Волшебная страна внутри нас. писями музыкальных произведений, отражающие различные эмоциональные состояния
писями музыкальных произведений, отражающие различные эмоциональные состояния. Причем ребята должны быть знакомы с содержанием фонотеки и готовы к самостоятельному пользованию ею.)
Как движется слуга по имени Страх?
Покажите, как это происходит. (Важно, чтобы каждый отыграл свое виденье слуги по имени Страх.)
Молодцы! Какие интересные и разные образы возникают у каждого из вас!
Как вы думаете, почему?
Ребята, а если бы король осмелился поздороваться со слугой по имени Страх за руку или обнять его, то каким бы оказался Страх на ощупь?
(Липким, скользким, колючим, шершавым, мягким, холодным, горячим...)
Какие запахи заполняют дворец при появлении Страха? (Упоительные запахи цветущих растений или неприятные запахи?)
— А какие звуки приносит с собой слуга по имени Страх?
(ш—ш—ш, с—с—с, х—х—х, ф—ф—ф)
Какие слова произносит?
(Страшно мне__Сейчас съем... Утащу к себе...)
Можете ли вы предположить, какое блюдо приготовил слуга по имени Страх своему королю?
Возьмите, пожалуйста, лист бумаги, цветные карандаши и составьте рецепт того страшного блюда, которым потчует слуга по имени Страх своего короля. Кто хочет, может и нарисовать это блюдо.
И вот слуга Страх накрывает на стол и приглашает короля на вечер-
Тренинг по сказкотерапии
нюю трапезу. Что же будет пробовать король? Расскажите о том, что приготовил Страх. Как вы думаете, какой аппетит будет у короля?
Итак, начинается ужин и завязывается беседа.
Давайте послушаем, о чем беседуют король и слуга по имени Страх.
Для этого закройте глаза, сделайте глубокий вдох и плавный выдох. Рассмотрите очень внимательно королевскую трапезную и все, что на ней происходит. О чем же говорят король и его слуга?
Глубоко вдохните, медленно выдохните. Открывайте глаза, возвращайтесь обратно. Что же вы слышали? Расскажите.
Какие вы молодцы!
А было ли вам страшно? Если вам было страшно, то кто мог бы вам помочь в этом случае?
Комментарии и дополнения. Очень важно обсудить с ребятами то, что их тревожит. Если это необходимо, разыграть сцену беседы короля и слуги по имени Страх так, как это видел ребенок. Важно, чтобы сам ребенок был режиссером этой сцены, затем посмотрел на все происходящее со стороны вместе со зрителями и смог внести какие-то коррективы в этот мини-спектакль самостоятельно или с помощью друзей. Также можно предложить ребенку отыграть все это в песочнице.
На сегодняшний день мы имеем богатый коррекцион-ный инструментарий для работы с детскими страхами и тревогами. Это и теневой театр (подробнее в книге «Путь к Волшебству. Теория и практика сказкотерапии»), и рассказывание «страшным» голосом «страшилок» (основное условие для рассказчиков — смешной, неожиданный конец). Все это можно использовать на таком за-
Волшебная страна внутри нас
нятии. Многократное проживание страха позволяет ребенку быстрее освободиться от него — либо повышая пороги чувствительности к нему, либо находя эффективную модель поведения в тревожащей ситуации.
Также можно использовать на занятии психокоррек-ционные сказки, направленные на преодоление страха (см. книгу «Практикум по сказкотерапии»).
— Окончен ужин. Угасла и беседа. Пришло время игр. Как вы думаете, ребята, в какие игры играет с королем слуга по имени Страх?
Предложите свои варианты: жмурки, прятки, догонялки, «выбивало»...
Сыграйте в предложенные ребятами игры. Например, догонялки. Выберите, назначьте, разыграйте того, кто будет исполнять роль слуги по имени Страх. Он же и будет водящим в предложенной игре. Его задача — догнать короля (одного из игроков) и загнать в темницу — определенное место, очерченное заранее. Остальные участники игры — слуги короля. Их задача — защищать своего короля, не дать слуге по имени Страх загнать короля в темницу.
Если слуга по имени Страх запятнает кого-нибудь из слуг короля, то слуга, которого запятнал Страх, замирает на месте и разводит в стороны руки. И говорит: «Чай-чай, выручай!» Выручить своих слуг может только король, находящийся на свободе. Когда король загнан в темницу, игра закончена.
Выбираются новый Король и новый слуга по имени Страх.
Обсудите игру. Что чувствовал король: когда выручал своих слуг, когда слуги защищали его от Страха, когда попал в темницу?
Тренинг по сказкотерапии
Что чувствовал Страх, когда ему не удавалось догнать короля, потому что мешали другие королевские слуги? И какие чувства испытал он, когда все же засадил короля в темницу?
Пусть все игроки поделятся своими ощущениями и чувствами. Еще можно порассуждать с ребятами о том, как часто мы попадаем в темницу Страха, можно ли оттуда выбраться самостоятельно, или нам необходим волшебный клич: «Чай-чай! Выручай!».
— Закончилась эта игра. А слуга по имени Страх предлагает нам сыграть в новую игру под жутким названием: «В паутине страха». Сыграем?
Расположитесь удобно (лучше лежа) на ковре. Закройте глаза. Глубоко вдохните и медленно выдохните. Представьте себе, что вы — муха. Муха, опутанная паутиной. Этой паутиной вас опутал гигантский паук, так он приготовил себе ужин. Паук отлучился ненадолго, но скоро он вернется очень голодным и примется за еду. У вас есть всего несколько минут. Что вы будете делать? Рассмотрите, пожалуйста, поподробнее свои действия. Молодцы! Спасибо! Глубоко вздохните, медленно выдохните, откройте глаза.
Расскажите, какие действия вы предприняли? Как освободились?
Что вы делали потом? Убежали или дождались паука, чтобы с ним расправиться?
Кто-то из вас остался недвижимым, нераспутанным? Если да, то что помешало начать борьбу за свое освобождение?
Кто мог бы помочь в этой ситуации? Кто хочет, может нарисовать комикс под названием «В паутине страха», а может поставить спектакль или снять кино под одноименным названием. (Очень важно предоставить ребенку различные возмож-