Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
Проблемы управления психическими состояниями во время педагогической деятельности, их саморегуляции во время урока, умение находиться всегда в оптимальном состоянии являются чрезвычайно важными в учительском труде, от которых зависит продуктивность деятельности, профессиональная карьера и здоровье.
Часто очень мучительно, методом проб и ошибок идет процесс приобретения опыта управления своим психическим состоянием у молодых учителей. С годами у них стихийно вырабатываются собственные способы регуляции. Многие педагоги со значительным стажем для регуляции настроения перед уроком, перед работой используют такие методы, как самоприказы, отключения и переключение внимания, когда сознание удерживается в русле, далеком от травмирующей ситуации. Используется также самовнушение.
Приводим некоторые типичные способы саморегуляции и советы опытных педагогов (по группам отрицательных психических состояний):
1. Если у Вас плохое настроение и нет желания работать
- «Держать себя спокойно, не показывать, что на душе, стараться улыбаться»
- «Личное остается дома, школьное в школе»
- «Стараться больше шутить, больше общаться»
- «Плохое оставить дома, школьное в школе»
- «Стараюсь перевести все на второй план, забыть, а на первое место ставлю урок»
- «Если нет настроения или болеешь, при входе в класс об этом забыть, думать только о хорошем»
- «…все внимание на детях, неприятности забываются…»
2. Негативные состояния на уроках. Раздражение
- «Подавляю в себе»
- «Перевожу в шутку и с шутки постепенно включаюсь в работу»
- «Снимаю молчанием, смотрю в окно…»
- «На столе стоит цветок, в состоянии раздражения или эмоционального напряжения начинаю ухаживать за цветком, успокаиваюсь»
- «Изолирую себя от источника раздражения или делаю самовнушение: все хорошо, все спокойно, я совершенно спокойна»
- «Считаю до 100, (чаще хватает до 10)»
- «Стараюсь держаться, меняю тактику»
- «После перемены, в начале урока, молчу, если не успокаиваюсь, делаю физкультминутку»
3.Если возникает злоба
- «Когда возникает злоба, внушаю себе, что надо принимать людей такими, какие они есть»
- «В этих случаях вспоминаю слова – найди причину в себе
- «Пытаюсь вспомнить какой-нибудь смешной случай из детства»
4.При возникновении замешательства
- «Замешательство возникает, когда задают неожиданные вопросы. Если не знаю, что сказать, говорю прямо, что отвечу в следующий раз»
- «Стараюсь взять себя в руки. Если не получается, обращаюсь к друзьям, как быть?»
5. Саморегуляция состояний нервно-психического напряжения
- «…снимаю с помощью бега, длительных заплывов после занятий»
- «Нервы успокаиваю вязанием»
- «Дома вожусь с рыбками»
- Стараюсь больше шутить»
- «Состояние беспокойства – тревоги снимаю тем, что пытаюсь выявить корни, исходя из них, меняю состояние»
- «Отвлекаю себя каким-либо занятием…»
- «Страх снимаю тем, что прорабатываю все минуты урока, слежу за речью, стараюсь правильно выразить свои мысли»
- «Собираюсь, стараюсь все забыть, сосредоточиваюсь на материале и во время уроков все проходит».
6. Усталость, утомление, переутомление. Около 80% учителей отмечают у себя это состояние, особенно после 40-летнего возраста. Вот как регулируют это состояние опытные педагоги:
- «Даю школьникам 2-3 задачи на самостоятельное решение. В это время смотрю
в окно, вспоминаю что-то хорошее, расслабляюсь, успокаиваю себя, потом
поворачиваюсь к классу и стараюсь улыбнуться, и мне сразу становится хорошо»
- «При усталости я просто перестаю разговаривать 2-3 минуты, закрываю глаза и ни о чем стараюсь не думать, и вскоре чувствую себя прекрасно»
- «Когда чувствую вялость, утомление, то шучу – устраиваю «пятиминутку» в виде загадок типа: «Как налить воду в бочку, чтобы больше воды попало?»
- «Делаю паузу, физкультминутку для себя и детей»
- «Умственную усталость снимаю физической работой, а физическую – слушанием музыки».
Таким образом, подобные способы психосаморегуляции должны осваиваться не только эмпирическим путём в период профессиональной деятельности, а еще во время обучения в педагогическом ВУЗе.