (на 27%). По онкологическим заболеваниям (третье место среди причин смертности), по данным ВОЗ, прирост составил около 17% – с 1,1 млн до 1,3 млн человек. Причем заболеваемость растет не только среди пожилых людей (здесь показатель держится на уровне 12–14%), но и среди трудоспособной части общества – как среднего поколения (+9% с 2000-го по 2008 год, по данным ВОЗ), так и молодежи (+7% за тот же период). Между тем к 2018 году, по разным данным, от 30% до 40% трудовых ресурсов страны будут составлять люди старшего возраста, а они, по данным Росстата и Минздравсоцразвития, более чем на 45% хронически больны. При этом ученые Лондонской школы экономики (LSE), опрашивавшие 45–50-летних россиян, установили, что из 10 человек только один откладывает денежные средства на медобслуживание в старости.
По качеству жизни, оцениваемому по стандартам прожиточного минимума, разрыву в доходах и уровню пенсионного обеспечения, Россия оказалась в середине списка – на 50-м месте. Как признают эксперты ООН и Института социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН, страна по-бедила крайнюю бедность 1990-х, но о коренном переломе говорить не приходится. Ученые и официальная статистика расходятся в определении масштабов бедности: Росстат дает плавающую цифру в 19–24%, ученые настаивают на 50–60%. По данным Росстата, в стране 25 млн. человек с доходами ниже прожиточного минимума. Но в определении бедности надо учитывать не только минимальную потребительскую корзину (еда и одежда), но и другой минимум - обеспечение жильем. Стандарт прожиточного минимума остается низким, искусственно сокращая число бедных. По закону, этот стандарт пересматривается каждые пять лет. Последний раз он был утвержден в 2005 году, но вновь не включил себя такой общеевропейский стандарт, как наличие телефона (30% российских семей его не имеют) и тем более Интернета (лишь 21% семей он доступен). Все вновь ограничилось едой и одеждой, на которые, по данным фонда «Общественное мнение», и работают большинство россиян.
При этом масштабы социального неравенства в стране остаются вопиющими. Максимальный разрыв в доходах – соотношение между средним уровнем доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных – в середине 1990-х составлял 14–15 раз и сегодня, по данным ИСЭПН РАН, сохраняется на том же уровне и имеет тенденцию к росту.
Острейшей проблемой продолжает оставаться система пенсионного обеспечения. Многие пожилые россияне получают пенсии ниже прожиточного минимума. По международным стандартам, нормальная пенсия – это 40% от средней зарплаты. С 2002 года идет сокращение относительного размера пенсий: с уровня в 32% от средней заработной платы они упали почти до 25%.
По шкале доступности образования и его качеству составители международного рейтинга поставили Россию на хорошее 31-е место. Отечественное образование, за исключением гуманитарного, остается конкурентоспособным, но тоже сталкивается с проблемами. В то время, когда в ряде стран ЕС и БРИК высшее образование становится либо полностью, либо преимущественно бесплатным, в России бесплатный сектор высшего образования сужается, а школьное образование коммерциализируется. Наметился новый вид утечки мозгов: студенты, окончив бакалавриат (иногда 2–3 курса), уезжают за границу, где доучиваются бесплатно. «Цифр такого рода утечки мозгов не знает никто, – утверждает директор региональных программ Независимого института социальной политики. – Мы располагаем лишь косвенными данными. Примерно 14% россиян, по данным ВЦИОМа, хотят уехать из страны насовсем. Сколько среди них ученых и студентов, можно только предполагать».
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Российская школа: вчера и сегодня
(опрос ВЦИОМ, ноябрь, 2009 г.)
Почти половина россиян недовольны работой системы школьного образования: 37% граждан считают ситуацию тревожной, 12% критической.
Россияне неоднозначно оценивают ситуацию в системе школьного образования. Так, 38% считают, что она складывается позитивно (по мнению 35% она нормальная, 3% – отличная).
