Опросник «Стиль мышления».

Инструкция.Этот опросник предназначен для того, чтобы помочь Вам определить предпочитаемый Вами способ мышления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения. Среди предлагаемых Вам на выбор ответов нет правильных или неправильных. Максимум полезной информации Вы получите в том случае, если будете как можно точнее сообщать об особенностях Вашего реального мышления, а не о том, как, по-вашему, следовало бы мыслить.

Каждый пункт данного опросника состоит из утверждения, за которым следуют пять его возможных окончаний. Ваша задача – указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к Вам. На бланке опросника в квадратиках справа от каждого окончания проставьте номера: 5, 4, 3, 2 или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к Вам – от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован ТОЛЬКО ОДИН РАЗ в группе из пяти окончаний. Даже если два окончания (или более) кажутся одинаково применимыми к Вам, все-таки постарайтесь их упорядочить. Каждое из пяти окончаний в группе должно получить свой номер: 5, 4, 3,2, 1.

Пожалуйста, заполните для тренировки этот образец:

КОГДА Я ЧИТАЮ КНИГУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, Я ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ НА:

1. качество изложения, стиль....................................................… □

2. основные идеи книги..............................................................… □

3. композицию и оформление книги......................................…. □

4. логику и аргументацию автора............................................… □

5. выводы, которые можно сделать из этой книги...............…. □

Если Вы уверены, что поняли приведенную выше инструкцию, продолжайте работать дальше.

А. КОГДА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ИМЕЕТ МЕСТО КОНФЛИКТ НА ПОЧВЕ ИДЕЙ, Я ОТДАЮ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ТОЙ СТОРОНЕ, КОТОРАЯ:

1. устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить его открыто................................….. □

2. лучше всех затрагивает ценности и идеалы .………………………………………………………. □

3. лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт.....................……............................................... □

4. подходит к ситуации наиболее логично и последовательно.........................…………................... □

5. излагает аргументы наиболее кратко и убедительно......................…………................................. □

Б. КОГДА Я НАЧИНАЮ РАБОТАТЬ НАД ПРОЕКТОМ В СОСТАВЕ ГРУППЫ, САМОЕ ВАЖНОЕ ДЛЯ МЕНЯ:

1. понять цели и значение этого проекта...........……………………………………………………. □

2. раскрыть цели и ценности участников рабочей группы............................................................... □

3. определить, как мы собираемся разрабатывать данный проект.............................................…. □

4. понять, какую выгоду этот проект может принести для нашей группы .............................….. □

5. чтобы работа над проектом была организована и сдвинулась с места.................................….. □

В. ВООБЩЕ ГОВОРЯ, Я УСВАИВАЮ НОВЫЕ ИДЕИ ЛУЧШЕ ВСЕГО, КОГДА МОГУ:

1. связать их с текущими или будущими занятиями ......................................................................... □

2. применить их к конкретным ситуациям........…………………………………………………….. □

3. сосредоточиться на них и тщательно их проанализировать......................................................... □

4. понять, насколько они сходны с привычными идеями.................................................................. □

5. противопоставить их другим идеям................……………………………………………………. □

Г. ДЛЯ МЕНЯ ГРАФИКИ, СХЕМЫ, ЧЕРТЕЖИ В КНИГАХ ИЛИ СТАТЬЯХ ОБЫЧНО:

1. полезнее текста, если они точны....................……………………………………………………. □

2. полезны, если они ясно показывают важные факты..................................................................... □

3. полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом........................................................... □

4. полезны, если они поднимают вопросы по тексту....................................................................... □

5. не более и не менее полезны, чем другие материалы ................................................................... □

Д. ЕСЛИ БЫ МНЕ ПРЕДЛОЖИЛИ ПРОВЕСТИ КАКОЕ-ТО ИССЛЕДОВАНИЕ, Я, ВЕРОЯТНО, НАЧАЛ БЫ С:

1. попытки определить его место в более широком контексте.......................................................….. □

2. определения того, смогу ли я выполнить его в одиночку или мне потребуется помощь.....….… □

3. размышлений и предложений о возможных результатах............................................................….. □

4. решения о том, следует ли вообще проводить это исследование................................................…. □

5. попытки сформулировать проблему как можно полнее и точнее..............................................….. □

Е. ЕСЛИ БЫ МНЕ ПРИШЛОСЬ СОБИРАТЬ ОТ ЧЛЕНОВ КАКОЙ-ТО ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИЮ, КАСАЮЩУЮСЯ ЕЕ НАСУЩНЫХ ПРОБЛЕМ, Я ПРЕДПОЧЕЛ БЫ:

1. встретиться с ними индивидуально и задать каждому свои конкретные вопросы..............……... □

