Русские пословицы и поговорки на Ч
• Чай пить - не дрова рубить.
• Час в добре пробудешь - все горе забудешь.
• Час от часу не легче.
• Час упустишь, годом не наверстаешь.
• Часты дождики, буйны ветры.
• Частый гость скорее наскучит.
• Часы на стене, а время на спине.
• Чего Бог не дал, того за деньги не купишь.
• Чего боимся, того и стыдимся.
• Чего в детстве просим, то под старость бросим,
• Чего в другом не любишь, того и сам не делай!
• Чего глазом не досмотришь, то мошною доплатишь.
• Чего мало, то и в диковинку.
• Чего мало, то и дорого.
• Чего не воротить, про то лучше забыть.
• Чего не знаю, по тому и не скучаю.
• Чего нельзя, того и хочется.
• Чего немножко, того не мечи в окошко.
• Чей двор, того и хоромы; чей берег, того и рыба; чей конь, того и воз; чья земля, того и сено.
• Человек не грибок, в день не вырастет.
• Чем богаты, тем и рады.
• Чем бояться чертей, так бойся людей!
• Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
• Чем живешь - тем и лечись.
• Чему быть, того не миновать.
• Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
Чему учился, тому и пригодился.
Через речку мосточком.
Черны ручки, да бела копеечка.
Чист как трубочист.
Чистое небо не боится ни молнии, ни грому.
Чистота - половина здоровья.
Читай, книгочей, не жалей очей.
Чихнул - головой вихнул.
Чихнул - так правда.
Чок-чок, посвистывай в кулачок.
Чует кот в кувшине молоко, да рыло коротко.
Чует кошка, чье мясо съела.
Чужая беда не учит.
Чужая сторона - дремуч бор.
Чужим обедом гостей потчевать не убыточно.
Чужой человек в доме - колокол.
Чучело только видом пугает.
Стихи со звуком [Ч]
Черепахи в черной чаще,
Где не сыщешь солнца луч,
Лапой шевеля шуршащей,
Разгоняют сумрак туч.
У черепашьего черепашонка
На черепашьих лапчонках
Черепашьи башмачки.
* * *
Ложечка в чашечке,
Чашечка на блюдечке,
Блюдечко на салфеточке,
Салфеточка на табуреточке
Ручеек, ручеек.
Дай водички на чаек!
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
М. В. Смирнова
Моем, моем трубочиста
Чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист
Чист-чист, чист-чист!
К. Чуковский
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота...
Отыщи-ка там кота!
Е. Измайлов
Если мальчик плачет,
Значит, есть причина.
Если слёзы прячет,
Значит он - мужчина.
Э. Блинова
Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна!
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьёт со дна.
В. Берестов
Идет по клеверу бычок...
Его бочок - как кабачок!
Я. Райни
Жили в квартире сорок четыре
Сорок четыре веселых чижа:
Чиж - судомойка, чиж - поломойка,
Чиж - огородник, чиж - водовоз,
Чиж за кухарку, чиж за хозяйку,
Чиж на посылках, чиж - трубочист.
Печку топили, кашу варили
Сорок четыре веселых чижа...
С. Маршак, Д. Хар.
Циркуль мой - циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился - и ни шагу.
В. Берестов
Погляди-ка, у зайчонка
Меду - полных два бочонка,
А морковки нету!
А у рыженькой у белки
Три морковки на тарелке,
А орешков нету!
А орешки - у бычка,
Два дубовых сундучка,
А травки нету!
А у Пети-петушка
Травки целых три мешка,
А зернышек нету!
У мохнатых медвежат
В миске зернышки лежат,
А медку-то нету!
А у Журы-журавля
Три тарелки киселя,
А лягушек нету!
А у Маши в кружке
Квакают лягушки,
Лягушонок скачет!
Что же это значит?
В. Данько
- Это значит, что все тут перепутано. А теперь попробуй сам расставить по местам.
