Анализ результатов обследования

В первую очередь следует оценить состояние звукового анали­за в целом, а затем указать, какой из компонентов, участвующих в формировании этого умения, нарушен.

Для осуществления первой задачи необходимо исходить не из ошибок и трудностей ребенка, а из того, какие уровни и приемы звукового анализа ему доступны. Это значит, что оценке подлежат степень сформированности действия по выделению последователь­ного порядка звуков в слове и умение самостоятельно определять звуковые элементы последнего (позицию звука в слове, выделение звуковых отношений и т.д.). Здесь важно оценить соотношение правильно и ошибочно выполненных заданий и характер деятель­ности (неавтоматизированная, автоматизированная, высокоавто­матизированная).

Но для осуществления второй задачи необходимо установить и проанализировать именно те трудности, с которыми сталки­вается ребенок в процессе звукового анализа. При этом особен­но важен показатель, характеризующий умение выделять из слова фонемы на основе их звукопроизносительной дифферен­циации.

Этот показатель имеет как качественную сторону (правильность выделения из слова фонемы), так и количественную (число оши­бочных ответов).

Если ребенок, анализируя слово замок, выделяет вместо звука 3 звук С, или в слове булка выделяет II вместо Б, или в слове кош­ка называет третьим звуком С, то подобные ошибки свидетельству­ют о том, что у него не сложились или сложились в недостаточной степени правильные представления о противопоставлении звуков по глухости — звонкости и вообще о тех отношениях, которые характеризуют звуковую систему языка. У такого ребенка наблю­дается недоразвитие фонематического восприятия, выраженное в той или иной степени, затруднения в дифференциации оппозици­онных фонем.

При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок не слы­шит звуков в слове, не различает отношений между его звуковы­ми элементами, следовательно, не может овладеть действием по выделению звуков из состава слова. Слово для него — нечленораз­дельный комплекс, из которого он может выделить лишь акусти­чески сильные элементы.

В менее выраженных случаях фонематического недоразвития у ребенка наличествует умение звукового анализа, но оно несовер­шенно. Он может выделить звуки в простых словах, но будет испытывать значительные затруднения, когда для анализа ему пред­ложат слова более сложной звуко-слоговой структуры: допускает значительное количество ошибок в определении порядка звуков в слове; пропуск отдельных звуков, добавление лишних, перестанов­ка слогов и звуков и обязательно — замена некоторых из них. Например, слово дверь таким ребенком будет проанализировано как т...ве...ръ или в...д...е...л.

Уровень сформированности действия по выделению последова­тельности звуков в слове и умения сознательно и правильно ори­ентироваться в его звуковых элементах зависит не только от сте­пени недоразвития фонематического восприятия, но также и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным, ибо при первичном нарушении фонематического восприятия уро­вень сформированности действия звукового анализа окажется ниже.

Умение свободно и сознательно ориентироваться в звуковом составе слова предполагает определенный уровень развития фоне­матических представлений у ребенка, однако формирование это­го умения может задерживаться и по другим причинам.

Например, если по тем или иным причинам само действие (или оперирование) со звуками речи будет не сформировано, ребенок даже при достаточном уровне фонематического развития не смо­жет правильно определять звуковые элементы слова, последова­тельно выделить звуки из его состава, указать позицию звука в нем и т.д. На вопрос, сколько звуков в слове «бабушка», ребенок мо­жет сказать «три», а на просьбу назвать их выделит, к примеру, ба-у-щ-ка или б-ш-к-а.

Однако в данном случае мы все же не будем наблюдать специ­фических ошибок, характерных для собственно фонематического недоразвития, именно замену звуков, близких по акустическим или артикуляторным признакам.

Несформированность действия звукового анализа слова может быть обусловлена различными причинами, например, педагогичес­кой запущенностью, недостаточной познавательной активностью ребенка, задержкой психического развития и т.п.

Сравнение результатов, полученных на основе использования системы приемов, позволяет выявить и оценить, с одной стороны, общее состояние звукового анализа, а с другой — какой из компо­нентов, участвующих в его формировании, недостаточно сформи­рован и какие факторы обусловили задержку его развития. Это придает результатам обследований диагностическое, прогнозиру­ющее и коррекционное значение.

Зная предпосылки, необходимые для формирования звукового анализа, можно определить ранние признаки, задерживающие его развитие, что позволит своевременно предупредить нарушения письма и чтения у детей.

Обследование письма

Нарушение письма у детей — это особые специфические затруд­нения, которые обусловлены системным недоразвитием определен­ных сторон речевой деятельности ребенка, которое у детей, достиг­ших школьного возраста, при нормальных умственных способно­стях и слухе проявляется прежде всего в недостаточной сформированности представлений о звуковом и морфологическом соста­ве слова.

Дети в этом случае оказываются не подготовленными к звуко­вому анализу и синтезу речи и по этой причине — к переходу на более зрелую стадию языкового развития — овладение грамотой и правописанием. Как подчеркивает Р.Е. Левина, об этом свидетель­ствуют различные специфические нарушения письма, которые могут иметь разную структуру и степень выраженности: от полной несформированности его до лишь единичных ошибок.

В письме всех детей, независимо от степени овладения соответ­ствующим навыком, можно обнаружить ошибки на смешение и замену согласных, но лишь замену согласных можно рассматри­вать как типичное, характерное и устойчивое проявление. Данное положение было подтверждено и массовым обследованием детей (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Э.К. Габашвили, А.С. Винокур, Р. Аязбекова и др.), установившим, что в большин­стве случаев при наличии специфических ошибок — замен соглас­ных букв в письме имеет место отставание в речевом развитии детей, которое либо проявляется в момент обследования, либо констатировалось в недавнем прошлом.

Исходя из вышесказанного, при анализе письма ребенка и тех ошибок, которые в нем обнаруживаются, следует в первую оче­редь определить наличие или отсутствие специфическихошибок на замену согласных. Эти ошибки выделяются в качестве диаг­ностического признака, способствующего выявлению детей, представляющих интерес для логопеда. Опираясь на точные пред­ставления о том, как проявляются нарушения письма, связанные с недостаточной готовностью речевых процессов, логопед может правильно квалифицировать дефект, отграничив его от сходных состояний.

Как известно, недостаточное усвоение навыков письма мо­жет быть детерминировано не только речевыми нарушениями, но и другими факторами, как, например, нерегулярностью школьного обучения (из-за частых болезней, переездов и по другим причинам), педагогической запущенностью, нарушени­ями поведения, двуязычием, сниженными слухом, зрением, интеллектом и т.д.

В то же время объектом логопедического воздействия являет­ся не всякое нарушение письма, а лишь такое, которое обуслов­лено нарушениями в развитии речи. Задача логопеда и заключа­ется в том, чтобы в процессе обследования уловить те специфи­ческие речевые затруднения, которые проявляются в дефектах письма.

Наши рекомендации