Общественная оценка проблемы

(Опрос ВЦИОМ, август–сентябрь 2010 г., Москва и Подмосковье)

Подавляющее большинство россиян знает о существующем запрете на продажу пива несовершеннолетним гражданам (94%). Лучше всего об этом известно респондентам 35–44 лет (97%). Для сравнения, среди 18–24-летних уровень информированности составляет 90%.

По мнению большинства опрошенных экспертов, в большинстве торговых точек подросткам продают пиво(такого мнения придерживаются 9 из 15 экспертов).Основной причиной тому треть специалистов считает равнодушие общества.

Факт продажи пива несовершеннолетнему, как правило, вызывает у населения эмоциональные реакции.Так, большинство опрошенных в подобной ситуации сделали бы замечание продавцу (40%), еще 24% испытали бы возмущение, но без активных действий, 18% и вовсе отнеслись бы к этому индифферентно.Значительно реже респонденты готовы использовать правовые способы воздействия,например, оставить запись в жалобной книге или обратиться в соответствующие инстанции (такие методы выбирают не более 3% опрошенных).

Подавляющее большинство россиян считает необходимым напоминание о том, что продажа пива несовершеннолетним – нарушение закона (90%),причем большая часть из них полагает, что это следует делать безоговорочно (64%).

Представьте ситуацию: вы видите, что продавец магазина или ларька продает пиво человеку, явно не достигшему 18 лет. Какой будет Ваша реакция? (закрытый вопрос, один ответ)
  Все опрошенные, население 18–24 года 25–34 года 35–44 года 45–59 лет 60 лет и старше
Сделаю замечание продавцу
Про себя возмущусь, но не буду предпринимать никаких активных действий
Промолчу, не обратив на это особого внимания
Сделаю замечание подростку
Потребую жалобную книгу и сделаю запись «Я стал очевидцем...»
Обращусь в соответствующие органы (Госторгинспекция, Роспотребнадзор, ОВД)
другое
затрудняюсь ответить

Наркоугроза в России: мнение людей

(опрос ВЦИОМ, июль 2010 г.)

Как и два десятилетия назад, проблема наркомании представляется серьезной подавляющему большинству россиян (96%, в 1998 году – 93%). Мнение о том, с какой стороны следует подходить к решению проблемы наркомании, в течение последних лет неоднократно менялось. В 2004 году респонденты были убеждены, что это социальное явление и «лечить» нужно общество (37%), в 2005 году на первый план вышло представление о том, что помощь требуется непосредственно самим наркоманам (38%). Сегодня эти две точки зрения можно назвать конкурирующими (32 и 36% соответственно). Каждый четвертый придерживается убеждения, что наркоманы – опасные люди, которых следует изолировать от общества (24%). В меньшинстве, как и прежде, те, кто считает употребление наркотиков частным делом каждого и не осуждает таких людей (5%).

В том, что наркомания – это болезнь и лечить следует людей, убеждены, главным образом, столичные жители (46%) и 35–44-летние россияне (44%). Как социальную эту проблему рассматривают селяне (36%) и 45–59-летние респонденты (36%). Радикальное решение – изолировать наркоманов от общества – предлагают, в основном, пожилые россияне (33%), а также те, у кого нет знакомых, употребляющих наркотики и те, кому точно об этом известно (25–26%). Лояльно к людям, принимающим наркотики, относятся 18–24-летние респонденты (11%) и те, у кого есть такие знакомые (15%).

Как вам кажется, наркомания в России - это очень серьезная проблема или нет? (закрытый вопрос, один ответ)
 
Очень серьезная проблема
Довольно серьезная проблема
Не очень серьезная проблема
Такой проблемы нет, она раздута СМИ
Затрудняюсь ответить
Как вы относитесь к людям, употребляющим наркотики? (закрытый вопрос, один ответ)
 
Употребление наркотиков – частное дело каждого, я таких людей не осуждаю
Употребление наркотиков – это болезнь, и таким людям нужна медицинская помощь
Наркомания – социальная проблема, и «лечить» надо само общество
Наркоманы – опасные люди, их следует изолировать от общества
Затрудняюсь ответить
Как вы относитесь к людям, употребляющим наркотики? (закрытый вопрос, один ответ)
  Все опрошенные Возраст
18–24 года 25–34 года 35–44 года 45–59 лет 60 и старше
Употребление наркотиков – частное дело каждого, я таких людей не осуждаю
Употребление наркотиков – это болезнь, и таким людям нужна медицинская помощь
Наркомания – социальная проблема, и «лечить» надо само общество
Наркоманы – опасные люди, их следует изолировать от общества
Затрудняюсь ответить
                   

Здоровье, образование, возраст

(по данным журнала «Профиль», 2010 г.)

