Сурдопедагогика как наука о воспитании детей с нарушениями слуха.

Определение сурдопедагогики. Объект, предмет, цели и задачи сурдопедагогики. Связь с другими науками.

Сурдопедагогика — это научная дисциплина, изучающая организацию обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями слуха. Название этой дисциплины происходит от латинского слова surdus в значении глухой и греческого слова paidagogike, обозначающего науку о воспитании детей. Современная сурдопедагогика включает теорию и практику образования двух основных групп лиц с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих. В системе научного знания она является одной из отраслей специальной педагогики, которая входит в структуру дефектологии.

Как научная дисциплина СурдоП имеет свой объект, предмет и задачи исследования.

Объектомизучения явл-ся специальное обр-е людей, имеющих нар. слуха.

Предметом – практика их В, О, социализации и научное исследование феноменов, порождаемых этими нар-и

Чел-к со сл. дефектом вступает как равноправный член субъектных отношений со спец-ми, в рез-те кот. происходит развитие личности и самореализация обоих участников процесса. На основе такого взаим-ия разраб-ся оптим. пути, ср-ва, усл-я, обеспеч-ие коррекцию нар-го разв. и компенсацию психич. ф-й, а также пути осуществл. Обр-я лиц со слух. дефектами в целях их со. Адаптации и самореализации.

Цель сурдоП – обеспечить людям, имеющим нар. сл., возможность достижения максим. самост-ти и независимости в жизни.

К специфич. целям сурдоП относится изучение и осуществл. Процессов соц-го и средового адаптирования, абилитации, реабилитации и интеграции лиц с нар. сл. на разных ступенях жизн. цикла. для достижения поставл. целей в сурдоП решаются след. задачи:

- изучение пед. закономер-й разв. Л в усл-х огранич. сл-х возможностей;

- опр-е коррекц-х и компенс-х влзможностей чел. со сл. дефектом;

- обоснование пед. классиф. людей, имеющих нар. слуха;

-изучение сложившихся пед. систем их образования и прогнозир-е возникн-я и разв. новых пед. систем;

- разраб-ка и реализация концепции интеграции лиц со сл. недост-ю в обр-ии и социокульт-й среде;

- разраб-ка подсистем обр-я, спец. обр-х технологий развития реч. сл., О нац-му жестовому, русскому языку, устной речи;

- опред-е особ-й пед. реабил-ии и послеоперац. период (при кохлеарной имплантации);

- разраб-ка и реализация программ профориентации, профконсультир-я, проф. подготовки, а также соц.-труд. адаптации лиц со сл. дефектом;

- оптимизация системы пед. работы, напр-й на адаптацию и соц.-проф. реабилитацию лиц с нар. сл.

Связь с другими науками:

Специалистам, работающим с глухими и слабослышащими дошкольниками, необходимо владеть знаниями по различным научным дисциплинам, с которыми тесно взаимосвязана дошкольная сурдопедагогика. Среди них можно выделить несколько блоков научных дисциплин.

- ФИЛОСОФИЯ

1. медико-биологические дисциплины

Мед. данные позволяют объективно оценить степень первичн. нар. и определить влияние снижения сл. на др. стороны психич. разв., прежде всего на речь и коммуникативные пр.. Результаты мед. обсл-я имеют принципиальное значение для обоснования системы дифференцированного О детей с нар. сл., определения методов коррекц.и общеразв-ей работы.

- физиология (учения о высшей нервной деятельности человека о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, деятельности различных анализаторов и их роли в психическом развитии ребенка (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П. К. Анохин, А. Р. Лурия и др.).

- отоларингология (инф-ия о состоянии сл. реб-ка: причинах, времени и хар-е поражения сл. анализатора, степени снижения сл.)

+ сурдология, аудиология (возможность определять способы и методы исследования слуха, обосновывать существующие классификации нарушений слуха у детей (Л. В. Нейман, Ю. Б. Преображенский, Д. И. Тарасов и др.)

=сделали возможным раннее выявление и диагностику нарушений слуха, что определило возможности медицинской, сурдотехнической и педагогической помощи детям в оптимально ранние сроки.

- невропатология + психопатология (данные этих отраслей медицины важны для дифференциальной диаг-ки нар. сл., уточнения хар-ра перв-х и втор-х откл. в разв. плохо-сл-го реб-а. Некот. гл. и слабослышащие дети помимо снижения сл. имеют и др.нар., связан. с органич-м поражением ЦНС. Может наблюдаться ЗПР, УО, поведенческие и эмоц. нар., ДЦП и др.)

- педиатрия

- генетика

2.Психология (знание педагогами закономерностей психического развития человека; данные о формировании познавательных процессов, в частности теория слухового восприятия; сведения об общем и специфическом в развитии детей с нарушениями слуха школьного и дошкольного возраста)

- возрастная,

- сурдоПс

- педагогическая

- социальная

3. Педагогика

- методики О отд.п,

- специальная,

- социальная

4. Лингвистич. и психолингвистич. науки (Знание закономерностей усвоения норм речи ребенком имеет важное значение при прогнозировании путей речевого развития плохослышащих детей. При изучении особенностей формирования речи, моделировании системы обучения языку глухих и слабослышащих детей используются данные психолингвистики, в частности модели порождения речевого высказывания. Психолингвистический подход дает возможность определения механизмов речевого нарушения при снижении слуха, уточнения его структуры. Понимание закономерностей строения языка как системы позволяет учесть различные типы языковых связей в процессе обучения, сформировать их в процессе речевого общения детей с нарушениями слуха)

5. Сурдотехника (совершенствование сл. аппаратов, средств визуального и тактильно-вибрационного контроля, что делает возможной более полноценную адаптацию и ориентировку плохослышащих детей в окружающем мире, усиливает эффективность работы по развитию слуха и речи)

Наши рекомендации