Раз, два, три, четыре, пять...
Вышли пальчики гулять.
Вот он, пальчик самый главный,
Самый толстый и упрямый.
Этот пальчик - для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик - самый длинный,
И стоит он в середине.
Этот пальчик - безымянный –
Среди всех - неловкий самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал!
* * *
В этом доме живут белочки,
В этом доме живут зайчики,
В этом доме живут девочки,
В этом доме живут мальчики.
У овечек на спинках - колечки,
Те овечки пасутся у речки.
А пасут их собачки лохматые,
Что виляют хвостами мохнатыми...
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ
Если чай в стакане долго
Не желает остывать
И уже терпенья нету
На него сидеть и дуть,
Свой стакан с горячим чаем
На коленки опрокинь.
На ошпаренных коленках
Очень быстро стынет чай.
* * *
Родился девочкой – терпи
Подножки и толчки.
И подставляй косички всем,
Кто дернуть их не прочь.
Зато когда-нибудь потом
Покажешь кукиш им
И скажешь: «Фигушки, за вас
Я замуж не пойду!»
Г- Остер
Рано-рано утречком
Вышла мама-уточка
Поучить утят.
Уж она их учит-учит: -
Вы плывите, ути-ути,
Плавно, в ряд!
Стала Маша подрастать –
Надо дочку воспитать.
Есть у Маши дочка,
Ей скоро полгодочка...
ФОНАРИК
Мне не скучно без огня –
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днем –
Ничего не видно в нем.
А посмотришь вечерком –
Он с зеленым огоньком!
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой.
РЕЧКА
Нигде не найдете
Сухого местечка –
Течет в подворотне
Широкая речка.
Скоро станут косами
Тонкие косички.
Скоро станут взрослыми
Девочки-москвички.
А. Барто
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ
Окно. Перед ним
Мое кресло стоит
А за окном –
Замечательный вид.
Солнце над лесом
Лучами играет,
Дальше деревня
В поля убегает,
В речке коровы –
Забились от мух.
Курят вблизи
Почтальон и пастух.
Девочки
Синие рвут васильки.
Желтые носятся Бронзовики.
А далеко-далеко
За холмом
Лошадь телегу
Везет с мужичком.
СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ
Мальчик стричься не желает,
Мальчик с кресла уползает,
Кричит и заливается,
Ногами упирается.
Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не стала.
Год прошел... Другой проходит.
Мальчик стричься не приходит...
А волосы отрастают,
Их в косички заплетают.
- Ну и сын, - сказала мать,
- Надо платье покупать.
Мальчик в платьице гулял,
Мальчик девочкою стал.
И теперь он с мамой ходит
Завиваться в женский зал.
Э. Успенский
ЛИТЕРАТУРА
I Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. -М. : Просвещение, 1991.
2. Алябьева, Е. А. Стихотворные комплексы для развития у детей с ОНР причинного мышления и речи (подготовительная к школе группа) / Е. А. Алябьева // Логопед. - 2005. - № 3. - С. 66-77.
3. Алябьева. Е. А. Формирование родовидовых понятий при работе над словарем дошкольников / Е. А. Алябьева // Логопед. - 2005. - № 2. - С. 64-74.
4. Барто, А. Стихи и поэмы. Т. 1 / А. Барто. - М. : Художественная литература, 1981.
5. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей / А, И. Богомолова. - М. : Просвещение, 1979.
6. Галльская, Н. Тетрадь для закрепления произношения звуков Ч, Щ/ Н. Галльская. - Минск, 2006.
7. Герасимова, А. С. Логопедическая энциклопедия дошкольника / А. С. Герасимова [и др.]. - М. : Олма Медиа Групп, 2006,
8. Даль, В. Пословицы русского народа. Т, 2 / В. Даль. - М. : Художественная литература, 1989.
9. Ефименкова, Л. Н. Коррекция звуков речи у детей / Л. Н. Ефи- менкова. - М., 1987.
