Тема: Принципы музыкального образования
Принципы – исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся. Играют основополагающую роль, отражая внутренние существенные стороны деятельности учителя и учащихся и определяя эффективность обучения в разных формах, при различном его содержании и организации. Традиционно сложившиеся принципы получают обоснование в психолого-педагогических, социологических исследованиях личностных отношений между людьми, условий формирования личности, малых групп и коллектива.
Несмотря на отсутствие единства мнений относительно количества и названий принципов обучения они выражают одно и то же содержание и одни и те же тенденции в понимании закономерностей обучения. Предлагается следующая система принципов:
− воспитывающий характер обученияпредполагает, что в процессе организации содержания и методов учебной работы происходит формирование научного мировоззрения, воспитание моральных качеств личности и волевых черт характера, формирование чувств, развитие способностей (следует иметь в виду, что развитие способностей может на уроке музыки происходить стихийно в случае, если материал затрагивает глубинные чувства ребёнка и оказывает на него сильное влияние);
− научность обучения, или правильное отражение действительности. Однако не всякое правильное отражение действительности есть научное знание. Например, в дошкольном возрасте ребёнка учат правильно познавать окружающий мир, но глубина отражения недостаточна, чтобы считать знания дошкольника научными. Научными они становятся тогда, когда они отражают внутренние существенные связи, закономерности мира. Научные знания могут с различной глубиной отражать действительность, поэтому научное объяснение возможно на любом этапе обучения. Некоторые объяснения могут менее глубоко отражать понятие, но не должны искажать его, не приводить к примитивизму. Существенный признак научности – понимание теоретических положений, усвоение закономерностей, представленных в учебном материале.
− систематичность обучения основывается на существующей закономерности развития мира. Какова система взаимосвязи в действительности, таково её отражение в обучении, т.к. обучение – это познание закономерностей окружающего мира, правильное их понимание. Система объяснений учителя определяется возрастными особенностями, поэтому можно говорить о последовательности обучения от известного – к неизвестному, от менее трудного – к более трудному. Например, объяснение понятия пульсации (метра) в музыке идёт от ощущения пульса (ритма сердечных сокращений, который ребёнок может услышать)в жизни.
− доступность обучения – это доступность возрасту, уровню развития школьников и всего класса. Доступны пониманию те знания, которые связаны с уже имеющимися. Тогда полнее раскроются возможности для умственного развития учащихся. Принцип доступности включает 3 стороны: сообщаемые знания должны быть основаны на имеющихся знаниях и жизненном опыте; изучаемая система знаний должна способствовать переходу на более глубокий уровень общего развития или создать условия для такого перехода; в конкретных условиях должна быть очевидна необходимость данного материала для дальнейшего развития учащихся.
− наглядность (контакт чувственного и рационального) способствует лучшему усвоению знаний, но может нейтрализовать или тормозить усвоение при неправильной организации использования наглядности. К наглядным пособиям относятся натуральные или реальные предметы (инструменты, исполнение); отражение реальных предметов в виде картин, рисунков, схем (графическая и нотная записи); телевидение, диафильмы, слайды видео- и аудио- записи и др. ТСО.
− сознательность и активность обучения выражает психологическую сторону обучения. Главная задача – понять, как усваивает знания ученик, каково его отношение к обучению, какова степень его активности в процессе изучения учебного материала. Желание учиться определяет успех обучения и делает процесс получения знаний творческим. При отрицательном или нейтральном отношении к обучению усвоение затрудняется. У каждого школьника активность определяется его пониманием задач обучения, духовными интересами. Учителю необходимо создать условия для проявления самостоятельности, работоспособности, формирования положительного отношения к учебной деятельности. Например, учитель выделил понятие, проявляя творчество, учащиеся стремятся подобрать основания, доказательства, подтверждения. Это становится средством усвоения теоретического положения.
− прочность (длительность) сохранения в памяти изучаемых знаний. Для сохранения знаний в памяти школьников важна субъективная оценка необходимости получения знаний. «Ненужные», с точки зрения ученика, знания поверхностны. Чтобы сохранить знания необходимо: выделять главное в изучаемом материале; связать новые знания с полученными ранее; включить полученные знания в систему взглядов, убеждений; использовать получаемые знания в практической деятельности.
индивидуализация обучения, или организация индивидуального подхода вследствие изучения особенностей развития (запас знаний, жизненного опыта, характер мыслительных процессов, мотивы поведения), определения программы обучения м воспитания (беседа с учеником, его родителями, совместная работа всего педагогического коллектива, система индивидуальных заданий в процессе коллективной деятельности и т.д.)
− индивидуализация обученияпредполагает изучение особенностей развития обучающихся, их способностей, возможностей, художественных интересов, наличие индивидуальной программы развития и планирование перспективы музыкального развития школьников.
Вопросы и задания
1. Раскрыть содержание принципов музыкального образования.
2. Выявить взаимосвязь принципов в обучении.
Учебная практика
Наблюдение за реализацией принципов музыкального образования на уроках и внеурочных мероприятиях.