Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности

Проблемы управления психическими состояниями во время педагогической деятельности, их саморегуляции во время урока, умение находиться всегда в оптимальном состоянии являются чрезвычайно важными в учительском труде, от которых зависит продуктивность деятельности, профессиональная карьера и здоровье.

Часто очень мучительно, методом проб и ошибок идет процесс приобретения опыта управления своим психическим состоянием у молодых учителей. С годами у них стихийно вырабатываются собственные способы регуляции. Многие педагоги со значительным стажем для регуляции настроения перед уроком, перед работой используют такие методы, как самоприказы, отключения и переключение внимания, когда сознание удерживается в русле, далеком от травмирующей ситуации. Используется также самовнушение.

Приводим некоторые типичные способы саморегуляции и советы опытных педагогов (по группам отрицательных психических состояний):

1. Если у Вас плохое настроение и нет желания работать

- «Держать себя спокойно, не показывать, что на душе, стараться улыбаться»

- «Личное остается дома, школьное в школе»

- «Стараться больше шутить, больше общаться»

- «Плохое оставить дома, школьное в школе»

- «Стараюсь перевести все на второй план, забыть, а на первое место ставлю урок»

- «Если нет настроения или болеешь, при входе в класс об этом забыть, думать только о хорошем»

- «…все внимание на детях, неприятности забываются…»

2. Негативные состояния на уроках. Раздражение

- «Подавляю в себе»

- «Перевожу в шутку и с шутки постепенно включаюсь в работу»

- «Снимаю молчанием, смотрю в окно…»

- «На столе стоит цветок, в состоянии раздражения или эмоционального напряжения начинаю ухаживать за цветком, успокаиваюсь»

- «Изолирую себя от источника раздражения или делаю самовнушение: все хорошо, все спокойно, я совершенно спокойна»

- «Считаю до 100, (чаще хватает до 10)»

- «Стараюсь держаться, меняю тактику»

- «После перемены, в начале урока, молчу, если не успокаиваюсь, делаю физкультминутку»

3.Если возникает злоба

- «Когда возникает злоба, внушаю себе, что надо принимать людей такими, какие они есть»

- «В этих случаях вспоминаю слова – найди причину в себе

- «Пытаюсь вспомнить какой-нибудь смешной случай из детства»

4.При возникновении замешательства

- «Замешательство возникает, когда задают неожиданные вопросы. Если не знаю, что сказать, говорю прямо, что отвечу в следующий раз»

- «Стараюсь взять себя в руки. Если не получается, обращаюсь к друзьям, как быть?»

5. Саморегуляция состояний нервно-психического напряжения

- «…снимаю с помощью бега, длительных заплывов после занятий»

- «Нервы успокаиваю вязанием»

- «Дома вожусь с рыбками»

- Стараюсь больше шутить»

- «Состояние беспокойства – тревоги снимаю тем, что пытаюсь выявить корни, исходя из них, меняю состояние»

- «Отвлекаю себя каким-либо занятием…»

- «Страх снимаю тем, что прорабатываю все минуты урока, слежу за речью, стараюсь правильно выразить свои мысли»

- «Собираюсь, стараюсь все забыть, сосредоточиваюсь на материале и во время уроков все проходит».

6. Усталость, утомление, переутомление. Около 80% учителей отмечают у себя это состояние, особенно после 40-летнего возраста. Вот как регулируют это состояние опытные педагоги:

- «Даю школьникам 2-3 задачи на самостоятельное решение. В это время смотрю

в окно, вспоминаю что-то хорошее, расслабляюсь, успокаиваю себя, потом

поворачиваюсь к классу и стараюсь улыбнуться, и мне сразу становится хорошо»

- «При усталости я просто перестаю разговаривать 2-3 минуты, закрываю глаза и ни о чем стараюсь не думать, и вскоре чувствую себя прекрасно»

- «Когда чувствую вялость, утомление, то шучу – устраиваю «пятиминутку» в виде загадок типа: «Как налить воду в бочку, чтобы больше воды попало?»

- «Делаю паузу, физкультминутку для себя и детей»

- «Умственную усталость снимаю физической работой, а физическую – слушанием музыки».

Таким образом, подобные способы психосаморегуляции должны осваиваться не только эмпирическим путём в период профессиональной деятельности, а еще во время обучения в педагогическом ВУЗе.

Наши рекомендации