10. Загадки. Скороговорки, Любимые стихи / сост. В. Лунин. - М. : АСТ-Пресс, 1997.
11. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет/М. Ю. Картушина. -М. : Сфера, 2005.
12. Коноваленко, В. В. Домашняя тетрадь № 4 для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ : пособие для логопе- доп, родителей и детей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М . Гном и Д, 2008.
13. Крупенчук, О. И. Стихи для развития речи. Для детей 4-6 лет : пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук. - М. : Литера, 2007.
14. Куликовская, Т. А. Язычок ш-ш-шипит : постановка и коррекция звуков Ш, Ж, Ч, Щ / Т. А. Куликовская. - М. : Карапуз, 2007.
15.Лопухина, И. С. Логопедия - речь, ритм, движение : пособие для логопедов и родителей / И. С. Лопухина. - СПб. : Дельта, 1997.
[6. Максаков, А. Учите, играя : игры и упражнения со звучащим словом / А. Максаков, Г. Тумакова. - М. : Просвещение, 1983.
17. Ншцева. Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Ни- щева. - СПб. : Детство-Пресс, 2001.
18.Новоторцева, И. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ч], [щ] / Н. В. Новоторцева. - Ярославль : Академия развития, 1999.
19. Остер, Г. Вредные советы-2. Книга для непослушных детей и их родителей / Г. Остер. - М. : Росмэн, 1998.
20. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / сост. Т. Тарабарина, Н. Ёлкина. - Ярославль : Академия развития, 1996.
21. Резниченко. Т. С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Ш-Ж, Ч-Щ. альбом для логопеда / Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина - М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2000.
22. Рожкова, Т. В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики / Т. В. Рожкова // Логопед. - 2005. - № 1.- С. 49-63.
23. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми/ В И. Селиверстов. - М. : Владос, 1994.
24. Смирнова, М. В. Пчелка-чистюля. [Ч]-[Щ] : речевые упражнения и занимательные картинки / М. В, Смирнова. - М. ; Литера, 2007. -- {Скороговорки для развития речи).
25. Спнвак, К Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ : речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е. Н. Спивак. - М : Гном и Д, 2007.
26. Сухин. И. Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков / И. Г. Сухин. - Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2007.
27. Тригер, Р. Д. Звуки речи, слова, предложения - что это? Учебник-тетрадь для групповых и индивидуальных занятий: в 3 тетр. - Тетр. 3 / Р. Д. Тригер, Е. В. Владимирова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2003.
28. Успенский, Э. Рыжий, рыжий, конопатый / Э. Успенский. - М. : Мартин, 1999.
29. Цвышнарный. В. В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем /' В. В. Цвынтарный. - М., 1986.
30. Чернякова, В. Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи / В. Н. Чернякова // Логопед. - 2005,-№2,-С. 61-63.