За два года произошли сдвиги в оценках проблемного поля сферы школьного образования.Так, россияне стали реже упоминать о недоступности школьного образования (с 27 до 10%), слабой материально-технической базе школ (с 15 до 8%), низкой квалификации педагогов (с 12 до 8%) и их материальных проблемах (с 9 до 6%).
Некоторые респонденты также обеспокоены нестабильностью и недостаточной проработкой учебных программ (9%), низким качеством образования (7%), коррупцией (5%) и недостаточным вниманием воспитанию учащихся (4%). К числу наименее значимых для наших сограждан проблем школы можно отнести слабую преемственность между этапами образования, несоответствие образования общественным запросам (по 1%).
Как бы Вы могли в целом охарактеризовать ситуацию в нашей системе школьного образования?(закрытый вопрос, один ответ) | ||
Отличная | ||
Нормальная, неплохая | ||
Тревожная | ||
Кризисная | ||
затрудняюсь ответить | ||
Какие проблемы в сфере российского образования, на ваш взгляд, сегодня стоят наиболее остро?(открытый вопрос, не более трех вариантов ответа) | ||
Недоступность образования | ||
Изменение системы оценки знаний учащихся, введение ЕГЭ | ||
Нестабильность и недостаточная проработка учебных программ, учебников | ||
Слабая материально-техническая база школ | ||
Низкая квалификация педагогов | ||
Низкое качество образования | ||
Материальные проблемы педагогов (зарплата, жилье) | ||
Взятки, коррупция, произвол | ||
Отсутствие мотивации у учащихся и педагогов | ||
Недостаточное внимание воспитанию учащихся | ||
Недостаток кадров | ||
Слабая преемственность между этапами образования | ||
Несоответствие образования потребностям общества, работодателя | ||
Нет проблем | ||
Другое | ||
затрудняюсь ответить |
Патриотизм
(октябрь 2010, Аналитический Центр Юрия Левады)
По сравнению с концом 2007-го года, в настоящее время «патриотов» в России стало меньше. Значительная часть (59%) россиян по-прежнему считают, что патриотизм заключается прежде всего в любви к своей стране (среди ответивших так – большинство жителей крупных городов – 70%). Работу для процветания страны патриотизмом назвали значительно меньше – 27% опрошенных (здесь также большинство жителей крупных городов, в том числе и столицы (35% и 32% соответственно), а также людей с высшим образованием – 32%). Еще меньше россиян считают патриотом того, кто стремится к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее (чаще так отвечали жители Москвы – 46%) и защищает свою страну от любых нападок и обвинений – по 22%, а также людей, убежденных в том, что своя страна лучшая (всего так считает 21% россиян, среди которых также большинство москвичей).