Один из самых худших показателей России в международном рейтинге стран, комфортных для проживания, – 75-е место из 100 по состоянию здравоохранения.

По данным ВЦИОМа, 58% не могут оплатить услуги врача. Как итог, по данным Росстата, с 2000-го по 2008 год заболеваемость по болезням сердечно-сосудистой системы (первое место среди причин смертности) выросла с 2,4 млн человек до 3,7 млн (на 27%). По онкологическим заболеваниям (третье место среди причин смертности), по данным ВОЗ, прирост составил около 17% – с 1,1 млн до 1,3 млн человек. Причем заболеваемость растет не только среди пожилых людей (здесь показатель держится на уровне 12–14%), но и среди трудоспособной части общества – как среднего поколения (+9% с 2000-го по 2008 год, по данным ВОЗ), так и молодежи (+7% за тот же период). Между тем к 2018 году, по разным данным, от 30% до 40% трудовых ресурсов страны будут составлять люди старшего возраста, а они, по данным Росстата и Минздравсоцразвития, более чем на 45% хронически больны. При этом ученые Лондонской школы экономики (LSE), опрашивавшие 45–50-летних россиян, установили, что из 10 человек только один откладывает денежные средства на медобслуживание в старости.

По качеству жизни, оцениваемому по стандартам прожиточного минимума, разрыву в доходах и уровню пенсионного обеспечения, Россия оказалась в середине списка – на 50-м месте. Как признают эксперты ООН и Института социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН, страна по-бедила крайнюю бедность 1990-х, но о коренном переломе говорить не приходится. Ученые и официальная статистика расходятся в определении масштабов бедности: Росстат дает плавающую цифру в 19–24%, ученые настаивают на 50–60%. По данным Росстата, в стране 25 млн. человек с доходами ниже прожиточного минимума. Но в определении бедности надо учитывать не только минимальную потребительскую корзину (еда и одежда), но и другой минимум - обеспечение жильем. Стандарт прожиточного минимума остается низким, искусственно сокращая число бедных. По закону, этот стандарт пересматривается каждые пять лет. Последний раз он был утвержден в 2005 году, но вновь не включил себя такой общеевропейский стандарт, как наличие телефона (30% российских семей его не имеют) и тем более Интернета (лишь 21% семей он доступен). Все вновь ограничилось едой и одеждой, на которые, по данным фонда «Общественное мнение», и работают большинство россиян.

При этом масштабы социального неравенства в стране остаются вопиющими. Максимальный разрыв в доходах – соотношение между средним уровнем доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных – в середине 1990-х составлял 14–15 раз и сегодня, по данным ИСЭПН РАН, сохраняется на том же уровне и имеет тенденцию к росту.

Острейшей проблемой продолжает оставаться система пенсионного обеспечения. Многие пожилые россияне получают пенсии ниже прожиточного минимума. По международным стандартам, нормальная пенсия – это 40% от средней зарплаты. С 2002 года идет сокращение относительного размера пенсий: с уровня в 32% от средней заработной платы они упали почти до 25%.

По шкале доступности образования и его качеству составители международного рейтинга поставили Россию на хорошее 31-е место. Отечественное образование, за исключением гуманитарного, остается конкурентоспособным, но тоже сталкивается с проблемами. В то время, когда в ряде стран ЕС и БРИК высшее образование становится либо полностью, либо преимущественно бесплатным, в России бесплатный сектор высшего образования сужается, а школьное образование коммерциализируется. Наметился новый вид утечки мозгов: студенты, окончив бакалавриат (иногда 2–3 курса), уезжают за границу, где доучиваются бесплатно. «Цифр такого рода утечки мозгов не знает никто, – утверждает директор региональных программ Независимого института социальной политики. – Мы располагаем лишь косвенными данными. Примерно 14% россиян, по данным ВЦИОМа, хотят уехать из страны насовсем. Сколько среди них ученых и студентов, можно только предполагать».

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Российская школа: вчера и сегодня

(опрос ВЦИОМ, ноябрь, 2009 г.)

Почти половина россиян недовольны работой системы школьного образования: 37% граждан считают ситуацию тревожной, 12% критической.

