Диагностика в процессе занятий физическими упражнениями.
Слово диагностика (от греческого diagnosis – распознание) употребляется в двух значениях:
- как часть клинической медицины
- как процесс распознавания, оценки индивидуальных, биологических и социальных особенностей человека, анализ и истолкование полученных данных о здоровье и заболевании
Для нас важно второе значение. Основными видами диагностики являются:
- врачебный контроль
- диспансеризация
- врачебно-педагогический контроль
- самоконтроль
Врачебный контроль – комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности, занимающихся физической культурой и спортом с целью оценки воздействия на организм физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля – обследование. Медицинское обследование студенты проходят один раз в год, спортсмены – два раза. Его целью является определение состояния здоровья студента и распределение его по медицинским группам. Часть студентов, после обследования, направляется на лечебную физическую культуру, часть освобождается полностью от практических занятий.
Углубленной формой врачебного обследования является диспансеризация. Проводится 1-2 раза в год. Она направлена на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния.
Врачебно-педагогический контроль – исследования, проводимые совместно с врачом, преподавателем (тренером) с целью предупреждения переутомления и развития патологических изменений, приводящих к заболеваниям.
Врачебно-педагогический контроль проводится в форме текущих обследований в определенное время и по определенным показателям и тестам. Врачебно-педагогический контроль предусматривает: санитарно-гигиенический контроль за местом проведения занятий, наблюдений за студентами, во время занятий – предупреждение травматизма.
3. Самоконтроль. Цели, задачи. Методы исследования.
Оценка состояния здоровья, динамики положительных, отрицательных изменений не будет объективной, если не будет дополнена данными самоконтроля.
Самоконтроль – регулярные наблюдения с помощью простых, общедоступных методов за состоянием своего здоровья, физическим развитием, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями (физической культурой и спортом). Самоконтроль существенно дополняет данные врачебного и педагогического контроля, способствуя правильному выбору формы занятий, подбору оптимальной для каждого занимающегося нагрузки. Целью самоконтроля является предупреждение и своевременное выявление неблагоприятных воздействий физических упражнений на организм занимающегося. Задачами самоконтроля являются:
1. Повышение общей и санитарной культуры (выполнение основных правил гигиены и здорового образа жизни).
2. Сознательное отношение к занятиям ФК, правильная их организация.
3. Знакомство с доступными методами самоконтроля.
4. Приобретение жизненно необходимых знаний и навыков оценки состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности.
5. Определение состояния здоровья собственного организма, уровня его физического развития, физической подготовленности.
Самоконтроль состоит из простых и общедоступных приемов наблюдения и учета объективных и субъективных показателей:
1. Состояния своего организма (самочувствие, сон, аппетит).
2. Физического развития, в т.ч. функционального.
3. Физической подготовленности на основе оценки результатов тестов, предусмотренных Программой по ФК в ВУЗах.
Методы самоконтроля должны быть понятными, простыми, доступными и не требовать специальной аппаратуры. Их принято делить на субъективные: оценка самочувствия, сна, аппетита и др., и объективные: ЧСС, частота дыхания, длина и масса тела, объем груди, результаты функциональных проб, тестов и др.
Субъективные показатели самоконтроля.
Самочувствие – субъективное ощущение своего здоровья.
Самочувствие оценивается как:
- хорошее
- удовлетворительное
- плохое
Здоровый человек чувствует себя хорошо, не испытывает никаких неприятных и болезненных ощущений. Он бодр, спокоен, активен, жизнерадостен, учится с охотой, с желанием занимается физическими упражнениями. Усталость после нагрузки проходит через 2-4 часа. Если же усталость долго держится и сопровождается вялостью, апатией, или наоборот, раздражительностью, слабостью, сопровождается головными болями, головокружением, болями в сердце, в правом подреберье, в суставах и пр. – это может быть признаками переутомления, перенапряжения или заболевания. Однако следует учесть, что ухудшение самочувствия может быть связано и с другими причинами. Иногда после первых занятий или при нагрузке неподготовленных мышечных групп, могут появиться боли в мышцах. Следует знать, что в этом нет ничего страшного, занятия не следует прекращать, рекомендуется лишь снизить нагрузку. Ускоряют восстановление тепловые процедуры.