Считаете ли вы себя патриотом России? | |||
окт. 00 | дек. 07 | окт. 10 | |
Да | |||
Нет | |||
Затрудняюсь ответить | |||
Что, по вашему мнению, значит – «быть патриотом»? | |||
окт. 00 | дек. 07 | окт. 10 | |
Любить свою страну | |||
Работать/действовать во благо/для процветания страны | |||
Стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее | |||
Защищать свою страну от любых нападок и обвинений | |||
Считать, что твоя страна – лучше, чем другие страны | |||
Говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была | |||
Считать, что у твоей страны нет недостатков | |||
Другое | |||
Нет ответа/затрудняюсь ответить |
Оценка качества отечественного образования
(август, 2010 г., Аналитический Центр Юрия Левады)
Удовлетворены ли вы нынешней системой образования в России? | |||||||||||||||||||
авг.04 | авг.05 | авг.06 | авг.07 | авг.08 | авг.09 | авг.10 | |||||||||||||
определенно да / скорее да | |||||||||||||||||||
ни да, ни нет | |||||||||||||||||||
скорее нет / определенно нет | |||||||||||||||||||
затруднились ответить | |||||||||||||||||||
Как вам кажется, качество работы системы образования в России за последний год…? | |||||||||||||||||||
авг.05 | авг.06 | авг.07 | авг.08 | авг.09 | авг.10 | ||||||||||||||
значительно улучшилось/ несколько улучшилось | |||||||||||||||||||
не изменилось | |||||||||||||||||||
несколько ухудшилось/ значительно ухудшилось | |||||||||||||||||||
затруднились ответить | |||||||||||||||||||
Как вы считаете, сейчас можете ли вы (ваши дети, внуки), при необходимости, получить хорошее образование? | |||||||||||||||||||
авг.02 | авг.04 | авг.05 | авг.06 | авг.07 | авг.08 | авг.09 | авг.10 | ||||||||||||
определенно да / скорее да | |||||||||||||||||||
скорее нет / определенно нет | |||||||||||||||||||
затруднились ответить | |||||||||||||||||||
Как видно в приведённых данных, за последние два года оценки россиянами состояния отечественного образования заметно изменились. Скорее всего, это связано с введением единых госэкзаменов (ЕГЭ), которое вызвало затруднения у многих россиян в оценке уровня отечественного образования. В целом же уровень образования по-прежнему не устраивает большинство россиян.
Учебные нагрузки и качество образования в российской школе
(август, 2010 г., Аналитический Центр Юрия Левады)
За последние 10 лет увеличилось число россиян, считающих, что учебная нагрузка в российских школах слишком высока для детей. Если в августе 2000 года этого мнения придерживалось 45% респондентов, то в настоящее время с этим согласны уже 52%.
За тот же период с на 6% снизилось число респондентов, отвечающих, что современное школьное образование является более качественным, чем то, которое получали они сами и их сверстники. В то же время на 5% больше россиян стали отвечать, что качество образования не изменилось. А число тех, кто считает, что их учили лучше, чем современных школьников, увеличилось на 8%.
Дети в современной российской школе испытывают нормальную учебную нагрузку, перегружены школьной программой или, напротив, недостаточно нагружены? | ||||||
авг.00 | сен.01 | авг.02 | окт.03 | авг.06 | авг.10 | |
испытывают нормальную нагрузку | ||||||
перегружены | ||||||
недогружены | ||||||
затруднились ответить |
Относительно чаще точку зрения о том, что дети в российских школах перегружены учебной программой, разделяют женщины (57%), люди в возрасте 40–55 лет, с низким уровнем доходов (63%), жители городов с населением до 100 тыс. человек (61%). Посильной для детей школьную нагрузку считают чаще других групп респондентов мужчины (31%), респонденты в возрасте 18–24 лет (35%), с высшим образованием (34%), с высоким уровнем доходов (34%), а также жители городов с населением более 500 тыс. человек (38%).
Сейчас в школе детей учат лучше, примерно так же или хуже, чем в то время, когда вы сами учились в школе? | |||
авг.00 | авг.06 | авг.10 | |
сейчас учат лучше | |||
учат примерно так же | |||
сейчас учат хуже | |||
затруднились ответить |
Вопросы воспитания и образования
(июль, 2010 г., Аналитический Центр Юрия Левады)
Данные нескольких замеров показывают, что важнейшими для россиян личностными качествами, которые следует воспитывать в детях, традиционно являются те, которые помогают удачно устраиваться в жизни и чувствовать себя уверенно в обществе.
На первом месте – «умение добиваться своих целей». Его называют почти половина россиян (48%). При этом достижение цели в представлении респондентов не связывается напрямую со стремлением к успеху: лишь 20% отмечают это качество (однако год от года их количество растет).
На втором месте – «чувство ответственности» (41%), на третьем – качества, способствующие взаимодействию с другими людьми – хорошие манеры и умение общаться, их назвали более трети населения (по 38%).