Россияне неоднозначно оценивают ситуацию в системе школьного образования. Так, 38% считают, что она складывается позитивно (по мнению 35% она нормальная, 3% – отличная).

За два года произошли сдвиги в оценках проблемного поля сферы школьного образования.Так, россияне стали реже упоминать о недоступности школьного образования (с 27 до 10%), слабой материально-технической базе школ (с 15 до 8%), низкой квалификации педагогов (с 12 до 8%) и их материальных проблемах (с 9 до 6%).

Некоторые респонденты также обеспокоены нестабильностью и недостаточной проработкой учебных программ (9%), низким качеством образования (7%), коррупцией (5%) и недостаточным вниманием воспитанию учащихся (4%). К числу наименее значимых для наших сограждан проблем школы можно отнести слабую преемственность между этапами образования, несоответствие образования общественным запросам (по 1%).

Как бы Вы могли в целом охарактеризовать ситуацию в нашей системе школьного образования?(закрытый вопрос, один ответ)
 
Отличная
Нормальная, неплохая
Тревожная
Кризисная
затрудняюсь ответить
Какие проблемы в сфере российского образования, на ваш взгляд, сегодня стоят наиболее остро?(открытый вопрос, не более трех вариантов ответа)
 
Недоступность образования
Изменение системы оценки знаний учащихся, введение ЕГЭ
Нестабильность и недостаточная проработка учебных программ, учебников
Слабая материально-техническая база школ
Низкая квалификация педагогов
Низкое качество образования
Материальные проблемы педагогов (зарплата, жилье)
Взятки, коррупция, произвол
Отсутствие мотивации у учащихся и педагогов
Недостаточное внимание воспитанию учащихся
Недостаток кадров
Слабая преемственность между этапами образования
Несоответствие образования потребностям общества, работодателя
Нет проблем
Другое
затрудняюсь ответить

Патриотизм

(октябрь 2010, Аналитический Центр Юрия Левады)

По сравнению с концом 2007-го года, в настоящее время «патриотов» в России стало меньше. Значительная часть (59%) россиян по-прежнему считают, что патриотизм заключается прежде всего в любви к своей стране (среди ответивших так – большинство жителей крупных городов – 70%). Работу для процветания страны патриотизмом назвали значительно меньше – 27% опрошенных (здесь также большинство жителей крупных городов, в том числе и столицы (35% и 32% соответственно), а также людей с высшим образованием – 32%). Еще меньше россиян считают патриотом того, кто стремится к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее (чаще так отвечали жители Москвы – 46%) и защищает свою страну от любых нападок и обвинений – по 22%, а также людей, убежденных в том, что своя страна лучшая (всего так считает 21% россиян, среди которых также большинство москвичей).

Считаете ли вы себя патриотом России?
  окт. 00 дек. 07 окт. 10
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Что, по вашему мнению, значит – «быть патриотом»?
  окт. 00 дек. 07 окт. 10
Любить свою страну
Работать/действовать во благо/для процветания страны
Стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее
Защищать свою страну от любых нападок и обвинений
Считать, что твоя страна – лучше, чем другие страны
Говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была
Считать, что у твоей страны нет недостатков
Другое
Нет ответа/затрудняюсь ответить

Оценка качества отечественного образования

(август, 2010 г., Аналитический Центр Юрия Левады)

Удовлетворены ли вы нынешней системой образования в России?
  авг.04 авг.05 авг.06 авг.07 авг.08 авг.09 авг.10
определенно да / скорее да
ни да, ни нет
скорее нет / определенно нет
затруднились ответить
Как вам кажется, качество работы системы образования в России за последний год…?
  авг.05 авг.06 авг.07 авг.08 авг.09 авг.10
значительно улучшилось/ несколько улучшилось
не изменилось
несколько ухудшилось/ значительно ухудшилось
затруднились ответить
Как вы считаете, сейчас можете ли вы (ваши дети, внуки), при необходимости, получить хорошее образование?
  авг.02 авг.04 авг.05 авг.06 авг.07 авг.08 авг.09 авг.10
определенно да / скорее да
скорее нет / определенно нет
затруднились ответить
                                       

Как видно в приведённых данных, за последние два года оценки россиянами состояния отечественного образования заметно изменились. Скорее всего, это связано с введением единых госэкзаменов (ЕГЭ), которое вызвало затруднения у многих россиян в оценке уровня отечественного образования. В целом же уровень образования по-прежнему не устраивает большинство россиян.

