Опросник «Стиль мышления».
Инструкция.Этот опросник предназначен для того, чтобы помочь Вам определить предпочитаемый Вами способ мышления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения. Среди предлагаемых Вам на выбор ответов нет правильных или неправильных. Максимум полезной информации Вы получите в том случае, если будете как можно точнее сообщать об особенностях Вашего реального мышления, а не о том, как, по-вашему, следовало бы мыслить.
Каждый пункт данного опросника состоит из утверждения, за которым следуют пять его возможных окончаний. Ваша задача – указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к Вам. На бланке опросника в квадратиках справа от каждого окончания проставьте номера: 5, 4, 3, 2 или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к Вам – от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован ТОЛЬКО ОДИН РАЗ в группе из пяти окончаний. Даже если два окончания (или более) кажутся одинаково применимыми к Вам, все-таки постарайтесь их упорядочить. Каждое из пяти окончаний в группе должно получить свой номер: 5, 4, 3,2, 1.
Пожалуйста, заполните для тренировки этот образец:
КОГДА Я ЧИТАЮ КНИГУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, Я ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ НА:
1. качество изложения, стиль....................................................… □
2. основные идеи книги..............................................................… □
3. композицию и оформление книги......................................…. □
4. логику и аргументацию автора............................................… □
5. выводы, которые можно сделать из этой книги...............…. □
Если Вы уверены, что поняли приведенную выше инструкцию, продолжайте работать дальше.
А. КОГДА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ИМЕЕТ МЕСТО КОНФЛИКТ НА ПОЧВЕ ИДЕЙ, Я ОТДАЮ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ТОЙ СТОРОНЕ, КОТОРАЯ:
1. устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить его открыто................................….. □
2. лучше всех затрагивает ценности и идеалы .………………………………………………………. □
3. лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт.....................……............................................... □
4. подходит к ситуации наиболее логично и последовательно.........................…………................... □
5. излагает аргументы наиболее кратко и убедительно......................…………................................. □
Б. КОГДА Я НАЧИНАЮ РАБОТАТЬ НАД ПРОЕКТОМ В СОСТАВЕ ГРУППЫ, САМОЕ ВАЖНОЕ ДЛЯ МЕНЯ:
1. понять цели и значение этого проекта...........……………………………………………………. □
2. раскрыть цели и ценности участников рабочей группы............................................................... □
3. определить, как мы собираемся разрабатывать данный проект.............................................…. □
4. понять, какую выгоду этот проект может принести для нашей группы .............................….. □
5. чтобы работа над проектом была организована и сдвинулась с места.................................….. □
В. ВООБЩЕ ГОВОРЯ, Я УСВАИВАЮ НОВЫЕ ИДЕИ ЛУЧШЕ ВСЕГО, КОГДА МОГУ:
1. связать их с текущими или будущими занятиями ......................................................................... □
2. применить их к конкретным ситуациям........…………………………………………………….. □
3. сосредоточиться на них и тщательно их проанализировать......................................................... □
4. понять, насколько они сходны с привычными идеями.................................................................. □
5. противопоставить их другим идеям................……………………………………………………. □
Г. ДЛЯ МЕНЯ ГРАФИКИ, СХЕМЫ, ЧЕРТЕЖИ В КНИГАХ ИЛИ СТАТЬЯХ ОБЫЧНО:
1. полезнее текста, если они точны....................……………………………………………………. □
2. полезны, если они ясно показывают важные факты..................................................................... □
3. полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом........................................................... □
4. полезны, если они поднимают вопросы по тексту....................................................................... □
5. не более и не менее полезны, чем другие материалы ................................................................... □
Д. ЕСЛИ БЫ МНЕ ПРЕДЛОЖИЛИ ПРОВЕСТИ КАКОЕ-ТО ИССЛЕДОВАНИЕ, Я, ВЕРОЯТНО, НАЧАЛ БЫ С:
1. попытки определить его место в более широком контексте.......................................................….. □
2. определения того, смогу ли я выполнить его в одиночку или мне потребуется помощь.....….… □
3. размышлений и предложений о возможных результатах............................................................….. □
4. решения о том, следует ли вообще проводить это исследование................................................…. □