Далее – «добросовестность в работе» (30%). Примерно на одном уровне, по данным последнего опроса, оказались такие отчасти противоположные качества, как «терпимость к людям» и «умение постоять за себя» (29% и 28% соответственно). Но здесь за последние годы произошли изменения. Ранее более востребованным являлась способность отстоять свои права, а не понять другого. Сейчас они практически на одном уровне.
Реже всего респонденты упоминали такие качества, как «верность и преданность» (12%), вера в Бога (9%), бережливость (6%) и послушание (5%).
Какие из качеств, которые многие родители хотели бы воспитать в своих детях, кажутся вам самыми важными? (Возможно несколько вариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру) | ||||||
май.95 | май.98 | май.00 | июн.06 | июн.07 | июл.10 | |
Умение добиваться своих целей | -** | |||||
Чувство ответственности | ||||||
Хорошие манеры и умение вести себя в обществе | ||||||
Умение общаться с людьми | ||||||
Добросовестность в работе | ||||||
Терпимость и уважение к окружающим | ||||||
Умение постоять за себя | -** | |||||
Стремление к знаниям | ||||||
Стремление к успеху | -** | |||||
Независимость | ||||||
Верность и преданность | ||||||
Вера в Бога | ||||||
Бережливость | ||||||
Послушание | ||||||
Воображение | ||||||
Другое | ||||||
Затруднились ответить |
Женщины чаще называют такие качества, как хорошие манеры и умение вести себя в обществе (40%), добросовестность в работе (33%) и вера в Бога (13%). Мужчины чаще отмечают чувство ответственности (42%) и умение за себя постоять (30%), что свидетельствует об их ориентации на традиционные стереотипы мужского поведения. Молодые россияне 18–24 лет больше высказываются в пользу таких качеств, как умение добиваться целей (53%), хорошие манеры (49%), умение общаться с людьми (44%), а также независимость (23%) и стремление к знаниям (30%), т.е. именно в этой группе преобладают достижительские установки. Респонденты старше 55 лет чаще других упоминают добросовестность в работе (42%) и терпимость к другим людям (35%). Среди россиян в возрасте 25–54 лет ответы распределены примерно одинаково, однако респонденты 40–54 лет чаще упоминают добросовестность в работе (30%), чувство ответственности (41%), терпимость (30%) и независимость (20%).
Лица с высшим образованием чаще называют стремление к знаниям (32%) и к успеху (26%), а также умение отстоять свои права (33%). Респонденты со средним специальным образованием ценят больше способность достигать цели (54%), независимость (23%), умение трудиться (33%).
Оценки некоторых качеств напрямую коррелируют с уровнем дохода респондентов. Например, лица с низким уровнем доходов больше других ценят такие качества, как целеустремленность (58%), бережливость (12%) и вера в Бога (15%). И частота упоминания этих качеств падает по мере роста дохода респондентов. Лица с высоким потребительским статусом чаще отмечают независимость (25%), стремление к знаниям (30%) и умение за себя постоять (32%).
Кого, по вашему мнению, в наши дни должна готовить школа? (Возможно несколько вариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру) | |||||
авг.98 | май.00 | июн.04 | апр.06 | июл.10 | |
Мыслящих людей, способных брать на себя ответственность | |||||
Культурных, образованных людей | |||||
Квалифицированных специалистов | |||||
Людей, трезво смотрящих на вещи | |||||
Патриотов | -** | -** | -** | ||
Хорошего отца, мужа, мать, хозяйку | |||||
Надежных защитников Родины | |||||
Людей, способных обеспечить свое благосостояние | |||||
Дисциплинированных работников | |||||
Людей, чувствующих прекрасное | |||||
Людей, не идущих на компромиссы | |||||
Романтиков и энтузиастов | |||||
Другое | < 1 | < 1 | |||
Затруднились ответить |
По мнению 57% россиян, основная задача школы – научить детей думать и привить им чувство ответственности, а также воспитать культурных и образованных людей. Задачи, связанные с воспитанием патриотов и «надежных защитников родины», отмечают 29% и 24% респондентов соответственно.
