Темы для семинарских занятий
1. Психологическая готовность ребенка к школе.
2. Младший школьник как субъект учебной деятельности.
3. Психологическая помощь детям в случаях школьной дезадаптации.
Задания для самостоятельной работы
1. Проверьте готовность к обучению в школе одного первоклассника по предложенной методике, дайте характеристику готовности.
2. Разработайте психологические рекомендации в помощь учителю начальных классов, работающих с гиперактивными детьми.
3. Вместе с учителем начальных классов составьте перечень заданий по развитию эмоционального компонента субъекта учебной деятельности.
Литература
Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения у младших школьников // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989.
Гилъбух З.В., Коробко С.Л., Андрющенко Л.Л. Методика распределения первоклассников по классам различных типов. Киев, 1988.
Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М.,-1994.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. М., 1991.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1996.
Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Л., 1991.
Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.
Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.
Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990.
Психолог в начальной школе / Под ред. Л.Л. Андрющенко. Волгоград, 1995.
Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. М., 1990.
Глава 3
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ
3.1. ПСИХИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯИ ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА
Отрочество, подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности (14—15 лет). В этот самый краткий по астрономическому времени период подросток проходит в своем развитии очень большой путь: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения достигает порога юности.
В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. В современном обществе стремление подростка к статусу взрослого — мечта малодоступная. Поэтому часто в отрочестве подросток обретает не чувство взрослого, а чувство возрастной неполноценности (Мухина B.C., 1977).
По инерции детства большая часть подростков остро реагирует на свои восприятие, речь, память и стараются придать им блеск и глубину. Они переживают радость от приобщения к познанию. Моральные ценности, качество личности также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и так же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.
Отрочество — период, когда подросток заново оценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Подросток проходит через дружбу, общение в группе. Идентифицируясь со сверстниками, он чаще всего становится конформистом. Именно в отрочестве ребенок нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя. Однако, рефлексируя на себя и других, подростки открывают в отрочестве глубины своего несовершенства и уходят в состояние психологического кризиса. Субъективно — это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помогают ему пройти трудную школу идентификации и отстоять свое право быть личностью.
Выделив психические новообразования возраста, психолог может сделать прогноз сопутствующих их становлению трудностей:
1. Развитие самосознания, формирование самооценки — незрелая личность.
2. Интенсивное формирование характера — акцентуации характера.
3. Чувство взрослости — реакции эмансипации.
4. Интимно-личностное общение (ведущая деятельность) — реакции группирования.
5. Потребность в самоутверждении — патологические увлечения и хобби-реакции.
6. Потребность в активности и социально значимой деятельности — реакции компенсации, гиперкомпенсации.
7. Критическое мышление — негативизм и реакции отказа.
8. Любознательность и жажда проверки себя — побеги, бродяжничество, асоциальное поведение.
9. Повышенная эмоциональность — аффективное поведение, острая чувствительность к неудачам, агрессивность.
Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей (А.Г. Лидерс):
— физиологических потребностей, запускающих физическую и сексуальную активность;
— потребности в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе;
— потребности в независимости и эмансипации от семьи;
— потребности в привязанности;
— потребности в успехе, проверке своих возможностей;
— потребности в самореализации и развитии собственного «Я».
Возможны и серьезные затруднения, связанные со спецификой учения подростков:
— неумение выполнять действия по образцу, инструкции;
— затруднения при самостоятельном выполнении учебных действий (анализ, восприятие, классификация, обобщение);
— инертность мыслительной деятельности;
— несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности;
— неосознанность учебной деятельности (целеполагание);
— дисгармония мотивов учения.
Проблемы и трудности любого возраста многообразны, и ни один учебник не вместил бы даже общих рекомендаций по их разрешению. Наше решение определить методические подходы к работе с подростками — лишь попытка наметить ее основные вехи для психолога.
3.2. ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ
Основными задачами психологической работы с подростками с целью их социальной адаптации можно считать предоставление им возможности осознать значимость приобретения ими социально-психологических навыков, расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций и актуализацию процесса социального самоопределения.Средствами решения поставленных задач являются групповая деятельность (социально-психологический тренинг), индивидуально-консультативная работа с подростками, их родителями и педагогами по вопросам межличностных отношений, семейной ситуации, школьной адаптации, учения и профориентации; консультативная работа с родителями и педагогами по активизации их воспитательного потенциала.
Технология психологической работы с подростками в школе
Организационные вопросы
1.Запрос администрации на работу с подростками (формулирование целей и задач работы с точки зрения администрации).
2. Встреча с педагогами, работающими в этих классах (получение информации о детях; .знакомство с возможностями сотрудников ПМС-центра).
3. Встреча с родителями сотрудников ПМС-центра (ознакомление с целями работы, получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу).
4. Встреча психолога Центра с подростками (формирование мотивации на совместную работу, презентация тренинга).
5. Проработка полученной информации.
6. Планирование деятельности специалистов Центра, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач.