Донецкий институт последипломного педагогического образования
Донецкий институт последипломного педагогического образования
Отдел естественных дисциплин
Обучающая открытая ученическая олимпиада по географии
Класс
Теоретический тур (каждый вопрос оценивается в 15 б., всего 45 б.)
1. Назовите известные вам приборы, которые используют для проведения метеорологических наблюдений. Дайте характеристику.
Критерии оценивания: за название и характеристику каждого прибора по 3б.
2. Опишите основные критерии, которые характеризуют Землю как планету Солнечной системы. Какие географические следствия имеет форма, размеры и масса Земли?
Критерии оценивания: характеристика критерий – 6б., следствия – 6б., оригинальность – 1б., выводы – 2б.
3. Дайте характеристику оболочкам Земли.
Критерии оценивания: название и характеристика каждой оболочки по 3б., оригинальность – 1б., вывод – 2б.
Блиц тур – краткий ответ (за каждый правильный ответ 5 баллов, всего 25 б.)
1. Можно ли самую высокую гору на Земле утопить в бездне самой глубокой океанической пучины?
2. Когда Земля ближе к Солнцу – зимой или летом? (в северном полушарии).
3. Можно ли совершить кругосветное путешествие по меридиану, двигаясь, все время на север?
4. Пункты А и В находятся в восточном полушарии. Пункт А на 20-м°, а пункт В на 40-м° меридиане. Какой из них расположен западнее.
5. Почему облака не падают на Землю?
Практический тур (каждая задача оценивается в 15 баллов, всего 30 б.)
1. Расположите карты по степени укрупнения их масштаба. Ответ обоснуйте:
1: 10000; 1:100000; 1:1000000; 1:10000000.
2. Определите угол в градусах по данному азимуту, если север вверху:
1) азимут на север;
2) азимут на юг;
3) азимут на восток;
4) азимут на запад.
Донецкий институт последипломного педагогического образования
Отдел естественных дисциплин
Обучающая открытая ученическая олимпиада по географии
Класс
Теоретический тур (каждый вопрос оценивается в 15 б., всего 45 б.)
1. Составьте описание данной схемы, дайте характеристику каждой точки.
Критерии оценивания: название схемы – 2б., описание – 4б., название точек – 4б., характеристика точек – 4б., выводы – 1б.
2. Объясните, почему Антарктида – это единственный материк, у берегов которого не бывает муссонов?
Критерии оценивания: понятие муссоны – 2б., характеристика материка – 4б., объяснение – 6б., оригинальность – 1б., выводы – 2б.
3. Составьте логическую цепочку основных элементов мирового круговорота воды.
Критерии оценивания: понятие «мировой круговорот воды» – 2б., основные элементы мирового круговорота воды – 2б, характеристика – 3б., логическая цепочка – 6б., оригинальность – 1б., выводы – 1б.
Блиц тур – краткий ответ (за каждый правильный ответ 5 баллов, всего 25 б.)
1. В каком городе длиннее день летом – в Мадриде, Москве, Донецке?
2. Какие широты принято называть «высокими», «ревущими», «конскими»?
3. Когда Земля ближе к Солнцу – зимой или летом? (в северном полушарии)
4. В полдень шел проливной дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 60 часов?
5. Какой из городов расположен севернее: город, в котором Полярная звезда видна под углом в 300 над горизонтом, или город, где она видна под углом в 470?
Практический тур (каждая задача оценивается в 15 баллов, всего 30 б.)
1. Расстояние в 200 м мальчик прошел, сделав 145 пар шагов. Сколько сантиметров составляет расстояние на плане местности от станции до колодца, если при реальном прохождении этого расстояния мальчик сделает 80 пар шагов, а масштаб карты 1 : 2000.
2. В точки А 50030’ю.ш.,149030’з.д. 22 марта местное время 20.00. Определите:
- координаты точки-антипода;
- материк или океан, на территории которого находится точка-антипод;
- дату и время точки-антипода.
Решение дополните схематическим рисунком.
Донецкий институт последипломного педагогического образования