Учебные нагрузки и качество образования в российской школе

(август, 2010 г., Аналитический Центр Юрия Левады)

За последние 10 лет увеличилось число россиян, считающих, что учебная нагрузка в российских школах слишком высока для детей. Если в августе 2000 года этого мнения придерживалось 45% респондентов, то в настоящее время с этим согласны уже 52%.

За тот же период с на 6% снизилось число респондентов, отвечающих, что современное школьное образование является более качественным, чем то, которое получали они сами и их сверстники. В то же время на 5% больше россиян стали отвечать, что качество образования не изменилось. А число тех, кто считает, что их учили лучше, чем современных школьников, увеличилось на 8%.

Дети в современной российской школе испытывают нормальную учебную нагрузку, перегружены школьной программой или, напротив, недостаточно нагружены?
  авг.00 сен.01 авг.02 окт.03 авг.06 авг.10
испытывают нормальную нагрузку
перегружены
недогружены
затруднились ответить

Относительно чаще точку зрения о том, что дети в российских школах перегружены учебной программой, разделяют женщины (57%), люди в возрасте 40–55 лет, с низким уровнем доходов (63%), жители городов с населением до 100 тыс. человек (61%). Посильной для детей школьную нагрузку считают чаще других групп респондентов мужчины (31%), респонденты в возрасте 18–24 лет (35%), с высшим образованием (34%), с высоким уровнем доходов (34%), а также жители городов с населением более 500 тыс. человек (38%).

Сейчас в школе детей учат лучше, примерно так же или хуже, чем в то время, когда вы сами учились в школе?
  авг.00 авг.06 авг.10
сейчас учат лучше
учат примерно так же
сейчас учат хуже
затруднились ответить

Вопросы воспитания и образования

(июль, 2010 г., Аналитический Центр Юрия Левады)

Данные нескольких замеров показывают, что важнейшими для россиян личностными качествами, которые следует воспитывать в детях, традиционно являются те, которые помогают удачно устраиваться в жизни и чувствовать себя уверенно в обществе.

На первом месте – «умение добиваться своих целей». Его называют почти половина россиян (48%). При этом достижение цели в представлении респондентов не связывается напрямую со стремлением к успеху: лишь 20% отмечают это качество (однако год от года их количество растет).

На втором месте – «чувство ответственности» (41%), на третьем – качества, способствующие взаимодействию с другими людьми – хорошие манеры и умение общаться, их назвали более трети населения (по 38%).

Далее – «добросовестность в работе» (30%). Примерно на одном уровне, по данным последнего опроса, оказались такие отчасти противоположные качества, как «терпимость к людям» и «умение постоять за себя» (29% и 28% соответственно). Но здесь за последние годы произошли изменения. Ранее более востребованным являлась способность отстоять свои права, а не понять другого. Сейчас они практически на одном уровне.

Реже всего респонденты упоминали такие качества, как «верность и преданность» (12%), вера в Бога (9%), бережливость (6%) и послушание (5%).

Какие из качеств, которые многие родители хотели бы воспитать в своих детях, кажутся вам самыми важными? (Возможно несколько вариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру)
  май.95 май.98 май.00 июн.06 июн.07 июл.10
Умение добиваться своих целей -**
Чувство ответственности
Хорошие манеры и умение вести себя в обществе
Умение общаться с людьми
Добросовестность в работе
Терпимость и уважение к окружающим
Умение постоять за себя -**
Стремление к знаниям
Стремление к успеху -**
Независимость
Верность и преданность
Вера в Бога
Бережливость
Послушание
Воображение
Другое
Затруднились ответить

Женщины чаще называют такие качества, как хорошие манеры и умение вести себя в обществе (40%), добросовестность в работе (33%) и вера в Бога (13%). Мужчины чаще отмечают чувство ответственности (42%) и умение за себя постоять (30%), что свидетельствует об их ориентации на традиционные стереотипы мужского поведения. Молодые россияне 18–24 лет больше высказываются в пользу таких качеств, как умение добиваться целей (53%), хорошие манеры (49%), умение общаться с людьми (44%), а также независимость (23%) и стремление к знаниям (30%), т.е. именно в этой группе преобладают достижительские установки. Респонденты старше 55 лет чаще других упоминают добросовестность в работе (42%) и терпимость к другим людям (35%). Среди россиян в возрасте 25–54 лет ответы распределены примерно одинаково, однако респонденты 40–54 лет чаще упоминают добросовестность в работе (30%), чувство ответственности (41%), терпимость (30%) и независимость (20%).

