Формы и методы работы социального педагога с семьей
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую [13,177].
Как видно из таблицы, образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении сосредоточена на предупреждении начинающихся семейных проблем и воспитание педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится путем консультирования родителей, а также посредством создания специальных воспитательных условий для ребёнка, чтобы оказать своевременную помощь семье в целях ее укрепления и наиболее глубокого использования ее воспитательных возможностей.
Психологическая составляющая социально – педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Исправление отношений между членами семьи происходит, в случаях психического насилия над детьми, приводящего к нарушению его нервно – психического и физического состояния: запугивание, обида ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический элемент помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координация и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок – продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
По мнению А.А. Кибирева, социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
1. Советник - сообщает о важности контакта родителей и детей; рассказывает о развитии ребенка; дает советы по воспитанию детей.
2. Консультант – даёт консультации по вопросам семейного законодательства; взаимодействия между членами семьи; извещает обимеющихся методах воспитания в конкретной семье; истолковывает способы организации условий, важных для естественного развития и воспитания детей.
3. Защитник – отстаиваетдетские права в случае деградации личности родителей и выливающимися из этого вопросами неустроенности быта, отсутствие внимания, гуманного отношения родителей к детям [13, 176].
Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно – реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
— диагностические: знакомство с условиями, в которых живёт семья, учёт возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), выявление и изучение проблемы;
— контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем при повторном посещении; рассмотрение хода восстановительных мероприятий, выполнения рекомендаций;
— адаптационно –восстановительные: оказание определенной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Также можно в качестве формы работы выделить консультационные беседы. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Социальный педагог может применить наиболее популярные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы– тренинги. Социально – психологический тренинг понимается как сфера практической психологии, направленная на применение живых методов работы с группой, имеющих цель сформировать компетентность в общении.
Работа в группах предоставляет возможность обмена опытом, получения поддержки. Помимо этого, возможность попробовать себя в качестве лидера при обмене сведениями, обсуждении чего-либо формирует инициативность и уверенность родителей. [13, с.188]
Важная форма работы с семьей - социально – педагогический мониторинг– это система периодического сбора, обобщения и рассмотрения информации о происходящем в семье и принятие перспективных и текущих решений.
Сущность мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений). Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, между детьми в семье, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой [23, с.159]
Социально – педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если будут использованы все методы и формы работы в комплексе, что полагает изучение рождаемости, изучение и рассмотрение удовлетворенности браком и отношениями в семье, разбор семейных конфликтов), воспитательной функции семьи; семейного бюджета; условий быта и культурной составляющей [13, с.191].