2. провести общее собрание и попросить их высказать свое мнение.......................................…...…. □

3. опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы.....................................................….. □

4. встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды.........................……. □

5. попросить членов организации предоставить мне (желательно в письменной форме) всю относящуюся к делу информацию, которой они располагают...................................................………….. □

Ж. ВЕРОЯТНО, Я БУДУ СЧИТАТЬ ЧТО-ТО ПРАВИЛЬНЫМ, ИСТИННЫМ, ЕСЛИ ЭТО «ЧТО-ТО»:

1. выстояло против оппозиции, выдержало сопротивление противоположных подходов ……….. □

2. согласуется с другими вещами, которым я верю.........................................................................… □

3. было подтверждено на практике.....................…………………………………………………….. □

4. поддается логическому и научному доказательству ..................................................................… □

5. можно проверить лично на доступных наблюдению фактах......................................................... □

З. КОГДА Я НА ДОСУГЕ ЧИТАЮ ЖУРНАЛЬНУЮ СТАТЬЮ, ОНА БУДЕТ СКОРЕЕ ВСЕГО:

1. о том, как кому-то удалось разрешить личную или социальную проблему........................…… □

2. посвящена дискуссионному политическому или социальному вопросу.................................... □

3. сообщением о научном или историческом исследовании ............................................................ □

4. об интересном, забавном человеке или событии............................................................................ □

5. точным, без доли вымысла, сообщением о чьем-то интересном жизненном опыте......………. □

И. КОГДА Я ЧИТАЮ ОТЧЕТ О РАБОТЕ, Я ОБРАЩАЮ БОЛЬШЕ ВСЕГО ВНИМАНИЯ НА:

1. близость выводов к моему личному опыту...…………………………………………………….. □

2. возможность выполнения данных рекомендаций .......................................................................... □

3. надежность и обоснованность результатов фактическими данными.....................................….. □

4. понимание автором целей и задач работы....…………………………………………………….. □

5. интерпретацию данных.....................................……………………………………………………. □

К. КОГДА ПЕРЕДО МНОЙ ПОСТАВЛЕНА ЗАДАЧА, ПЕРВОЕ, ЧТО Я ХОЧУ УЗНАТЬ, – ЭТО:

1. каков наилучший метод для решения данной задачи........................................................................ □

2. кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена....................................................................….. □

3. почему эту задачу стоит решать.......................……………………………………………………… □

4. какое влияние ее решение может иметь на другие задачи, которые приходится решать ………. □

5. какова прямая, немедленная выгода от решения данной задачи.........................................………. □

Л. ОБЫЧНО Я УЗНАЮ МАКСИМУМ О ТОМ, КАК СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ, БЛАГОДАРЯ ТОМУ, ЧТО:

1. уясняю для себя, как это связано с чем-то другим, что мне хорошо знакомо....................……… □

2. принимаюсь за дело как можно раньше........………………………………………………………. □

3. выслушиваю различные точки зрения по поводу того, как это сделать..................................…… □

4. есть кто-то, кто показывает мне, как это сделать ..........................................................................… □

5. тщательно анализирую, как это сделать наилучшим образом...........................................……….. □

М. ЕСЛИ БЫ МНЕ ПРИШЛОСЬ ПРОХОДИТЬ ИСПЫТАНИЕ ИЛИ СДАВАТЬ ЭКЗАМЕН, Я ПРЕДПОЧЕЛ БЫ:

1. набор объективных, проблемно-ориентированных вопросов по предмету.........................……... □

2. дискуссию с теми, кто также проходит испытание.................................................................…….. □

3. устное изложение и показ того, что я знаю ……………………………………………………….. □

4. сообщение в свободной форме о том, как я применил то, чему научился............................……. □

5. письменный отчет, охватывающий историю вопроса, теорию и метод..................................…... □

Н. ЛЮДИ, ЧЬИ ОСОБЫЕ КАЧЕСТВА Я УВАЖАЮ БОЛЬШЕ ВСЕГО, ЭТО, ВЕРОЯТНО:

1. выдающиеся философы и ученые................………………………………………………………... □

2. писатели и учителя.............................................…………………………………………………….. □

3. лидеры деловых и политических кругов.......………………………………………………………. □

4. экономисты и инженеры.............................………………………………………………………..... □

5. фермеры и журналисты............................………………………………………………………........ □

О. ВООБЩЕ ГОВОРЯ, Я НАХОЖУ ТЕОРИЮ ПОЛЕЗНОЙ, ЕСЛИ ОНА:

1. кажется родственной тем другим теориям и идеям, которые я уже усвоил..........................…. □

2. объясняет вещи новым для меня образом....……………………………………………………. □

3. способна систематически объяснять множество связанных ситуаций.............................……. □