5. попытки сформулировать проблему как можно полнее и точнее..............................................….. □
Е. ЕСЛИ БЫ МНЕ ПРИШЛОСЬ СОБИРАТЬ ОТ ЧЛЕНОВ КАКОЙ-ТО ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИЮ, КАСАЮЩУЮСЯ ЕЕ НАСУЩНЫХ ПРОБЛЕМ, Я ПРЕДПОЧЕЛ БЫ:
1. встретиться с ними индивидуально и задать каждому свои конкретные вопросы..............……... □
2. провести общее собрание и попросить их высказать свое мнение.......................................…...…. □
3. опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы.....................................................….. □
4. встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды.........................……. □
5. попросить членов организации предоставить мне (желательно в письменной форме) всю относящуюся к делу информацию, которой они располагают...................................................………….. □
Ж. ВЕРОЯТНО, Я БУДУ СЧИТАТЬ ЧТО-ТО ПРАВИЛЬНЫМ, ИСТИННЫМ, ЕСЛИ ЭТО «ЧТО-ТО»:
1. выстояло против оппозиции, выдержало сопротивление противоположных подходов ……….. □
2. согласуется с другими вещами, которым я верю.........................................................................… □
3. было подтверждено на практике.....................…………………………………………………….. □
4. поддается логическому и научному доказательству ..................................................................… □
5. можно проверить лично на доступных наблюдению фактах......................................................... □
З. КОГДА Я НА ДОСУГЕ ЧИТАЮ ЖУРНАЛЬНУЮ СТАТЬЮ, ОНА БУДЕТ СКОРЕЕ ВСЕГО:
1. о том, как кому-то удалось разрешить личную или социальную проблему........................…… □
2. посвящена дискуссионному политическому или социальному вопросу.................................... □
3. сообщением о научном или историческом исследовании ............................................................ □
4. об интересном, забавном человеке или событии............................................................................ □
5. точным, без доли вымысла, сообщением о чьем-то интересном жизненном опыте......………. □
И. КОГДА Я ЧИТАЮ ОТЧЕТ О РАБОТЕ, Я ОБРАЩАЮ БОЛЬШЕ ВСЕГО ВНИМАНИЯ НА:
1. близость выводов к моему личному опыту...…………………………………………………….. □
2. возможность выполнения данных рекомендаций .......................................................................... □
3. надежность и обоснованность результатов фактическими данными.....................................….. □
4. понимание автором целей и задач работы....…………………………………………………….. □
5. интерпретацию данных.....................................……………………………………………………. □
К. КОГДА ПЕРЕДО МНОЙ ПОСТАВЛЕНА ЗАДАЧА, ПЕРВОЕ, ЧТО Я ХОЧУ УЗНАТЬ, – ЭТО:
1. каков наилучший метод для решения данной задачи........................................................................ □
2. кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена....................................................................….. □
3. почему эту задачу стоит решать.......................……………………………………………………… □
4. какое влияние ее решение может иметь на другие задачи, которые приходится решать ………. □
5. какова прямая, немедленная выгода от решения данной задачи.........................................………. □
Л. ОБЫЧНО Я УЗНАЮ МАКСИМУМ О ТОМ, КАК СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ, БЛАГОДАРЯ ТОМУ, ЧТО:
1. уясняю для себя, как это связано с чем-то другим, что мне хорошо знакомо....................……… □
2. принимаюсь за дело как можно раньше........………………………………………………………. □
3. выслушиваю различные точки зрения по поводу того, как это сделать..................................…… □
4. есть кто-то, кто показывает мне, как это сделать ..........................................................................… □
5. тщательно анализирую, как это сделать наилучшим образом...........................................……….. □
М. ЕСЛИ БЫ МНЕ ПРИШЛОСЬ ПРОХОДИТЬ ИСПЫТАНИЕ ИЛИ СДАВАТЬ ЭКЗАМЕН, Я ПРЕДПОЧЕЛ БЫ:
1. набор объективных, проблемно-ориентированных вопросов по предмету.........................……... □
2. дискуссию с теми, кто также проходит испытание.................................................................…….. □
3. устное изложение и показ того, что я знаю ……………………………………………………….. □
4. сообщение в свободной форме о том, как я применил то, чему научился............................……. □
5. письменный отчет, охватывающий историю вопроса, теорию и метод..................................…... □
Н. ЛЮДИ, ЧЬИ ОСОБЫЕ КАЧЕСТВА Я УВАЖАЮ БОЛЬШЕ ВСЕГО, ЭТО, ВЕРОЯТНО:
1. выдающиеся философы и ученые................………………………………………………………... □
2. писатели и учителя.............................................…………………………………………………….. □
3. лидеры деловых и политических кругов.......………………………………………………………. □
4. экономисты и инженеры.............................………………………………………………………..... □
5. фермеры и журналисты............................………………………………………………………........ □
