Целеполагание в педагогике
Цель педагогического воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической системы, одним из главных звеньев педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность.
Стратегическая цель воспитания в Законе РФ «Об образовании» не сформулирована, поэтому предлагаются иные редакции цели: «разностороннее развитие личности», «всестороннее гармоническое развитие личности», предполагается, что каждая воспитательная система на определенном этапе функционирования формулирует конкретные педагогические цели. В новых социально-экономических условиях нашей страны весьма критично оценивается всестороннее развитие личности как цель воспитания, признается неосуществимость такого идеала воспитания. У специалистов нет, однако, единства в этом. Это происходит главным образом потому, что до 90-ых годов цели воспитания определялись от потребностей авторитарного государства и носили идеологический характер, а теперь, считают ученые, надо идти от потребностей личности в самореализации, в развитии способностей каждого. Поэтому цель воспитания в Российской Федерации в самом общем виде формулируется как помощь личности в разностороннем развитии. Это отражено в Законе РФ об образовании. Образование служит решению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст.9, п.2). Образование, согласно Закону, должно обеспечить выработку личностью жизненного самоопределения, создание условий для ее самореализации, формирование в сознании учащихся картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование (ст.14, п.1,2). Можно сказать, что политико-государственный, авторитарный, идеологический подход к постановке целей воспитания заменяется личностным подходом, более человечным и прагматическим: воспитать личность, способную самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, сформировать человека, сознательно строящего свою жизнь в сотрудничестве с другими членами общества. Такая цель воспитания, которой постепенно проникается педагогическое сознание в нашей стране, довольно близка западной гуманистической педагогике и является частью личностно ориентированного образования - концепции, в общих чертах принятой в нашей стране педагогическим сообществом.
В разных учебниках педагоги дают различные формулировки цели педагогического процесса и содержания образования. Существуют разные концепции содержания образования. Например, И.Я.Лернер выделяет 4 компонента в содержании образования:
¨ научные знания о природе, обществе, технике, мышлении, способах деятельности;
¨ опыт осуществления способов деятельности, интеллектуальные и практические умения и навыки;
¨ опыт творческой, поисковой деятельности;
¨ опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к знаниям, к деятельности, к самому себе.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Докажите, что педагогика – это наука.
2. Что является объектом и предметом педагогики?
3. Назовите задачи педагогики.
4. Какие функции выполняет педагогика как наука?
5. Раскройте понятия образования и педагогического процесса.
6. Какова структура педагогического процесса.
7. Какие методы исследования используют ученые-педагоги?
8. Раскройте основные понятия (категории) педагогики: образование, воспитание, обучение, законы и закономерности педагогики.
Раздел 5. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