Лица с низким потребительским статусом чаще ждут от школы воспитание в детях способности мыслить и брать на себя ответственность (62%), а также хороших семьянинов (28%), романтиков и энтузиастов (31%). Респонденты с высоким уровнем доходов больше других упоминают подготовку квалифицированных специалистов (42%) и патриотов (35%).
Кем бы вы хотели видеть вашего сына (дочь, внука)?(Возможно несколько вариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру) | ||||||
авг.94 | дек.98 | май.04 | июн.06 | июн.07 | июл.10 | |
Юристом, экономистом, финансистом | -** | -** | ||||
Программистом, специалистом в области высоких технологий | -** | -** | ||||
Врачом | 30*** | 26*** | ||||
Предпринимателем, бизнесменом | ||||||
Квалифицированным рабочим | ||||||
Директором банка | ||||||
Военным, офицером | ||||||
Инженером | *** | *** | ||||
Спортсменом | ||||||
Владельцем магазина | ||||||
Профессором, ученым, преподавателем вуза | ||||||
Артистом, музыкантом, художником, писателем, журналистом | ||||||
Школьным учителем | *** | *** | ||||
Политиком, министром | ||||||
Социологом, маркетологом, политологом, рекламщиком | -** | -** | ||||
Фермером | ||||||
Священником | ||||||
Другое | ||||||
Затрудняюсь ответить |
*** – предлагался один вариант ответа «врачом, учителем, инженером».
-** – не было в перечне вариантов ответа.
Стоит отметить, что при выборе профессии для своего ребенка респонденты исходят не из того, какая из них считается более прибыльной и доходной, а из того, какая специальность сможет приносить пусть не самый большой (но и не самый низкий), но стабильный и гарантированный доход. Важным является и то, считается ли работа достойной. Таким образом, россияне к вопросу выбора профессии для своего ребенка с прагматичных и рациональных позиций.
Какие из следующих профессий/должностей вы считаете наиболее прибыльными, доходными? | |
авг.08 | |
Банкир | |
«Звезда» эстрады | |
Судья, прокурор, адвокат | |
Депутат | |
Министр | |
Правительственный чиновник | |
Губернатор | |
Мэр большого города | |
Предприниматель | |
Преступный «авторитет» | |
Политический деятель | |
Врач | |
Фотомодель | |
Артист | |
Проститутка | |
Спортсмен | |
Священник, церковный деятель | |
Милиционер | |
Учитель | |
Сотрудник спецслужб | |
Фермер | |
Журналист | |
Комментатор телевидения | |
Квалифицированный рабочий | |
Инженер | |
Имиджмейкер, специалист по выборам | |
Профессиональный нищий | |
Офицер армии | |
Ученый | |
Художник, скульптор | |
Писатель | |
Другое | |
Затруднились ответить |
Воспитание и формирование личности
(март, 2010 г., Аналитический Центр Юрия Левады)
Как вы считаете, что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодежи? | ||||
окт.90 | июн.00 | июн.04 | мар.10 | |
Семья | ||||
Школа | ||||
Компания товарищей | ||||
Интернет-общение | - | - | - | |
Радио и телевидение | ||||
Армия | ||||
Высшие учебные заведения | ||||
Кружки, секции | ||||
Работа на производстве, на земле | ||||
Книги | ||||
Неформальные молодежные объединения | ||||
Газеты и журналы | ||||
Другое | < 1 | |||
Затруднились ответить |
Женщины чаще мужчин отвечают, что существенное влияние в вопросе формирования первоначального жизненного опыта оказывает семья (73%), школа (46%), высшие учебные заведения (14%), кружки и секции (9%) и книги (8%). Мужчины чаще женщин упоминают в этом отношении компанию товарищей (46%), армию (20%), а также чуть больше затрудняются с ответом.
