Структура зрелищной композиции.

Безусловно, говоря о зрелищнойной композиции, не обойтись без определения структурных элементов, которые, складываясь в систему, являются основными несущими конструктивными композиционными модулями, служащими принципиальным отражением смыслового построения самой композиции.

Говоря о структурных элементах следует отметить, прежде всего, НОМЕР – как элементарную завершённую зрелищную структурную единицу, элементы которой не могут существовать отдельно друг от друга.

Следующим более сложным элементом структуры будет являться ЭПИЗОД, который складывается из нескольких «номеров», объединённых общим художественным смыслом.

Эпизоды же в свою очередь объединяются в БЛОКИ, которые сами по себе могут являться самостоятельными элементарными структурами, элементы которых не жёстко связаны и могут существовать отдельно друг от друга.

Планируя зрелищное пространство следует определить его границы и указать на пространстве расположение всех структурных элементов.

В этом разделе, прежде всего, необходимо определить и описать:

-главную функцию праздника, формы её реализации (открытие и закрытие зрелища)

-побочные функции и формы их реализации (составляющие эпизоды)

-главный композиционный узел, кульминация зрелища.

-время начала и завершения, протяжённость художественного действа, перерывы, зрительские потоки (направление, насыщенность)

-создание предпраздничной ситуации (творческие и организационные моменты)

В результате вся эта работа должна вылиться в сценарный план всего праздника, как главного структурного построения зрелищной композиции, а также в сценарные планы отдельных блоков и эпизодов с указанием прилагаемых сценарных текстов.

Завершая рассказ о структуре, необходимо оговорить праздничное время, как композиционный фактор, складывающийся из четырёх элементов:

- творческое время (время создания праздника),

- время восприятия (ход праздника),

- конкретное историческое время,

- время, как предмет создания (воспроизведение).

Режиссёрско-постановочное решение:

-художественно-декоративное решение праздничного пространства в целом и отдельных эпизодов зрелища.( с приложением эскизов и чертежей.)

-музыкально-шумовое оформление зрелищных эпизодов. ( с приложением фонограммных материалов)

-пространственно-мизансценическое решение отдельных пластико-хореографических моментов зрелищной композиции.( с приложением схем).

-монтажные листы отдельных постановочных моментов. (по необходимости).

МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ

Содержание действия Дикторский текст Декоративное оформление Фонограмма Свет Примеч ание
1. Указывается фаза перемены действия Указывается сигнальная фраза Указывается перемена оформления Указывается источник звучания Указы- вается источник  

Организационно-постановочный план праздника. Смета.

Раскрывая этот раздел режиссёрско-постановочного проекта дипломной работы, прежде всего, надо отделять организационно-постановочную работу от организационно-управленческой работы. Под последней подразумевается деятельность административно-управленческих структур, которые управляют процессом подготовки всего праздничного события, но не имеют непосредственного отношения к построению праздничной композиции.

Непосредственно к режиссёрскому проектированию относится раздел организационно-постановочной работы, план которой состоит из следующих элементов:

а) оргплан праздника.

Сюда заносятся без дифференцирования все те оргвопросы, которые необходимо решить в процессе подготовки праздника. Запись производится в произвольной форме, главное, охватить весь объём решаемых вопросов.

б) постановочные выписки.

Выписки делаются из уже составленного оргплана по разделам:

ВЫПИСКА ПО КОСТЮМАМ (указываются размеры одежды, номер эскиза, ФИО исполнителя роли перечисляются все детали костюма)

ВЫПИСКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ (указывается название эпизода, номер эскиза, перечень декоративных конструкций, номера чертежей)

ВЫПИСКА ПО РЕКВИЗИТУ (указываются название эпизода, ФИО исполнителя роли, кому выдавать реквизит, кто изготовитель)

ВЫПИСКА ПОСТАНОВОЧНЫХ СРЕДСТВ (название постановочного средства, где и когда используется, ответственный,)

ВЫПИСКА ПО МУЗЫКАЛЬНО-ШУМОВОМУ ОФОРМЛЕНИЮ (указывается фаза и название эпизода, название фонограммы, время звучания, звуконоситель)

ВЫПИСКА ПО ТРАНСПОРТУ (указывается вид транспорта, место и время использования, ответственный)

Кроме того, во всех выписках необходимо предусмотреть графу ПРИМЕЧАНИЕ, где указывается не обозначенная в других графах информация.

СПИСОК КУРАТОРОВ КОЛЛЕКТИВОВ (указать перечень коллективов, участвующих в празднике, точки и график питания, место и дни проживания)

в) технологические карты.

Технологические карты являются главным оргдокументом при проведении праздничного мероприятия. Они делаются на основе выписок, и в них указывается расположение тех или иных постановочных средств на карте, фамилия ответственного и план перемещения этих средств по праздничному пространству с указанием места и времени перемещения. Технологические карты составляются режиссёром-постановщиком совместно с директором праздника и соответствующим специалистом, отвечающим за тот или иной раздел работы.

г) смета праздника

В качестве примера, приведём развёрнутую фактическую смету расходов мероприятия, осуществлённого Творческой Мастерской «ЭСТРАДА» Белорусского союза музыкальных деятелей в 1998г.

Наши рекомендации