Лица с высшим образованием чаще называют стремление к знаниям (32%) и к успеху (26%), а также умение отстоять свои права (33%). Респонденты со средним специальным образованием ценят больше способность достигать цели (54%), независимость (23%), умение трудиться (33%).

Оценки некоторых качеств напрямую коррелируют с уровнем дохода респондентов. Например, лица с низким уровнем доходов больше других ценят такие качества, как целеустремленность (58%), бережливость (12%) и вера в Бога (15%). И частота упоминания этих качеств падает по мере роста дохода респондентов. Лица с высоким потребительским статусом чаще отмечают независимость (25%), стремление к знаниям (30%) и умение за себя постоять (32%).

Кого, по вашему мнению, в наши дни должна готовить школа? (Возможно несколько вариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру)
  авг.98 май.00 июн.04 апр.06 июл.10
Мыслящих людей, способных брать на себя ответственность
Культурных, образованных людей
Квалифицированных специалистов
Людей, трезво смотрящих на вещи
Патриотов -** -** -**
Хорошего отца, мужа, мать, хозяйку
Надежных защитников Родины
Людей, способных обеспечить свое благосостояние
Дисциплинированных работников
Людей, чувствующих прекрасное
Людей, не идущих на компромиссы
Романтиков и энтузиастов
Другое < 1 < 1
Затруднились ответить

По мнению 57% россиян, основная задача школы – научить детей думать и привить им чувство ответственности, а также воспитать культурных и образованных людей. Задачи, связанные с воспитанием патриотов и «надежных защитников родины», отмечают 29% и 24% респондентов соответственно.

Лица с низким потребительским статусом чаще ждут от школы воспитание в детях способности мыслить и брать на себя ответственность (62%), а также хороших семьянинов (28%), романтиков и энтузиастов (31%). Респонденты с высоким уровнем доходов больше других упоминают подготовку квалифицированных специалистов (42%) и патриотов (35%).

Кем бы вы хотели видеть вашего сына (дочь, внука)?(Возможно несколько вариантов ответа. Ответы ранжированы по последнему замеру)
  авг.94 дек.98 май.04 июн.06 июн.07 июл.10
Юристом, экономистом, финансистом -** -**
Программистом, специалистом в области высоких технологий -** -**
Врачом 30*** 26***
Предпринимателем, бизнесменом
Квалифицированным рабочим
Директором банка
Военным, офицером
Инженером *** ***
Спортсменом
Владельцем магазина
Профессором, ученым, преподавателем вуза
Артистом, музыкантом, художником, писателем, журналистом
Школьным учителем *** ***
Политиком, министром
Социологом, маркетологом, политологом, рекламщиком -** -**
Фермером
Священником
Другое
Затрудняюсь ответить

*** – предлагался один вариант ответа «врачом, учителем, инженером».

-** – не было в перечне вариантов ответа.

Стоит отметить, что при выборе профессии для своего ребенка респонденты исходят не из того, какая из них считается более прибыльной и доходной, а из того, какая специальность сможет приносить пусть не самый большой (но и не самый низкий), но стабильный и гарантированный доход. Важным является и то, считается ли работа достойной. Таким образом, россияне к вопросу выбора профессии для своего ребенка с прагматичных и рациональных позиций.

Какие из следующих профессий/должностей вы считаете наиболее прибыльными, доходными?
  авг.08
Банкир
«Звезда» эстрады
Судья, прокурор, адвокат
Депутат
Министр
Правительственный чиновник
Губернатор
Мэр большого города
Предприниматель
Преступный «авторитет»
Политический деятель
Врач
Фотомодель
Артист
Проститутка
Спортсмен
Священник, церковный деятель
Милиционер
Учитель
Сотрудник спецслужб
Фермер
Журналист
Комментатор телевидения
Квалифицированный рабочий
Инженер
Имиджмейкер, специалист по выборам
Профессиональный нищий
Офицер армии
Ученый
Художник, скульптор
Писатель
Другое
Затруднились ответить

Воспитание и формирование личности

(март, 2010 г., Аналитический Центр Юрия Левады)

Как вы считаете, что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодежи?
  окт.90 июн.00 июн.04 мар.10
Семья
Школа
Компания товарищей
Интернет-общение - - -
Радио и телевидение
Армия
Высшие учебные заведения
Кружки, секции
Работа на производстве, на земле
Книги
Неформальные молодежные объединения
Газеты и журналы
Другое < 1
Затруднились ответить

Женщины чаще мужчин отвечают, что существенное влияние в вопросе формирования первоначального жизненного опыта оказывает семья (73%), школа (46%), высшие учебные заведения (14%), кружки и секции (9%) и книги (8%). Мужчины чаще женщин упоминают в этом отношении компанию товарищей (46%), армию (20%), а также чуть больше затрудняются с ответом.