4. служит прояснению моего личного опыта и наблюдений........................................................... □

5. имеет конкретное практическое приложение .....................................................................…….. □

П. КОГДА Я ЧИТАЮ СТАТЬЮ ПО ДИСКУССИОННОМУ ВОПРОСУ, Я ПРЕДПОЧИТАЮ, ЧТОБЫ В НЕЙ:

1. показывались преимущества для меня в зависимости от выбираемой точки зрения....……….... □

2. излагались все факты в ходе дискуссии........…………………………………………………….… □

3. логично и последовательно обрисовывались затрагиваемые спорные вопросы...................……. □

4. определялись ценности, которые исповедует автор.......................................................................... □

5.ярко освещались обе стороны спорного вопроса и существо конфликта....................………….... □

Р. КОГДА Я ЧИТАЮ КНИГУ, ВЫХОДЯЩУЮ ЗА РАМКИ МОЕЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Я ДЕЛАЮ ЭТО ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ВСЛЕДСТВИЕ:

1. заинтересованности в совершенствовании своих профессиональных знаний.....……............... □

2. указания со стороны уважаемого мной человека на возможную ее полезность....……............. □

3. желания расширить свою общую эрудицию.…………………………………………………...... □

4. желания выйти за пределы собственной деятельности для разнообразия....................……......... □

5. стремления узнать больше об определенном предмете...............................................….............. □

С. КОГДА Я ВПЕРВЫЕ ПОДХОЖУ К КАКОЙ-ТО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ, Я СКОРЕЕ ВСЕГО БУДУ:

1. пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией..................................................... □

2. искать пути и способы решить эту проблему……………………………………………………. □

3. обдумывать альтернативные способы ее решения ........................................................................ □

4. искать способы, которыми другие, возможно, уже решили эту проблему..........……................ □

5. пытаться найти самую лучшую процедуру для ее решения...............................……................... □

Т. ВООБЩЕ ГОВОРЯ, Я БОЛЕЕ ВСЕГО СКЛОНЕН К ТОМУ, ЧТОБЫ:

1. находить существующие методы, которые работают, и использовать их как можно лучше...... □

2. ломать голову над тем, как разнородные методы могли бы работать вместе.......................…….. □

3. открывать новые и более совершенные методы ........................................................................…... □

4. находить способы заставить существующие методы работать лучше и по-новому............……... □

5. разбираться в том, как и почему существующие методы должны работать......................……..... □

Благодарим Вас за искренние ответы. А теперь, пожалуйста, сложите проставленные Вами номера как баллы ответов по следующим формулам:

Опросник «Стиль мышления». - student2.ru

Опросник «Стиль мышления». - student2.ru

где С", И", П", А" и Р" – основные мыслительные стратегии (синтезатор, идеалист, прагматик, аналитик, реалист, соответственно). Выражение 1(А+Ж + Н) означает, что необходимо сложить баллы по первым окончаниям в пунктах А, Ж и Н опросника, 4(Г + К + Р) – складываются баллы по четвертым окончаниям в пунктах Г, К и Р.

Основные мыслительные стратегии:

СИНТЕЗАТОР.

1. Открытая конфронтация.

2. Ошеломляющие вопросы и ответы.

3. Позиция «стороннего наблюдателя».

4. Инкубация противоречий.

5. Фантазирование в стиле «что если».

6. Негативный анализ.

ИДЕАЛИСТ.

1. Интерес к целому.

2. «Дальний прицел».

3. Определение целей и критериев.

4. Рецептивное слушание.

5. Поиск средств для достижения согласия.

6. Апология гуманности.

ПРАГМАТИК.

1. Инкрементализм (кусочечный подход).

2. Экспериментирование и инновации.

3. Поиск быстрой отдачи.

4. Тактическое мышление.

5. Маркетинговый подход.

6. Планирование возможностей.

АНАЛИТИК.

1. Систематический анализ вариантов.

2. Запрос дополнительных данных.

3. Консервативное фокусирование.

4. Картирование ситуации.

5. Конструктивное внимание к деталям.

6. Анализ через синтез.

РЕАЛИСТ.

1. «Что? Где? Когда и Как? Зачем и Почему?»

2. Инвентаризация ресурсов.

3. Стремление к практическим результатам.

4. Упрощение.

5. Опора на мнение специалистов.

6. Острая коррекция.

Общая характеристика стилей мышления:

СИНТЕЗАТОР.

Характерные особенности:

1. Интегративный подход.

2. Ищет сходство во внешне несходных, несовместимых вещах.

3. Стремится к конфликту и синтезу.

4. Питает интерес к изменениям.

5. Теоретизирующий.

6. Безразличен к данным без интерпретации.

Достоинства:

1. Во всяком деле сконцентрирован на основополагающих принципиальных допущениях и положениях.

