Состояние и проблемы профессионального образования в области социальной работы в России
С 7 августа 1991 года, когда приказом Государственного комитета образования СССР была введена специальность «социальная работа» в систему профессионального образования страны, по настоящее время высшее профессиональное образование в области социальной работы совершило качественный скачок и занимает ныне заметное место в обществе.
Подготовкой специалистов в области социальной работы ныне занимаются 120 вузов и свыше 60 их филиалов почти в 80 регионах России. В них обучаются около 30 тыс. студентов и работают более 3 тыс. преподавателей, свыше 80 % которых имеют ученые степени кандидатов или докторов наук.
Подготовкой специалистов социальной работы с высшим профессиональным образованием занимаются, например, Алтайский, Санкт-Петербургский, Нижегородский, Ростовский, Красноярский, Орловский, Дагестанский, Кабардино-Балкарский, Ульяновский, Тамбовский государственные университеты, Казанский, Курский и Северный государственные медицинские университеты, Московский государственный университет сервиса, Волгоградский и Калужский государственные педагогические университеты, Восточно-Сибирский и Саратовский государственные технические университеты, Военный и Военно-технический университеты и т. д.
Все вузы, занимающиеся подготовкой специалистов в области социальной работы, объединены с 1992 года в государственно-общественную организацию - Учебно-методическое объединение (УМО) вузов страны в области социальной работы на базе Московского государственного социального университета (МГСУ). МГСУ является федеральным научным и методическим центром в области социальной работы. В его составе только по специальности «социальная работа» обучается около 3000 студентов, а внутри университета работает на правах внутреннего подразделения специализированная Академия социальной работы. Ректор университета Заслуженный деятель науки Российской Федерации, д.и.н., профессор Жуков В. И. является председателем Совета УМО вузов России по образованию в области социальной работы.
Под руководством и на базе МГСУ за прошедшее время УМО были разработаны и утверждены Министерством образования Российской Федерации два поколения государственных образовательных стандартов высшей профессиональной подготовки специалистов социальной работы. Второе поколение было утверждено 10 марта 2000 года, и все вузы обязаны работать по этому стандарту начиная с 1 сентября этого года.
В соответствии с этими стандартами в России осуществляется подготовка бакалавров, дипломированных специалистов и магистров социальной работы.
Выпускники вузов по направлению и специальности «социальная работа» получают фундаментальную социально-гуманитарную и естественнонаучную, общепрофессиональную и специальную подготовку. Не считая дисциплин регионально-вузовского компонента, элективных курсов, факультативов и дисциплин специализации, выпускники вузов в области социальной работы должны изучить не менее 35-40 дисциплин общефедерального цикла. Например, будущий дипломированный специалист социальной работы должен знать не только историю, теорию и технологию социальной работы, но и антропологию, социологию, социальную политику, социальную экологию, педагогику, психологию, основы социальной медицины, правовое обеспечение социальной работы, конфликтологию в социальной работе, прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе, методику исследований в социальной работе, андрологию, феминологию, семьеведение, проблемы работы с молодежью, геронтологию и т. п.
Особое внимание в новых стандартах уделено практической подготовке будущих специалистов социальной работы; практика рассматривается как органическая часть образования в области социальной работы. Начиная с первого курса, студент должен пройти ознакомительную, учебную, производственную и преддипломную практику. Практика предусмотрена также в период специализаций и при изучении таких специальных дисциплин, как «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы», «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы», «Содержание и методика социально-медицинской работы», «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций».
Повышенное внимание должно быть уделено отбору будущих студентов в области социальной работы и качеству аттестации их знаний в процессе и в конце обучения. В частности, рекомендуется междисциплинарный комплексный экзамен по направлению и специальности и защиту квалификационной работы проводить в такой форме, чтобы можно было оценить уровень и степень подготовленности студента к будущей профессиональной деятельности.
