Законодательство о правах профессиональных союзов
Ст. 30 КРФ гарантирует каждому право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Конвенция международной организации труда №87 1948 года «о свободе ассоциаций и защите права на организацию» закрепила свободу деятельности общественных объединений работников и работодателей. Профессиональные союзы в России появились во второй половине XIX века с целью защиты трудовых прав наемных работников. После 1905 года деятельность профессиональных союзов расширялась, работодатели учитывали их требования при принятии решений.
I Мировая война отбросила развитие России на десятилетия и в условиях военного положения деятельность профессиональных союзов была затруднена. Однако и в этих условиях профсоюзы участвуют в деятельности фабрично-заводских инспекций, осуществлявших контроль за хозяевами фабрик и заводов. После февральской революции 1917 года профсоюзы занимали (играли) активную роль в регулировании трудовых отношений. После октября 1917 года произошло огосударствление профессиональных союзов: независимые профсоюзы были разогнаны (например профсоюз работников железной дороги), а руководители подчинившихся профсоюзов вошли в состав советской номенклатуры. (Восленский «Номенклатура»)
Советский законодатель закрепил права советских профсоюзов - первый КЗоТ РСФСР 1918 года. Во втором КЗоТ 1922 года принято после окончания Гражданской войны была самостоятельная глава о правах профсоюзов с их постоянным расширением. Третий КЗоТ РСФСР 1971 года предусмотрел права профсоюзов в главе 15, содержавшей 10 статей. Права выборных органов первичных профсоюзных организаций так же были предусмотрены отдельными статьями других глав КЗоТ 1971 года.
Эти права были делигированны в качестве государственных функций: профсоюзы занимались социальным страхованием работников, принимая нормативные акты по вопросам социального страхования, носящий обязательный характер для все предприятий, организаций, учреждений на территории СССР, решали вопрос о назначении и выплате социальных пособий, распределяли путевки в санатории, руководили санаториями, профилакториями, домами отдыха, туристическими базами, туристическими агентствами и тд.
По ряду вопросов решение низовых профсоюзных комитетов было окончательным и не могло быть отменено не вышестоящим профсоюзным органом, не судом любого уровня.
Так без предварительного согласия профсоюзные комитеты, предприятия, учреждения, администрация не могла уволить по своей инициативе работников в связи с сокращением численности или штата и по некоторым другим основаниям. В современных условиях правовой статус профессиональных союзов определяется в соответствии с КРФ, ФЗ от 12.01. 1996 «о профессиональных союзах: их правах и гарантиях их деятельности» и глава 58 ТК РФ «защита трудовых прав работников профессиональными союзами» ст. 370-378, а так же отдельными статьями в других главах кодекса (ст. 82 и тд).
Закон «о профессиональных союзах: их правах и гарантиях их деятельности» установил правовые основы организации деятельности и основы. Он содержит нормы, обязывающие органы государственной власти и работодателей содействовать деятельности профессиональных союзов. Закон предоставил профсоюзам ряд правомочий на всех уровнях их деятельности, начиная с локального и заканчивая федеральным уровнем. Данный закон закрепил гарантии прав профсоюзов и специальные гарантии права на труд, выборных профсоюзных работников. Закон состоит из 33 статей объединенных в 6 глав. Глава 1 «общие положения» (ст.1-10), определяются цели и задачи сферы действия закона, предмет его регулирования конкретизируется право на объединение профсоюзов, порядок создания их уставов и положений о первичных профсоюзных организации, их регистрации, запрет дискриминации, по признаку принадлежности или не принадлежности профсоюзу, порядок прекращения деятельности профсоюзов.
Глава 2 «основные права профессиональных союзов» (ст.11-23): предусматриваются специальные права на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, содействие занятости, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений, контроль за их выполнением, участие в регулировании коллективных трудовых споров, бесплатную информацию от работодателей и органов государственной власти по социально трудовым вопросам, участие в подготовке и повышении квалификации работников, профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства норм охраны труда и окружающей среды, участие в осуществлении приватизации государственных и муниципальных предприятий, учреждений, социальная защита работников, защиту интересов работника в органах по разрешению индивидуально трудовых споров в КТС и судах.
Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и органами МСУ строятся на основе социального партнерства и взаимодействия, а отношения профсоюзов с другими представительными органами работников строятся на основе сотрудничества (ст.15-16 Закона).
Глава 3 «гарантии прав профсоюзов» (ст.24-28): предусматриваются ряд гарантий профессиональных союзов и выборных профсоюзных активистов.
Глава 4 «защита прав профсоюзов» (ст29-30): предусматривается судебная защита прав профсоюзов и ответственность за нарушение этих прав.
Глава 5 «ответственность профсоюзов» (ст. 31)
Глава 6 «заключительные положения» ст32-33
Указанный закон закрепивший права профсоюзов соответствует нормам ТК РФ, а так же положениям других ФЗ, в том числе закона РФ от 19.04.1991 «о занятости населения в РФ».