2. Обращает внимание других на концептуальные, теоретические аспекты дела.

3. Искусен в предотвращении соглашательской политики, необоснованных уступок.

4. Лучше других действует в ситуациях напряженной дискуссии, спора.

5. Обеспечивает в группе дискуссию и творчество.

Недостатки. Может:

1. Проявлять безразличие к достижению согласия.

2. Грешить излишним стремлением к столкновениям и конфликту.

3. Излишне настойчиво добиваться изменений и новизны («перемен ради перемен»).

4. Чрезмерно увлекаться теоретизированием.

5. Казаться другим необязательным, безответственным.

ИДЕАЛИСТ.

Характерные особенности:

1. Ассимилятивный или холистский подход.

2. Приветствует широкий диапазон мнений.

3. Стремится к идеальным решениям.

4. Питает интерес к человеческим ценностям.

5. Рецептивный.

6. Одинаково ценит данные и теорию.

Достоинства:

1. Сконцентрирован на процессе, взаимоотношениях.

2. Обращает внимание других на человеческие ценности, мотивы и стремления.

3. Искусен в четком формулировании целей.

4. Лучше других – в неконструктурированных, неподдающихся рациональному прогнозу ситуациях, затрагивающих жизненные ценности и чувства.

5. Обеспечивает широкий спектр взглядов, цели и нормы.

Недостатки. Может:

1. Проигнорировать или забраковать «тяжелые», неприятные данные.

2. Затягивать решение при достаточно большом выборе вариантов.

3. Проявлять излишнюю настойчивость в стремлении к «совершенным, безупречным» решениям.

4. Просмотреть важные детали.

5. Казаться излишне сентиментальным.

ПРАГМАТИК.

Характерные особенности:

1. Эклектический подход.

2. «Годится все, что работает». «Что-нибудь да сработает».

3. Ищет кратчайший путь к получению отдачи, прибыли.

4. Питает интерес к инновациям.

5. Адаптивный.

6. Ценит любые данные или теорию, если они позволяют быстрее достичь цели.

Достоинства:

1. Сконцентрирован на отдаче прибыли от вложений.

2. Обращает внимание других на вопросы тактики и стратегии.

3. Искусен в отыскании путей и способов влияния, воздействия.

4. Лучше других – в сложных, развивающихся под влиянием обстоятельств и случая ситуациях.

5. Обеспечивает эксперимент и инновации.

Недостатки. Может:

1. Проявлять безразличие к долгосрочным аспектам дела.

2. Излишне поспешно добиваться отдачи от вложений.

3. Переусердствовать в погоне за выгодой.

4. Излишне полагаться на то, что «продается» (имеет спрос).

5. Казаться другим слишком легко идущим на компромисс.

АНАЛИТИК.

Характерные особенности:

1. Формально-логический, дедуктивный подход.

2. Ищет «самый лучший способ».

3. Стремится к моделям и формулам.

4. Питает интерес к «научным» решениям.

5. Прескриптивный.

6. Отдает предпочтение теории и методу перед данными.

Достоинства:

1. Сконцентрирован на плане и методе.

2. Обращает внимание других на данные и конкретные детали.

3. Искусен в планировании и построении моделей.

4. Лучше других – в структурированных, поддающихся просчитыванию ситуациях.

5. Обеспечивает стабильность и структуру.

Недостатки. Может:

1. Проявлять безразличие к человеческим ценностям и внутреннему миру личности.

2. Грешить излишне подробным планированием и анализом.

3. Слишком упорно добиваться предсказуемости.

4. Проявлять негибкость, сверхосторожность.

5. Казаться склонным к поляризованному, «черно-белому» мышлению.

РЕАЛИСТ.

Характерные особенности:

1. Эмпирический, индуктивный подход.

2. Полагается на факты и мнения экспертов.

3. Стремится к решениям, которые удовлетворяют текущие, неотложные потребности.

4. Интересуется исключительно конкретными результатами.

5. Корректирующий.

6. Отдает предпочтение фактам перед теорией.

Достоинства:

1. Сконцентрирован на фактах и результатах.

2. Обращает внимание других на реальное положение дел и ресурсы.

3. Искусен в упрощении ситуаций, урезывании средств и «отшивании» просителей.

4. Лучше других действует в хорошо определенных ситуациях с ясной целью.

5. Обеспечивает побуждение, порыв и энергетический заряд, импульс.

Недостатки. Может:

1. Проигнорировать расхождения во мнениях.

2. Грешить стремлением к излишне упрощенным решениям.

3. Проявлять излишнее давление для достижения согласия и немедленного ответа.

4. Переоценить полученные «факты» и оказаться у них в плену.

5. Казаться другим ориентированным только на результат.

Наши рекомендации