Молодые люди в возрасте 18–24 лет среди факторов формирования своего жизненного опыта чаще других групп респондентов указывают на компании товарищей (48%), интернет-общение (34%), высшие учебные заведения (15%), неформальные молодежные объединения (6%). Также эта категория респондентов реже других затрудняется с ответом. Старшее поколение – лица 55 лет и старше чаще упоминают школу (50%), работу на производстве, на земле (10%), газеты и журналы (5%), а также затрудняются с ответом (4%).
Жители Москвы чаще жителей других населенных пунктов упоминают интернет-общение (51%), радио и телевидение (37%), высшие учебные заведения (16%), а также неформальные молодежные объединения (7%).
Часто ли мы помогаем ближнему своему?
(опрос ВЦИОМ, март 2009 г.)
Более половины россиян в последние несколько лет не принимали участия в благотворительной деятельности (об этом сообщили 53% опрошенных в 2009 году и 50% - в 2007 г.)Если же в подобных акциях и принимали участие наши сограждане, то чаще всего в форме подачи милостыни (32% в 2009 г. и 36% в 2007г.) и передачи вещей, игрушек в детские, дома инвалидов и т.д. (18% – в 2009г. и 19% – в 2007г.). Также 4–5% респондентов вносили средства на счет людям, нуждающимся в помощи, 3–4% вносили деньги на счет благотворительных организаций, фондов, а 2–4% участвовали в концертах, выставках, аукционах.
Среди тех, кто занимался благотворительностью в последние 4–5 лет, каждый пятый опрошенный делает это постоянно (20% – в 2009 году и 17% – в 2007г.). Более половины наших сограждан участвовали в этой деятельности несколько раз (53% в 2009 г. и 57% – в 2007г.). 14% опрошенных как в 2009, так и два года назад указали, что принимали участие в акциях помощи лишь однажды.
Главная причина, по которой россияне не оказывают благотворительную помощь ближним – ворох собственных проблем (на эту проблему сетует 55% опрошенных – на 5% меньше, чем в 2007 году). Значительное же число респондентов (18%) вообще не верит, что оказанная ими помощь дойдет до адресата и будет использована по назначению. За последние два года несколько снизилось число тех, кто считает, что оказание такой помощи – дело государства (с 17% до 13%).
Этнические симпатии и антипатии россиян
(опрос ВЦИОМ, май 2010 г.)
Наибольшую симпатию наши сограждане испытывают к русским людям (36%).Причем о за последний год об этом стали сообщать значительно чаще (с 29 до 36%). Следующие в списке симпатий соотечественников белорусы (10%) и украинцы (9%). Также тепло россияне относятся к европейцам и представителям всех славянских народов (по 8%). Причем, последние стали чаще вызывать положительные эмоции (с 3 до 8%). Представители других народов в рейтинге симпатий фигурируют значительно реже и набрали не более 1–2%. Не имеют национальных предпочтений 8% россиян (20% год назад).
Чаще всего негативные эмоции у сограждан по-прежнему вызывают представители кавказских народов (29%). Значительно реже говорят о нелюбви к выходцам из Средней Азии (6%). По 3% недолюбливают китайцев и евреев.
Впрочем, большинство опрошенных одинаково хорошо относится ко всем народам и национальностям (56%). Каждый второй респондент не может назвать конкретных причин неприятия представителей других народов и наций. Остальные же чаще всего ссылаются на опасения, связанные с угрозой террористических актов (13%) и нежеланием приезжих считаться с нормами и обычаями, принятыми в России (11%, 9% в 2004 г.). По 6% опрошенных раздражает внешность, манера поведения мигрантов, низкий уровень культуры и контроль определенных сфер бизнеса. Реже всего негативное отношение вызвано убеждением, что приезжие отнимают рабочие места у местного населения (4%).
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