За прошедшие годы вузами России было подготовлено более 8000 бакалавров, дипломированных специалистов и магистров социальной работы. Опыт их подготовки и работы в различных видах учреждений (в системе Минтруда, Минздрава, Минобороны, Минюста, Минобразования) нашел отражение в содержании нового поколения государственных образовательных стандартов. Однако пределов для совершенствования не существует, имеется много вопросов, решение которых должно содействовать повышению уровня и качества образования в области социальной работы. Вот некоторые из них.
Прежде всего нужно активизировать работу по созданию полнокровной системы профессионального образования в области социальной работы в стране. В России развивается опережающими темпами высшее профессиональное образование, но совершенно недостаточно развиваются начальное и среднее профессиональное образование. Необходимо провести исследовательскую и научно-методическую работу по разработке конкретного содержания среднего и начального профессионального образования во взаимосвязи с высшим и послевузовским профессиональным образованием в области социальной работы.
Серьезной остается проблема с кадрами научно-педагогических работников. Ныне общепрофессиональные и специальные дисциплины в области социальной работы в большинстве преподают социологи, историки, медики, педагоги, психологи. Разумеется, социологи, педагоги, психологи и медики по профилю не просто близки, а, если так можно сказать, родственны научной и практической деятельности в области социальной работы. Однако и им не мешает получить дополнительную квалификацию в области социальной работы, чтобы, с одной стороны, более адекватно применять свою профильную подготовку, а с другой - избегать в работе абсолютизации этой подготовки и на этой основе не допускать сужения сущности и содержания социальной работы, которая носит интегративно-комплексный характер.
Наиболее перспективным направлением подготовки научно-педагогических работников вузов является подготовка магистров социальной работы. Но для организации этой подготовки необходимо, чтобы в вузе были научные школы, доктора наук, которые активно занимаются научной и педагогической деятельностью в области социальной работы.
За прошедшие годы в стране много было сделано для развития теории социальной работы, ее исторических, технологических, педагогических, психологических, социологических аспектов. По всем общепрофессиональным дисциплинам государственного образовательного стандарта первого поколения в свое время были изданы учебные пособия и методические материалы. Особую активность в этом направлении проявили и проявляют ученые Московского государственного социального университета, Алтайского государственного университета, Института молодежи, Московского государственного университета сервиса, Калужского государственного педагогического университета, Ростовского государственного университета, Курского государственного медицинского университета, Волгоградского государственного педагогического университета, Псковского государственного университета, Орловского государственного университета, Ульяновского и Тамбовского государственных университетов и других вузов.
Однако процесс научной идентификации социальной работы как теории еще не завершен. До сих пор не разработана научная система понятий и категорий, не выявлены и не раскрыты закономерности и законы социальной работы. С одной стороны, это объясняется тем, что прошел еще небольшой исторический срок, в течение которого можно было бы решить эту важную задачу, а с другой - для решения этой задачи надо более активно и фундаментально подходить к анализу реалий социальной работы и разработке ее теории.
Из-за отсутствия такой фундаментальности в некоторых изданных исследованиях и пособиях история социальной работы сводится к истории милосердия и благотворительности, которые, в свою очередь, рассматриваются нередко вне исторического контекста и в описательно-эмпирическом духе. В некоторых работах и пособиях социальная работа трактуется не интегративно-комплексно, а эклектически, в них содержится много невнятицы, лишних иностранных терминов, абсолютизируется так называемая полипарадигмальность и т. д.
В связи с переходом на новый государственный образовательный стандарт предстоит большая работа сначала по подготовке примерных учебных программ по каждой общепрофессиональной и специальной дисциплине общефедерального блока, а затем по изданию на их основе нового поколения учебных пособий и учебников. Эти примерные учебные программы должны быть одобрены УМО и утверждены Министерством образования России, а учебные пособия - пройти экспертизу в УМО и получить гриф Минобразования. Это не означает, однако, что вузам запрещается разрабатывать свои варианты научной и учебно-методической литературы. Напротив, в вузах должна активно развиваться такого рода деятельность, но при этом нужно свести к минимуму субъективизм и эмпиризм, повысить научный и методический уровень их содержания.