О. ВООБЩЕ ГОВОРЯ, Я НАХОЖУ ТЕОРИЮ ПОЛЕЗНОЙ, ЕСЛИ ОНА:
1. кажется родственной тем другим теориям и идеям, которые я уже усвоил..........................…. □
2. объясняет вещи новым для меня образом....……………………………………………………. □
3. способна систематически объяснять множество связанных ситуаций.............................……. □
4. служит прояснению моего личного опыта и наблюдений........................................................... □
5. имеет конкретное практическое приложение .....................................................................…….. □
П. КОГДА Я ЧИТАЮ СТАТЬЮ ПО ДИСКУССИОННОМУ ВОПРОСУ, Я ПРЕДПОЧИТАЮ, ЧТОБЫ В НЕЙ:
1. показывались преимущества для меня в зависимости от выбираемой точки зрения....……….... □
2. излагались все факты в ходе дискуссии........…………………………………………………….… □
3. логично и последовательно обрисовывались затрагиваемые спорные вопросы...................……. □
4. определялись ценности, которые исповедует автор.......................................................................... □
5.ярко освещались обе стороны спорного вопроса и существо конфликта....................………….... □
Р. КОГДА Я ЧИТАЮ КНИГУ, ВЫХОДЯЩУЮ ЗА РАМКИ МОЕЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Я ДЕЛАЮ ЭТО ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ВСЛЕДСТВИЕ:
1. заинтересованности в совершенствовании своих профессиональных знаний.....……............... □
2. указания со стороны уважаемого мной человека на возможную ее полезность....……............. □
3. желания расширить свою общую эрудицию.…………………………………………………...... □
4. желания выйти за пределы собственной деятельности для разнообразия....................……......... □
5. стремления узнать больше об определенном предмете...............................................….............. □
С. КОГДА Я ВПЕРВЫЕ ПОДХОЖУ К КАКОЙ-ТО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ, Я СКОРЕЕ ВСЕГО БУДУ:
1. пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией..................................................... □
2. искать пути и способы решить эту проблему……………………………………………………. □
3. обдумывать альтернативные способы ее решения ........................................................................ □
4. искать способы, которыми другие, возможно, уже решили эту проблему..........……................ □
5. пытаться найти самую лучшую процедуру для ее решения...............................……................... □
Т. ВООБЩЕ ГОВОРЯ, Я БОЛЕЕ ВСЕГО СКЛОНЕН К ТОМУ, ЧТОБЫ:
1. находить существующие методы, которые работают, и использовать их как можно лучше...... □
2. ломать голову над тем, как разнородные методы могли бы работать вместе.......................…….. □
3. открывать новые и более совершенные методы ........................................................................…... □
4. находить способы заставить существующие методы работать лучше и по-новому............……... □
5. разбираться в том, как и почему существующие методы должны работать......................……..... □
Благодарим Вас за искренние ответы. А теперь, пожалуйста, сложите проставленные Вами номера как баллы ответов по следующим формулам:
где С", И", П", А" и Р" – основные мыслительные стратегии (синтезатор, идеалист, прагматик, аналитик, реалист, соответственно). Выражение 1(А+Ж + Н) означает, что необходимо сложить баллы по первым окончаниям в пунктах А, Ж и Н опросника, 4(Г + К + Р) – складываются баллы по четвертым окончаниям в пунктах Г, К и Р.
Основные мыслительные стратегии:
СИНТЕЗАТОР.
1. Открытая конфронтация.
2. Ошеломляющие вопросы и ответы.
3. Позиция «стороннего наблюдателя».
4. Инкубация противоречий.
5. Фантазирование в стиле «что если».
6. Негативный анализ.
ИДЕАЛИСТ.
1. Интерес к целому.
2. «Дальний прицел».
3. Определение целей и критериев.
4. Рецептивное слушание.
5. Поиск средств для достижения согласия.
6. Апология гуманности.
ПРАГМАТИК.
1. Инкрементализм (кусочечный подход).
2. Экспериментирование и инновации.
3. Поиск быстрой отдачи.
4. Тактическое мышление.
5. Маркетинговый подход.
6. Планирование возможностей.
АНАЛИТИК.
1. Систематический анализ вариантов.
2. Запрос дополнительных данных.
3. Консервативное фокусирование.
4. Картирование ситуации.
5. Конструктивное внимание к деталям.
6. Анализ через синтез.
РЕАЛИСТ.
1. «Что? Где? Когда и Как? Зачем и Почему?»
2. Инвентаризация ресурсов.
3. Стремление к практическим результатам.
4. Упрощение.
5. Опора на мнение специалистов.
6. Острая коррекция.
Общая характеристика стилей мышления:
СИНТЕЗАТОР.
Характерные особенности:
1. Интегративный подход.
2. Ищет сходство во внешне несходных, несовместимых вещах.
3. Стремится к конфликту и синтезу.
4. Питает интерес к изменениям.
5. Теоретизирующий.
6. Безразличен к данным без интерпретации.
Достоинства:
1. Во всяком деле сконцентрирован на основополагающих принципиальных допущениях и положениях.
