Как мы живем в детском саду
Я хожу в детский сад. Я знаю, где он находится, как называется, как зовут моего воспитателя.
В детском саду у меня много друзей. Я знаю их имена и фамилии. Я люблю своих друзей, стараюсь радовать их, а они — меня. Я дружу с мальчиками и девочками. Мне интересно с моими друзьями; мы вместе играем, рассказываем друг другу истории, заботимся о наших животных. У нас есть правила, которые все должны выполнять: не обижать друг друга, уступать, помогать, вежливо разговаривать с детьми и взрослыми. Еще есть правила: «Каждой вещи — свое место», «Поломал — почини», «Насорил — убери» и другие. Мы сами составили для себя эти правила, чтобы каждому хорошо жилось в детском саду. Хорошо, когда у человека много друзей.
28. Сравнительный анализ программ по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Формирование любви к Родине:
- в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира
- в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка
- в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание:
- «Наследие» М.Ю.Новицкой
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
- система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной
- «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
- «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
- «Мир детства» г. Оренбург
- «Росток» г. Челябинск
- «Живой родник» г. Северск
- «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской
- «Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» Н.Г.Комратовой, Л.Ф. Грибовой и др.
Рассмотрим две из них.
Образовательная программа «С чего начинается Родина?»
Программа «С чего начинается родина?» представляет собой сборник, где собраны материалы из опыта работы ДОУ г. Москвы в рамках реализации государственной программы РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ 2001-2005 годы».
Программа имеет практическую направленность и удобен в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и развлечений, представлен практический материал, расположенный в пяти разделах:
- Мой дом - моя семья;
- Знакомим с русской народной культурой;
- Столица нашей Родины – Москва;
- Земля – наш общий дом;
- Защитники отечества.
Каждый раздел решает свои задачи, и представлен упражнениями, рассчитанными на определенный возрастные группы от младшей группы до подготовительной.
Два занятия для младшей группы и 2 занятия для средней группы, а остальные для старших и подготовительных групп.
Задачи раздела «Мой дом – моя семья»:
ü Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
ü Познакомить с понятием «семья».
ü Закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.
ü Воспитывать любовь к родному языку.
ü Знакомство с фольклором.
ü Развивать самопознание ребенка и уважение к себе.
ü Помочь ребенку осознать свои достоинства и недостатки.
ü Рассказать о взаимоотношениях в семье.
ü Воспитание самостоятельности.
ü Развивать способность согласовывать собственные замыслы и действия с планами членов семьи.
ü Воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого.
ü Развивать у детей способность распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его.
ü Развивать у детей эстетическое восприятие.
ü Развитие уважения к старшим.
Задачи раздела «Знакомим с русской народной культурой»:
ü Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
ü Развивать творческие способности.
ü Знакомство детей с историей русского народа: с бытом, обычаями, гостеприимством.
ü Знакомство с устным народным творчеством и некоторыми видами народно-прикладного искусства.
ü Знакомство с поговорками, пословицами.
ü Знакомство с зодчеством, русскими героями, предметами обихода, народными праздниками и традициями, народными костюмами.
Задачи раздела «Столица нашей родины – Москва»:
ü Воспитывать любовь к родному городу.
ü Понятие экологии.
ü Знакомить детей с понятиями «улица», «двор», «перекресток» и т.п.
ü Знакомство с достопримечательностями столицы.
ü История города.
ü Воспитание в детях чувства гордости за свой город, свою страну и своих предков.
Задачи раздела «Земля – наш общий дом»:
ü Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей страны.
ü Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России.
ü Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего;
ü Развивать общие познавательные способности детей – знакомить с традиционными символами на картах, частями света, природными явлениями учить использовать различные технические приемы изобразительной деятельности.
ü На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда, вызывать интерес к коллективному труду.
ü подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека. Закрепление знаний государственных символов страны.
ü Воспитывать любовь к природе и животному миру России, развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу России, расширять представление о животном мире страны.
ü Уточнять и расширять представления об изменениях в природе; устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания.
Задачи раздела «Защитники Отечества»:
ü Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.
ü Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
ü Развитие интеллектуальной компетентности ребенка.
ü Развитие коммуникативной функции речи.