Сон – субъективный показатель здоровья. Сон оценивается:
- по продолжительности
- по глубине
- по нарушениям
Сон должен быть спокойным, достаточным (не менее 8час.) Лучшее время для сна с22-23час. до 7-8час. утра.
Малейшие отклонения в состоянии здоровья, не проявляемые симптомами, сразу же сказываются на сне. Хорошим считается сон, наступающий быстро, достаточно крепкий, протекающий без сновидений и дающий утром чувство бодрости. Плохим считается сон, характеризующийся длительным периодом засыпания или ранним пробуждением, пробуждением среди ночи. Такой сон не дает ощущения отдыха, бодрости.
Аппетит характеризуется как:
- хороший
- повышенный
- пониженный
- отсутствующий
Улучшение аппетита указывает на усиление процессов обмена веществ, особенно важно состояние аппетита утром. Отсутствие аппетита в утренние часы в течение 2 час после пробуждения свидетельствует часто о нарушениях, предболезненном состоянии организма.
Наблюдения следует проводить регулярно, в одно и то же время, лучше утром после пробуждения, через 3-4 часа после занятия, утром следующего дня. Это позволит оценить влияние нагрузки и быстроту восстановления систем организма, а так же сравнить свои показатели со средними, рекомендуемыми, оценивать их в динамике.
Очень важно в процессе самоконтроля следить за динамикой своего физического развития.
Физическое развитие – процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни. Наиболее распространенными и доступными методами исследования физического развития являются:
- соматоскопия – осмотр тела (somatos – тело, skopeo - смотрю)
- антропометрия – измерения (anthropos –человек, metreo - измерять)
Уровень физического развития определяется методами антропометрических стандартов, корреляции, индексов на основе антропометритрических измерений.
Соматоскопические с методы оценки физического развития
1. Тип телосложения(по М.В.Черноруцкому).
- астенический – преобладание «длиннотных» размеров тела над «широтными»
- гиперстенический – преобладание «широтных» размеров над «длиннотными»
- нормостенический – пропорциональность «длиннотных» и» «широтных» размеров тела.
2.Осанка.
- правильная
- неправильная
Правильная осанка определяется воображаемой вертикальной линией, которая проходит через вершину черепа и пересекает линии, соединяющие ушные раковины и суставы плеч, бедер, коленей, лодыжек. Подбородок должен находиться под прямым углом к туловищу, плечи отведены назад, грудная клетка приподнята. Живот подтянут.
Для определения своей осанки необходимо встать без одежды у зеркала и критически осмотреть себя со всех сторон, используя дополнительно ручное зеркало. Определить:
- положение головы по отношению к вертикали (вытягивание головы вперед, наклоны в стороны);
- плечевой пояс – опущение или приподнятость одного из плеч, плотное прилегание лопаток или отставание их от ребер;
- живот – нормальный, втянутый или отвислый;
- искривления (сколиозы)
3. Формарук
- прямая – при поднятии рук вверх оси плеча и предплечья совпадают
- х-образная – оси образуют угол
4.Форма ног.
- прямая – оси бедра и голени совпадают
- х-образная – между осями угол открытый наружу
- о-образная – угол открыт внутрь
5. Форма стопы.
- нормальная – «перешеек» отчетливый
- уплощенная - «перешеек» умеренно выражен
- плоская - «перешейка нет»
6..Развитие мускулатуры.
Оценивается по выраженности рельефа.
- хорошее
- среднее
- слабое;
- равномерное
- неравномерное
Объективные показатели самоконтроля – это те показатели физического развития, функционального состояния, физической подготовленности, которые можно измерить и выразить количественно.
Антропометрические методы исследования физического развития
С помощью антропометрии получают объективные данные о параметрах человеческого тела таких, как рост(длина), масса(вес), окружность грудной клетки ЖЕЛ и др.
Для получения данных, пригодных для последующей оценки, необходимо:
1. Производить измерения в соответствии с общепринятой методикой.
2. 2.Измерения производить утром, желательно натощак, в одни и те же часы.