2. Обращает внимание других на концептуальные, теоретические аспекты дела.
3. Искусен в предотвращении соглашательской политики, необоснованных уступок.
4. Лучше других действует в ситуациях напряженной дискуссии, спора.
5. Обеспечивает в группе дискуссию и творчество.
Недостатки. Может:
1. Проявлять безразличие к достижению согласия.
2. Грешить излишним стремлением к столкновениям и конфликту.
3. Излишне настойчиво добиваться изменений и новизны («перемен ради перемен»).
4. Чрезмерно увлекаться теоретизированием.
5. Казаться другим необязательным, безответственным.
ИДЕАЛИСТ.
Характерные особенности:
1. Ассимилятивный или холистский подход.
2. Приветствует широкий диапазон мнений.
3. Стремится к идеальным решениям.
4. Питает интерес к человеческим ценностям.
5. Рецептивный.
6. Одинаково ценит данные и теорию.
Достоинства:
1. Сконцентрирован на процессе, взаимоотношениях.
2. Обращает внимание других на человеческие ценности, мотивы и стремления.
3. Искусен в четком формулировании целей.
4. Лучше других – в неконструктурированных, неподдающихся рациональному прогнозу ситуациях, затрагивающих жизненные ценности и чувства.
5. Обеспечивает широкий спектр взглядов, цели и нормы.
Недостатки. Может:
1. Проигнорировать или забраковать «тяжелые», неприятные данные.
2. Затягивать решение при достаточно большом выборе вариантов.
3. Проявлять излишнюю настойчивость в стремлении к «совершенным, безупречным» решениям.
4. Просмотреть важные детали.
5. Казаться излишне сентиментальным.
ПРАГМАТИК.
Характерные особенности:
1. Эклектический подход.
2. «Годится все, что работает». «Что-нибудь да сработает».
3. Ищет кратчайший путь к получению отдачи, прибыли.
4. Питает интерес к инновациям.
5. Адаптивный.
6. Ценит любые данные или теорию, если они позволяют быстрее достичь цели.
Достоинства:
1. Сконцентрирован на отдаче прибыли от вложений.
2. Обращает внимание других на вопросы тактики и стратегии.
3. Искусен в отыскании путей и способов влияния, воздействия.
4. Лучше других – в сложных, развивающихся под влиянием обстоятельств и случая ситуациях.
5. Обеспечивает эксперимент и инновации.
Недостатки. Может:
1. Проявлять безразличие к долгосрочным аспектам дела.
2. Излишне поспешно добиваться отдачи от вложений.
3. Переусердствовать в погоне за выгодой.
4. Излишне полагаться на то, что «продается» (имеет спрос).
5. Казаться другим слишком легко идущим на компромисс.
АНАЛИТИК.
Характерные особенности:
1. Формально-логический, дедуктивный подход.
2. Ищет «самый лучший способ».
3. Стремится к моделям и формулам.
4. Питает интерес к «научным» решениям.
5. Прескриптивный.
6. Отдает предпочтение теории и методу перед данными.
Достоинства:
1. Сконцентрирован на плане и методе.
2. Обращает внимание других на данные и конкретные детали.
3. Искусен в планировании и построении моделей.
4. Лучше других – в структурированных, поддающихся просчитыванию ситуациях.
5. Обеспечивает стабильность и структуру.
Недостатки. Может:
1. Проявлять безразличие к человеческим ценностям и внутреннему миру личности.
2. Грешить излишне подробным планированием и анализом.
3. Слишком упорно добиваться предсказуемости.
4. Проявлять негибкость, сверхосторожность.
5. Казаться склонным к поляризованному, «черно-белому» мышлению.
РЕАЛИСТ.
Характерные особенности:
1. Эмпирический, индуктивный подход.
2. Полагается на факты и мнения экспертов.
3. Стремится к решениям, которые удовлетворяют текущие, неотложные потребности.
4. Интересуется исключительно конкретными результатами.
5. Корректирующий.
6. Отдает предпочтение фактам перед теорией.
Достоинства:
1. Сконцентрирован на фактах и результатах.
2. Обращает внимание других на реальное положение дел и ресурсы.
3. Искусен в упрощении ситуаций, урезывании средств и «отшивании» просителей.
4. Лучше других действует в хорошо определенных ситуациях с ясной целью.
5. Обеспечивает побуждение, порыв и энергетический заряд, импульс.
Недостатки. Может:
1. Проигнорировать расхождения во мнениях.
2. Грешить стремлением к излишне упрощенным решениям.
3. Проявлять излишнее давление для достижения согласия и немедленного ответа.
4. Переоценить полученные «факты» и оказаться у них в плену.
5. Казаться другим ориентированным только на результат.