31. Юрова, Е. В. Коррекция устной речи : пособие по логопедии. - М. : Аквариум, 1998.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................. 3
Индивидуальные занятия с детьми 5-7 лет по коррекции звуков
| ш] и [ч]................................................................... 7
Звук [iii].................................................................... 7
Занятие 1. Постановка звука [щ |....................... 8
Занятие 2. Автоматизация (щ] в обратных слогах 1 I
Занятие 3. Автоматизация [щ] в прямых открытых слогах 14
Занятие 4. Автоматизация [щ] в закрытых слогах 16
Занятие 5. Автоматизация [щ] в закрытых слогах (звук в конце слога) 19
Занятие 6. Автоматизация |mj в слогах со стечением согласных 22
Занятие 7. Автоматизация [щ] в простых односложных словах (звук в начале слова, звук в конце слова) и односложных
словах со стечением согласных............................ 25
Занятие 8. Автоматизация [щ] в простых двусложных словах ([щ] в начале слова) 28
Занятие 9. Автоматизация [щ] в простых двусложных словах
(М - в середине, на конце слова)........................... 29
Занятие 10. Автоматизация [щ] в двусложных словах со стечением согласных 31
Занятие 11. Автоматизация [щ] в трехсложных словах без стечения согласных 34
Занятие 12. Автоматизация [щ] в трехсложных словах со стечением согласных 36
Занятие 13. Автоматизация [щ] в четырехсложных словах ....39
Звук [ч].................................................................. 41
Занятие 1. Постановка звука [ч]....................... 42
Занятие 2. Автоматизация [ч] в обратных слогах и словах 46
Занятие 3. Автоматизация |ч] в закрытых слогах (звук в конце слова) и словах 49
Занятие 4. Автоматизация |ч] в слогах со стечением согласных 52
Занятие 5. Автоматизация [ч | в простых односложных словах и односложных словах со стечением согласных............................................. 55
Занятие 6 Автоматизация [ч] в двусложных словах 58
Занятие 7. Автоматизация [ч] в трехсложных словах со стечением согласных 60
Занятие 8. Автоматизация [ч] в словах и предложениях 63
Занятие 9. Автоматизация [ч] в открытых слогах........ 66
Занятие 10. Автоматизация [ч| в открытых и закрытых слогах
и словах.................................................................. 68
Занятие 11. Автоматизация [ч] в словах с прямыми и закрытыми слогами 73
Дополнительный материал к занятиям........................ 76
Скороговорки со звуком fill]................................ 76
Русские пословицы и поговорки на и(.................. 76
Загадки со звуком [щ]........................................... 77
Скороговорки со звуком [ч]................................. 79
Загадки со звуком [ч]............................................ 80
Русские пословицы и поговорки на ч................... 83
Стихи со звуком [ч]............................................... 84
Литература............................................................. 91
Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всего пособия или любой его части, а также реализация тиража запрещаются без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Приглашаем к сотрудничеству учителей, методистов и других специалистов в области образования для поиска и рекомендации к публикации интересных материалов, разработок, проектов по учебной и воспитательной работе. Издательство «Учитель» выплачивает вознаграждение за работу по поиску материала. Издательство также приглашает к сотрудничеству авторов и гарантирует им выплату гонораров за предоставленные работы.
E-mail: inetod-uch(ejbk.ru Телефон: (8-442) 45-41-43; 66-17-39 Подробности см. на сайте издательства «Учитель»:www.uchitel-izd.ru
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОВ [Щ] II [Ч] Индивидуальные занятая с детьми 5-7 лет
Автор-составитель Елена Александровна Лани
Ответственные за выпуск Л. Е. Г'рннин, А. В. ПсрепелкннаРедакторА. В. ПерспёлкпнаРедакторы-методистыЛ. В. Голубева, Ю. А. КиселёваВыпускающий редакторII. Е. Волкова-АлексееваТехнический редакторЛ. В. ИвановаРедактор-корректорII. II. БерсзневаКомпьютерная версткаМ. II. К'ухарсвон
Издательство «Учитель» 400067, г. Волгоград, п/о 67, а/я 32
Если Вы напишете по адресу: 400067, г. Волгоград, п/о 67, и/я 32, издательство «Учитель» или позвонитепо телефону: код (8442) 42-24-79, 42-20-63, Вам будет выслан полный каталог пособий и книг издательства «Учитель». Адрес электронной почты (E-mail):[email protected]
По вопросам оптовых поставок обращаться но тел.: 42-70-46, 42-11-58, 42-70-32,44-85-53.
Подписано в печать 29.01.10. Формат 60x84/16. Бумага газетная. Гарнитура Тип Тайме. Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,5. Тираж 6000 экз. (1-й з-д 1-2000). Заказ 54 Отпечатано с оригинал-макета в ОАО «Калачевская типография» 404507. Волгоградская обл., г. Калач-на-Дону, ул. Кравчен