3. 3.Оценку физ. развития производить по рекомендуемым стандартам и дополнять результатами соматоскопии.
Длина тела (рост). Измеряется ростомером с точностью до 0,5см в положении «смирно», с касанием стойки тремя точками: лопатками ягодицами, пятками. Наибольшая длина наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 сантиметра, а после занятий с отягощением – на 3 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.
Масса тела (вес) Измеряется стоя на весах в центре платформы с точностью до 0,5кг в процессе занятий физическими упражнениями. Контроль за ростом и массой должен производиться ежемесячно в одно и то же время, лучше утром, натощак, в одной и той же одежде.
Окружность груди. Измеряется сантиметровой лентой: сзади – под углами лопаток, спереди – у мужчин - по нижнему краю сосковых кружков, у женщин - на уровне среднегрудинной точки (граница между средней и нижней третями грудины).
Данные, полученные при соматоскопии и антропометрии, дают возможность оценить уровень физического развития и особенности телосложения. Оценка может быть дана путем сравнения полученных данных с должной величиной:
- методом индексов или показателей;
- методом стандартов и антропометрических профилей.
Индексы для определения физического развития(таблица № 1)
№ п/п | индекс | Формула | Средние показатели | Собственные показатели | оценка |
1. | Весоростовой Кетле | М( г) : Д(см) | М=380-410гр/см Ж=360-400гр/см | 55000:170=324 | Ниже средн. |
2. | Пинье - Общего физ. развития (крепости телосложения) | Д(см)-(М(кг)+О(см) | <10-телосложен. крепкое; 10-20-хор.; 21-25-средн.; 26-35-слаб.; >36 очень слабое | 170-(55+90)= 170-145=25 | Хор. |
3. | |||||
4. | Массы тела | М( кг):Д(м) вкв. | 19-25кг/м вкв | 55:(1,7*1,7)=55:2,89=19 | Средн. |
Эрисмана-развитие грудной клетки | О(см) – 0,5Д(см) | М=5-8см Ж=3-8см | 90-85=5.0 90-85=5,0 | Средн. Выш. Средн. | |
6. | Формула зависимости роста от роста родителей | Юн. – (рост отца и рост матери * на 1,08) : 2. Дев. – (рост отца * на 0,93 + рост мат.) :2 | ((185+170)*1,08):2=191 (185*0,93+170):2= |
М - масса (вес) Д - длина (рост) О - окружность груди
Оценка физического развития
Данные соматоскопии (таблица № 2)
1. Тип телосложения - __________________________________________
2.Осанка (общая оценка)________________________________________
Недостатки_________________________________________________
3. Форма рук___________________Ног_____________________Стоп_________________
4.Развитие мускулатуры_________________________________________
Данные антропометрии.
Антропометрический профиль (по Д.Ф.Дешину) ( таблица № 3)
Признак | Свои данные | Очень низкие | низкие | Ниже среднего | Средние данные | Выше среднего | Высокие | Очень высокие |
Рост стоя | 171,7 | |||||||
Масса тела | 65,2 | |||||||
Грудная клетка - вдох | ||||||||
Грудная клетка - выдох | 90,2 | |||||||
Экскурсия грудной клетки | ||||||||
ЖЕЛ | ||||||||
Диаметр плеча | 39.2 | |||||||
Диаметр таза | 27,4 | |||||||
Сила кисти правой руки | 55.4 | |||||||
Сила кисти левой руки | 46.2 |
Определение и оценка функционального состояния ССС.
Особое значение при исследовании ССС следует придавать правильной оценке пульса. Пульсом (pulsus – толчок) называется толчкообразные смещения стенок артерий при заполнении их кровью, выбрасываемой при систоле левого желудочка. Пульс определяется с помощью пальпации на одной из периферических артерий. Обычно пульс подсчитывается на лучевой артерии по 10-секундным отрезкам времени 6 раз. Во время нагрузки определить и точно подсчитать пульс на лучевой артерии не всегда возможно, поэтому пульс рекомендуется подсчитывать на сонной артерии или на области проекции сердца. У взрослого здорового человека ЧСС в покое – 60 – 90ударов в минуту. Повышение ЧСС более 90 ударов в минуту называется тахикардией, менее 60 ударов – брадикардией. Ритмичным считается пульс в том случае, если количество ударов за 10-сек. Промежутки не отличается более чем на 1 удар(10,11,10,10,11,10), аритмичным – при значительных колебаниях(9,11,13,11,8,10). Пульс рекомендуется подсчитывать регулярно в одно и то же время суток в состоянии покоя, лучше всего утром, после пробуждения. Наблюдать пульс следует также до тренировки(3-5 мин.) и сразу после нее.
