Изучение письменного сложения и вычитания многознач. чисел.
Устные случаи:
-сложение разрядных единиц 400+300=700
-случаи, сводящиеся к сложению двузнач. чисел 520+340=860
-комбинированные случаи 4600+3000=7600
Письмененные:
+3852 Правило не формулируем
4267
Элементы усложнения:
-увеличиваем знаков в числе
-без перехода
-переход ч/з разряд
-одинаковое количество знаков слогаемых , затем разное
-сумма 1 и 0 или чередование 1и 0
Вычитание
Устные случаи:
-вычитание разрядных единиц 700-300=4000
-случаи сводищиеся к вычит. двузначных чисел 540-320=220
-комбинированные случаи 4600-3000=1600
-вычитание однозначного числа из крупных сотен, десятков 300-4=296
Письменные случаи:
-8205
2248
Элементы величиваюся без перехода, с переходом(1,2); одинаковое количество цифр, разное; нет нуля в уменьшаемом-1,2 и больше нуля
-10010 уменьшаем ч/з 1и0
1823
Этапы: слож и вычит без перехода ч/з разряд; с переходом.
15. Обучение умножению и делению многозначного числа на одно-, дву- и трехзначное число обучающихся с умственной отсталостью.
Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число.
Последовательность выполнения действий:
1. Подготовительные упражнения. Необходимо повторить с учащимися, что действие умножения – это нахождение суммы одинаковых слагаемых. Полезны упр.на замену произведения суммой одинаковых слагаемых и наоборот: (8*3 = 8+8+8).
Повторяется также табличное умножение и деление, умнож.и деление единицы и нуля.
2. Умножение и деление разрядных чисел на однозначное число. Начинается с повторения этих действий с уже известными учащимся числами – уимнож.и делятся. Затем рассм-ся устные случаи умнож.и дел. Единиц и тысяч.
3. Умнож.и деление многозначных чисел на однознач.число.
413*3 ( в столбик). Повторить, как подписываются числа при записи примеров в столбик, требовать подробных объяснений).
Далее решают примеры на умнож., а затем и на деление с раздроблением разрядных единиц.
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
1000*2 = 1000+1000 = 2000
Умножение и деление на двузначное число.
При умножении на двузначное число до сознания школьников необходимо довести тот факт, что первый множитель умножается дважды: сначала на единицы множителя, а затем на десятки множителя.
Необходимо рассм-ть случаеи умнож.на двузначное число, когда первый множитель оканчивается нулем (540*37). Чтобы умнож. 540 на 37, надо 54 десятка умнож. на 37, получим 1998 десятков. К полученному произведению припишем нуль, т.е. умножим его на 10.
Деление на двузначное число впервые вводится в 7 классе школы 8 вида. Первое знакомство происходит на примерах внетабличного деления, а именно при делении двузначного числа на двузначное, когда в частном случае получается однозначное число. В этом случае частное отыскивается
приемом округления делимого и делителя до круглых чисел. (93: 31, округляем делимое 93 до 90, делитель 31 до 30. тогда 90:30 = 3. Значит, в частном надо взять по 3. Проверяем: 31*3 =93. Ответ верен).
Далее последовательно рассматривается деление трех-, четырех-, пяти- и шестизначных чисел на двузначное число. При решении всех этих примеров необходимо учитывать, что отделяемые цифры делимого составляют число, которое либо равно, либо больше делителя, и только после этого рассматриваются случаи, когда это число меньше делителя, и в этих случаях требуется отделить цифры делимого. (2346 : 23).
Рассм-ся и случаи деления с остатком. Вслед за делением с остатком рассм-ся деление трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается двузначное число. После этого рассм-ся случаи деления 4-х значного числа на двузначное. И наконец рассм-ся такие случаи деления: число, состоящее из двух цифр делимого, не делятся на делитель (17845: 43
16. Устный счет на уроках математики в школе для обучающихся с умственной отсталостью (значение, содержание, методика проведения).
УСТНЫЙ СЧЕТ.
1. Содержание обучения.
2. Задачи и значение устного счета в обучении математике.
3. Функции устного счета.
4. Формы проведения устного счета.
5. Виды упражнений.
Содержание обучения.
Задания по нумерации (специфика коррекционно направленного обучения).
Легкие случаи сложения и вычитания (здесь и далее все арифметические действия как с числами, полученными при счете, так и с числами, полученными при измерении).
Табличное умножение и деление.
Умножение и деление на 10, 100 и 1 000.
Случаи умножения и деления, сводимые к табличным (умножение и деление разрядных единиц).
Внетабличное умножение и деление без перехода через разряд.
Внетабличное умножение и деление с переходом через разряд.
Деление с остатком (легкие случаи).
Преобразование чисел, полученных при измерении (выражение в более мелких или в более крупных мерах).
Нумерация дробных чисел.
Легкие случаи преобразований дробей.
Легкие случаи арифметических действий с дробями.
Решение простых текстовых арифметических задач с несложными вычислениями , а также несложных составных задач (в два действия).
Задания геометрического характера (вычисление длины ломаной линии, площади прямоугольника и т.п.).