Молодые люди в возрасте 18–24 лет среди факторов формирования своего жизненного опыта чаще других групп респондентов указывают на компании товарищей (48%), интернет-общение (34%), высшие учебные заведения (15%), неформальные молодежные объединения (6%). Также эта категория респондентов реже других затрудняется с ответом. Старшее поколение – лица 55 лет и старше чаще упоминают школу (50%), работу на производстве, на земле (10%), газеты и журналы (5%), а также затрудняются с ответом (4%).

Жители Москвы чаще жителей других населенных пунктов упоминают интернет-общение (51%), радио и телевидение (37%), высшие учебные заведения (16%), а также неформальные молодежные объединения (7%).

Часто ли мы помогаем ближнему своему?

(опрос ВЦИОМ, март 2009 г.)

Более половины россиян в последние несколько лет не принимали участия в благотворительной деятельности (об этом сообщили 53% опрошенных в 2009 году и 50% - в 2007 г.)Если же в подобных акциях и принимали участие наши сограждане, то чаще всего в форме подачи милостыни (32% в 2009 г. и 36% в 2007г.) и передачи вещей, игрушек в детские, дома инвалидов и т.д. (18% – в 2009г. и 19% – в 2007г.). Также 4–5% респондентов вносили средства на счет людям, нуждающимся в помощи, 3–4% вносили деньги на счет благотворительных организаций, фондов, а 2–4% участвовали в концертах, выставках, аукционах.

Среди тех, кто занимался благотворительностью в последние 4–5 лет, каждый пятый опрошенный делает это постоянно (20% – в 2009 году и 17% – в 2007г.). Более половины наших сограждан участвовали в этой деятельности несколько раз (53% в 2009 г. и 57% – в 2007г.). 14% опрошенных как в 2009, так и два года назад указали, что принимали участие в акциях помощи лишь однажды.

Главная причина, по которой россияне не оказывают благотворительную помощь ближним – ворох собственных проблем (на эту проблему сетует 55% опрошенных – на 5% меньше, чем в 2007 году). Значительное же число респондентов (18%) вообще не верит, что оказанная ими помощь дойдет до адресата и будет использована по назначению. За последние два года несколько снизилось число тех, кто считает, что оказание такой помощи – дело государства (с 17% до 13%).

Этнические симпатии и антипатии россиян

(опрос ВЦИОМ, май 2010 г.)

Наибольшую симпатию наши сограждане испытывают к русским людям (36%).Причем о за последний год об этом стали сообщать значительно чаще (с 29 до 36%). Следующие в списке симпатий соотечественников белорусы (10%) и украинцы (9%). Также тепло россияне относятся к европейцам и представителям всех славянских народов (по 8%). Причем, последние стали чаще вызывать положительные эмоции (с 3 до 8%). Представители других народов в рейтинге симпатий фигурируют значительно реже и набрали не более 1–2%. Не имеют национальных предпочтений 8% россиян (20% год назад).

Чаще всего негативные эмоции у сограждан по-прежнему вызывают представители кавказских народов (29%). Значительно реже говорят о нелюбви к выходцам из Средней Азии (6%). По 3% недолюбливают китайцев и евреев.

Впрочем, большинство опрошенных одинаково хорошо относится ко всем народам и национальностям (56%). Каждый второй респондент не может назвать конкретных причин неприятия представителей других народов и наций. Остальные же чаще всего ссылаются на опасения, связанные с угрозой террористических актов (13%) и нежеланием приезжих считаться с нормами и обычаями, принятыми в России (11%, 9% в 2004 г.). По 6% опрошенных раздражает внешность, манера поведения мигрантов, низкий уровень культуры и контроль определенных сфер бизнеса. Реже всего негативное отношение вызвано убеждением, что приезжие отнимают рабочие места у местного населения (4%).

 
  Общественная оценка проблемы - student2.ru

Общественная оценка проблемы - student2.ru ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ

Наши рекомендации