Оценка изложений и сочинений
С помощью изложений и сочинений проверяется умение правильно излагать содержание текста, правильно строить предложение и ставить соответствующие знаки препинания. В изложениях и сочинениях оцениваются содержание, стиль, грамотность.
Изложения вводятся с III класса, сочинения со второго полугодия III класса.
В III классе предлагаются тексты повествовательного характера, легко делимые на части, с небольшим количеством незнакомых слов. План изложения составляется под руководством учителя. В Ш классе в течение года должно быть написано не менее 10 изложений и сочинений,
В IV классе тексты повествовательного характера усложняются по содержанию и построению, вводятся элементы описания. План изложения составляется коллективно под руководством учителя. В течение учебного года должно быть написано от 10 до 15 изложений и сочинений.
В V классе в тексты вводятся элементы рассуждения.
Примерный объем текстов для изложений и сочинений:
Ш класс - 30-40 слов.
IV класс— 50—60 слов.
V класс — 70—90 слов.
Отметка «5» ставится, если изложение или сочинение полностью соответствует теме (тексту); вместе с тем может быть допущено не более 1 ошибки по содержанию, 1 стилистической, 1 орфографической, 1—2 специфических (лексико-грамматических) ошибок.
Отметка «4» ставится, если изложение или сочинение в основном соответствует теме (тексту); может быть допущено не более 2 ошибок по содержанию, 2 стилистических, 2—3 орфографических,
2—3 специфических ошибок.
Отметка «3» ставится, если изложение или сочинение недостаточно полно и точно отражает тему; может быть допущено не более 3—4 ошибок по содержанию, 3—4 стилистических, 4—6 орфографических, 3—4 специфических ошибок.
Отметка «2» ставится, если изложение или сочинение не соответствует теме (пропущены или искажены важные события, главные части); допущено более 4 ошибок по содержанию, 7—9 орфографических, 5—7 специфических ошибок.
К. числу специфических ошибок, помимо выше указанных, можно отнести замены слов:
ситуационные замены: «цветы» вместо клумбы, «вода» вместо фонтан, «лсд» вместо каток; замены названия части предмета или его деталей названием целого: «платье» вместо воротник, «машина» вместо кузов; замены слов, обозначающих общие понятия, частным понятием и наоборот: «ботинки» вместо обувь, «тарелка» вместо посуда; взаимозамены предмета и действия, предмета и качества: «топор» вместо рубить, «краски» вместо рисовать, «крышка» вместо железная и др.;
по морфологическому составу, например ошибки в глагольных приставках: «наливает» вместо поливает, «убирает» вместо собирает; смешения видов глаголов: «ел» вместо съел; по звуковому сходству. К числу грамматических ошибок относятся: ошибки в употреблении предлогов, смешении предлогов, пропуски, добавления предлогов, слитное написание предлогов («За угла выехала машина», «Полчаса пойдем гулять», «науглу» и др.); ошибки в управлении («красить кисть», «рисует мел»); слитное написание ряда слов в предложении («гудубок» вместо гудит гудок).
Оценка устных ответов по грамматике и правописанию
Отметка «5» ставится ученику, если он дает правильные и полные ответы на все поставленные вопросы (могут быть допущены 1—2 ошибки в речи), обязательно подтверждает ответ примерами, распознает в предложенном тексте изученные грамматические явления, умеет объяснить написание слов и употребление знаков препинания.
Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки «5», но допускает отдельные неточности в формулировке правил, легко исправляет их или, верно формулируя правила, допускает отдельные неточности в подтверждении их примерами, при разборе делает единичные негрубые ошибки, допускает свободное изложение правила но без искажения его содержания.
Отметка «3» ставится ученику, если он формулирует правило по наводящим вопросам учителя или допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить ответ примерами и делает это с помощью учителя, отвечает недостаточно последовательно.
Отметка «2» ставится ученику, если он не усвоил наиболее существенные части изученного материала, при ответе допускает грубые ошибки, не может исправить их даже с помощью учителя.
Отметка «1» ставится ученику, если он обнаруживает полное незнание программного материала.