Достаточно информативным показателем состояния ССС является динамика ЧСС при выполнении ортостатической пробы. Ее лучше проводить утром, после пробуждения. Последовательность:
1. измерение ЧСС (пульс) за 15сек. с пересчетом за 1 мин. в положении лежа (Р1)
2. переход в положение стоя
3. измерение ЧСС через 1 мин. (Р2)
4. проведение анализа: Р1-Р2
<6 – отличная реакция
6 – 10 – хорошая
10 - 14 – удовлетворительная
15 – 20 - плохая
>20 – реакция неудовлетворительная
Учащение пульса больше, чем на 20 ударов указывает на снижение функции ССС.
Функциональное состояние ССС и степень тренированности можно определить самостоятельно с помощью проб с дозированной физической нагрузкой.
Одномоментная проба с приседаниями.
Последовательность:
1. отдых в течение 3 мин.;
2. измерение пульса за 15 сек. с пересчетом на 1 мин. (исходный пульс);
3. выполнение пробы: 20 глубоких приседаний в течение 30сек. Приседы выполняются, сохраняя вертикальное положение туловища, колени отводятся в стороны, руки – вперед, дыхание не задерживать;
4. измерение пульса в первые 15 сек. с последующим перерасчетом за 1 мин., а так же в конце 2,3,4,5-й мин.
5. определение времени восстановления пульса;
6. сравнительный анализ в процентах к исходному уровню ЧСС. Сравнивается изменение ЧСС после нагрузки – приседаний, а также время восстановления пульса. Увеличение ЧСС
на 20% - отличная реакция, время восстановления менее 3мин.
21-40% - хорошая реакция, время восстановления – 3-4 мин.
41-65% - удовлетворительная
66-75% - плохая
Так, например, если ЧСС была 60 уд./мин., а после нагрузки 70 уд./мин., при проведении расчетов
70-60=10 уд.
60 уд. – 100%; 10уд. – Х%; 60:100=10:Х; Х=17%, т.е. реакция на нагрузку отличная.
Проба с 3-х мин. бегом
Последовательность:
1. измерение исходного пульса;
2. выполнение пробы: бег на месте с высоким подниманием бедра в темпе 180шагов в минуту в течении 3-х мин., дыхание свободное, руки не напрягаются, двигаются в темпе движения ног;
3. Измерение в первые 15сек. с перерасчетом за 1мин., а так же в конце 2,3,4,5-й мин.
4. определение времени восстановления пульса;
5. сравнительный анализ. Увеличение ЧСС
< 70-% - отличная реакция
71-80% - хорошая
81-90% - удовлетворительная, время восстановления 4-6 мин.
90-100% - неудовлетворительная
Проба Руфье.
Последовательность:
1. отдых в течение 5минут лежа или сидя;
2. измерить пульс за 15секунд (Р1);
3. выполнение пробы: 30 приседаний за 45 секунд;
4. измерение ЧСС первых (Р2) и последних (Р3) 15секунд первой минуты восстановления
5. сравнительный анализ работоспособности по индексу Руфье (ИР)
ИР = (Р1+Р2+Р3-200):10
При индексе от 0 - 2.9 - реакция хорошая
От 3 -6 - средняя
От 6 -8 - удовлетворительная
>8 - неудовлетворительная
Определение и оценка функционального состояния дыхательной системы.
У взрослого человека в покое число дыхательных движений в минуту колеблется от 14-18циклов, у спортсменов – 8-14.
Частота дыхания измеряется следующим образом:
1. Подготовка. Ладонь кладется так, чтобы она захватила нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота.
2. Включение секундомера.
