Покончить с недооценкой дактильной и жестовой речи. Значение исследований Л.С. Выготского и решений Всероссийского совещания сурдопедагогов 1938 г
Коренные преобразования в области народного образования в стране, включение учебных заведений для глухих в общегосударственную систему просвещения, решение задач воспитания учащихся с недостатками слуха активными и равноправными членами общества потребовали создания нового типа специальной школы. В процессе теоретико-экспериментальной работы многих специалистов, обобщения опыта лучших педагогических коллективов постепенно формируется концепция советской сурдопедагогики. Была выявлена неприемлемость «чистого устного метода», по которому работало большинство школ страны в первое послереволюционное десятилетие.
Большой вклад в теоретическое обоснование необходимости пересмотра содержания, методов и речевых средств обучения и воспитания глухих внес Л.С. Выготский (рис. 48), который, приступив к работе в дефектологии в середине 20-х гг., сразу выступает решительным противником «чистого устного метода». Он выявляет главный недостаток: у ученика вырабатывают не язык, а артикуляцию. Поэтому устная речь глухих «почти не служит их развитию и формированию, не является орудием накопления социального опыта и участия в социальной жизни»[23].
Рис. 48.Л.С. Выготский
Искания Л.С. Выготского направлены на создание системы обучения глухих, которая призвана обеспечить разностороннее развитие детей, их общественное воспитание. Теоретические исследования, анализ практики отечественных и зарубежных школ, а также собственные экспериментальные материалы привели ученого к принципиально новому методологическому подходу к проблеме, основанному на разработанной им культурно-исторической теории. Подчеркивая преимущественное значение социальной сущности в феномене глухоты человека, а также важную роль речи и общения в развитии высших психических функций ребенка, Выготский наряду со словесной включает жестовую речь в систему речевой деятельности глухих детей. Л.С. Выготский приходит к выводу, что:
1) жестовый язык глухих — сложная и своеобразная лингвистическая система. Это очень богато развитый язык, на котором вполне можно выражать различные абстрактные понятия, в том числе ряд положений, мыслей и сведений общественно-политического характера[24];
2) жестовая речь «есть подлинная речь во всем богатстве ее функционального значения»[25], т. е. не только средство межличностного общения глухих, но и средство «внутреннего мышления» самого ребенка;
3) словесно-жестовое двуязычие глухих — объективно существующая реальность; ситуация такого билингвизма плодотворна, и ее следует использовать «для восхождения глухого ребенка к овладению речью»[26], для его общего и лингвистического развития;
4) необходимо переоценить традиционное отношение к жестовой речи, «использовать все возможности речевой деятельности глухонемого ребенка, не относясь пренебрежительно к мимике и не третируя ее как врага», поставить теоретически и практически вопрос о сотрудничестве и структурном комплексировании словесной и жестовой речи «на различных ступенях обучения»[27].
Дорогой читатель, автор просит прощения — уж очень много оказалось цитат. Но, согласись, просто невозможно не процитировать высказывания замечательного отечественного ученого. Ведь в них заключены идеи, которые не только во многом определили пути развития отечественной сурдопедагогики в следующие годы, но и сегодня не менее важны и плодотворны. По сути дела, Л. С. Выготский предложил свою трактовку всей проблемы жестового языка: определил сущность его лингвистической структуры, оценил роль жестовой речи в коммуникативной и познавательной деятельности глухих, выявил ее место в системе средств педагогического процесса.
Теоретические положения Л.С. Выготского, а также результаты исследований P.M. Боскис,Н.Г. Морозовой и других специалистов легли в основу решений Всероссийского совещания сурдопедагогов 1938 г. Это совещание явилось итогом многолетних исканий специалистов нашей страны. Оно положило конец фактическому господству «чистого устного метода» и послужило базой для перестройки всего педагогического процесса. Исходя из целей и задач воспитания учащихся с недостатками слуха, совещание сформулировало главный дидактический принцип: всестороннее развитие личности ребенка, обучение основам наук на основе формирования словесной речи и словесно-логического мышления. Для реализации требований этого принципа предлагалось использовать систему речевых средств, включающую основные средства — устную и письменную формы словесной речи и вспомогательные — дактильную (с III класса) и жестовую речь.
Таким образом, начиная с 1938 г. в отечественной сурдопедагогике дактильная и жестовая речь рассматриваются как вспомогательные средства обучения и воспитания глухих детей. Но что это означает — вспомогательное средство? Нужны были дальнейшие исследования. Но случилось иначе. Идеи Л.С. Выготского во всей их совокупности на протяжении последующих лет оказались невостребованы сурдопедагогикой. На само его имя было наложено «табу», его произведения не переиздавались, и многие важные мысли ученого были неизвестны новому поколению исследователей. Публикация в 1950 г. печально знаменитой работы И.В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» еще более усугубила положение. «Корифей» лингвистики и психологии утверждал, что глухие— «аномальные» и «безъязычные» люди, а их ручной язык — «даже не суррогат языка». Вполне понятно, что немедленно произошла ревизия решений совещания 1938 г. (официально до сих пор не отмененных), жестовая речь начала изгоняться из школ. Многие годы педагогических исследований проблемы просто не проводилось. Следует признать, что отголоски публикации «Марксизм и вопросы языкознания» слышны в российской сурдопедагогике и сегодня. О дактильной и жестовой речи за прошедшие со времен совещания 1938 г. десятилетия высказывались различные точки зрения. Различные мнения существуют и в наши дни. Тебе необходимо познакомиться с ними, дорогой читатель, для выработки собственной позиции.