Тема 1.1.Предмет и задачи логопедии
Основные задачи развития речи. Воспитание звуковой культуры речи .
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Работа по формированию грамматического строя речи..Методы обучения развития речи детей старшего дошкольного возраста. Закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи. Работы по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса детей. Формирование синтаксической стороны речи . Развитие связной речи.
Тема 1.2.Связь логопедии с другими науками
Связь логопедии с другими науками .Методы науки логопедии. Значение науки логопедии. Проблемы современной науки логопедии.
Тема 1.3.Методологические основы логопедии .Принципы и методы логопедии как науки.
Методологические основы логопедии. Принципы и методы логопедии как науки. Значение логопедии. Проблемы нарушения речи и их коррекции.
Тема 1.4.Актуальные проблемы современной логопедии
Понятийно-категориальный аппарат логопедии. Унификация категориального аппарата. Механизмы и методы коррекции нарушений речевой деятельности. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств. Анализ достижений в области логопедии, имеющихся многонациональной и зарубежной теории и практике.
Тема 1.5 Этиология нарушений речи
Основы причины речевых нарушений. Наследственных факторов в возникновении речевых расстройств. Причины системных речевых расстройств коркового генеза (алалии, афазии) с учетом локализации, характера и времени поражения мозга. Определение роли наследственного фактора в возникновении различных видов нарушений речи. Статистических сведений о распространенности речевых нарушений и их причин.
Тема 1.6 Принципы анализа речевых нарушений
Значение основных принципов анализа речевых нарушений. Комплексный подход к анализу речевых нарушений. Взаимосвязь речи с другими сторонами психической деятельности ребенка.
Тема 1.7. Классификация нарушений речи
Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации. Нарушения формы речи. Нарушенного этапа порождения или восприятия речи. Нарушения устной или письменной речи.
Раздел 2.Виды речевых нарушений и их коррекция
Тема 2.1. Дислалия. Ринолалия.
Дислалия. Формы дислалии. Простые и сложные дислалии. Методика логопедического воздействия при дислалии. Этапы логопедического воздействия. Упражнения для языка. Недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки. Ринолалия. Открытая ринолалия. Методика корреционной работы. Закрытая ринолалия.
Тема 2.2.Дизартрия.Нарушение голоса
Дизартрия. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией. Психолингвистические аспекты дизартрии. Классификация дизартрии. Характеристика различных форм дизартрии. Система коррекционно-педагогической работы. Аккустические основы голосообразования. Развитие голоса у детей. Методы исследования голосового аппарата .Методика коррекционной работы. Профилактика нарушений голоса.
Тема 2.3.Нарушение темпа речи. Заикание
Нарушение темпа речи. Классификация разновидностей тахилалий. Обследование детей с нарушениями речи. Методики логопедической работы. Заикание. Причины заикание. Симптоматика заикания. Классификация заикания. Обследования заикающихся. Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми. Эффективность преодоления заикания.
Тема 2.4.Алалия. Афазия.
Алалия. Причины алалии. Анатом физиологический аспект изучения алалии. Симптоматика и механизмы алалии. Классификация алалии. Обследования детей с алалией. Сенсорная алалия. Система коррекционного воздействия при сенсорной алалии. Афазия и ее виды. Коррекционно-педагогическая работа при афазиях.