3. Подсчет количества циклов за 1 мин. Один цикл – интервал между полным вдохом и выдохом.
4. Сравнительная оценка.
Определить состояние дыхательной системы, ее функциональной готовности можно по пробе на задержке дыхания:
- на вдохе (проба Штанге)
- на выдохе (проба Генчи)
Последовательность проведения пробы:
1. после 5 мин. отдыха сидя делается 3 глубоких вдоха и выдоха
2. делается полный вдох
3. задерживается дыхание и фиксируется время задержки
4. проводится анализ. Задержка дыхания:
более 80 сек. – хорошее состояние; 65-70 – среднее состояние, менее 65 сек. – слабое состояние дыхательной системы.
Та же последовательность производится при проведении пробы Генчи(на выдохе):
хорошее состояние дыхательной системы – 45 и более сек.; среднее – 35-40 сек.; слабое – менее 20 сек.
Основные требования к проведению проб: 1. Пробы должны проводиться в одно и то же время за 1,5час. до еды или после, желательно утром.
2. Следить за дыханием, не задерживать его.
3. Колебания пульсовых волн определять на сонных артериях
Дневник самоконтроля.
Регулярные наблюдения за состоянием своего организма, физического и функционального развития, позволяют дать им объективную оценку: оценить состояние своего здоровья, определить функциональные возможности своего организма, а, следовательно, внести необходимые изменения в собственный стиль и образ жизни.
Все данные должны обязательно фиксироваться в специальном дневнике для дальнейшего анализа через определенные промежутки времени:
- в начале и конце месяца
- в конце семестра
- в конце учебного года
Самонаблюдения проводятся ежедневно, желательно в утренние часы, после пробуждения. К объективным параметрам относят те, которые можно оценить и выразить количественно: антропометрические данные, показатели физического и функционального развития, физической подготовленности. К субъективным - самочувствие, сон, аппетит и др., зависящие от самого субъекта.
Примерная форма ведения дневника.
Объективные и субъективные показатели | Дата наблюдения | ||
Понедельник 1 сентября | Вторник 2 сентября | Среда 3 сентября | |
Состояние организма 1. самочувствие 2. сон 3. аппетит 4. болевые ощущения
|
Лекция №3 -4.
Тема: Методика контроля уровня развития и воспитания физических качеств.
План: 1. Физическое совершенство, физическая подготовленность, физическая подготовка, физические качества. Обусловленность понятий.
2. Методика контроля уровня развития:
- силы,
- выносливости,
- быстроты,
- гибкости,
- ловкости.
3. Методика воспитания физических качеств.
«Физическое совершенство – не дар природы, а следствие целенаправленного формирования его».
Н.Г.Чернышевский.
Владея и активно используя в своей жизни физические упражнения, человек стремиться к физическому совершенству. Физическое совершенство – такая степень физических возможностей личности, ее пластической свободы, которая позволяет ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы для участия в необходимых обществу и желательных для самой личности видах социально-трудовой деятельности. Одним из показателей физического совершенства является оптимальный уровень физической подготовленности.
Физическая подготовленность – конечный результат физической подготовки (общей, специальной), уровень развития физических качеств, необходимый для освоения и выполнения целевых видов деятельности. Иметь оптимальный уровень физической подготовленности, значит реализовать для себя следующие задачи:
· достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
· приобрести общую выносливость;
· повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
· увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц
· улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения.
А как отмечает профессор В.М.Зациорский, наиболее важные группы мышц, определяющие нормальную жизнедеятельность человека, независимо от спортивной специализации, должны иметь хорошее развитие. Это следующие группы мышц: разгибатели позвоночного столба, сгибатели ног, разгибатели рук, большая грудная мышца. Но предварительно необходимо укрепить мышцы брюшного пресса и поясничной области.
Именно с ориентацией на это, а так же на достижение минимально необходимого уровня физической подготовленности и развития физических качеств в учебную программу для ВУЗов по дисциплине «Физическая культура» были введены научно разработанные тесты по физической подготовленности студентов в баллах. Эти тесты проводятся в 1-ом семестре как контрольные и в конце 2-го, 4-го, 6-го семестров как зачетные.