Гракх бабеф (1760-1797), коммунист-утопист

Недооценивал значение промышленных городов и науки в развитии общества.

Воспитание— основа социального равенства, интернациональное, все­общее, равное, организованное государством.

Основная задача— развитие патриотизма и любви к революционному отечеству.

Умственное и физическоеразвитие.

В сельской местности — «Воспитательные коммуны», изоляция от по­рочного общества, воспитание коммунистов.

ЖАН КОНДОРСЕ (1743-1794), жирондист

«Образование народа — это обязанность государства по отношению ко всем без исключения гражданам; обучение должно быть всеобщим и бесплат­ным на всех школьных ступенях, равным для молодежи обоего пола; препода­вание религии должно быть отменено».

Предлагал следующую систему образования:

О


Учебное заведение Срок обу­чения Сослов­ный ценз Возраст Программа Доп. дисциплины Образова­ние Вывод
Первичная школа:вместе мальчики и де­вочки; в местах с населением 400 чел. 4года. Нет. Началь­ный школь­ный. Чтение, письмо, грамматика, арифме­тика, начала гео­метрии, с/х, ремес­ло, знакомство с об­щим состоянием про­изводства в стране. Основы обще­ственного строя и морали. Начальное; дает право на поступ­ление в шко­лу 2-й ступе­ни. Школы общего образования — широкая про­грамма и трудо­вое обучение.
Школа 2-й ступени: в городе или округе с населением 4000 чел. 3 года. Нет. После оконча­ния первич­ной школы. Математика, есте­ствознание, торговля, принципы морали, обществоведение. Библиотека, ка-би-нет с моделями машин, коллекции по естествозна­нию, наборы ре­месленных инст­рументов, приборы метеонаблюдений. Начальное: дает право на поступ­ление в институт. Школа дает реальное образо­вание, связывает знания с жизнью.
Институты: 110 на всю страну. 5 лет. Факти­чески недо­ступны народу. После оконча­ния вто­ричной школы. Все, что полезно знать человеку». Определенные проф. знания по с/х, механике, военному делу, медицине. Среднее: дает право на поступ­ление в вуз, лицей. Молодежь полу­чает проф. подго­товку для непо­средственного участия в жизни.
Лицеи: 11 на всю страну. 5 лет. Для избран­ных. После оконча­ния ин­ститута. Исключена религия. Физ-.мат. науки, об­ществоведение, осно­вы права и морали. Проф. обучение.   Высшее. Высшее образо­вание получали избранные. Примечание: Все учебные заведения имеют административ­ную и программ­ную взаимосвязь.
Нац. институт наук и искусств       Административный и исследовательский центр.    

ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804)

«Человек может стать человеком только через воспитание. Он — то, что делает из него воспитание». «Человек — единственное создание, подлежащее воспитанию».

Родоначальник немецкой классической философии.На педагогические взгля­ды Канта большое влияние оказали идеи Ж.Ж. Руссо и И.Б. Базедова.

Педагогика Канта — педагогика воли.Воспитание должно стать дела­нием, усилием, активностью ребенка, в которых формируется и прояв­ляется воля.

Основные произведения,в которых отражены педагогические воззре­ния: О педагогике, Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие 1765—66, Ответ на вопрос: что такое просвещение? Антропология с прагма­тической точки зрения.

Цель воспитания— вести род человеческий к совершенству, содейство­вать выполнению человеком его назначения, развивать в себе свою чело­веческую природу. Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, т. е. для жизни в новых условиях.

Сущность системы воспитания,по Канту. Всюду надо установить ис­тинные причины и делать их понятными и удобоприемлемыми для де­тей. К воспитанию он подходит с позиций общечеловеческого опыта иидей космополитизма.

Взаимосвязь принуждения и свободы: «Я должен приучить своего питомца переносить ограничения его свободы и, вместе с тем, я должен наставлять его в том, чтобы он умел хорошо ею пользоваться».

Высоты развития человеказакладываются в самом раннем возрасте и во многом связаны с правильностью ухода за маленьким ребенком.

Дисциплина— средство уничтожения в человеке его дикости. Надо развивать у детей моральную культуру,которая должна основываться на принципах, рождающихся в самом человеке. Моральная культура форми­рует характер человека, основными чертами являются добровольное по­слушание, правдивость, общительность.

Наказание должно быть нравственным:ребенку, совершившему серьез­ный проступок, можно отказать в любви, уважении — на время, конечно.

Физическое наказание— только как дополнение к нравственному.

Развитие общей культурыставит перед собой задачу приобрести уме­ния и усовершенствовать их. Физический путьдостижения общей культу­ры — упражнения и дисциплина. Моральный путь— активно разбирать­ся самому в известных нормах, основываясь на выработанных принци­пах. Частная культура развивает в ребенке познавательные способности, чувства, воображение, память, устойчивость внимания.

Путь формирования морального характера:

— обязанности по отношению к самому себе, что поможет обладать
известной долей внутреннего достоинства;

— обязанности по отношению к другим, что поможет выработать ува­
жение и почтение к окружающим.

Путь нравственного развития — ежедневный отчет перед самим собой, цель которого состоит в правильном определении ценности своей жизни.

Религиозное воспитание необходимо,но начинать нужно не с богосло­вия. Богословие — следствие морали, заложенной в человеке. Надо обу­чать детей морали, обращенной к познанию Бога.

Человек должен работать.Крайне вредно приучать ребенка смотреть на

все как на игру.

Игра — средстворазвития ребенка.

В юноше надо развивать сознание равенства людейпри их гражданском неравенстве, формировать «всемирно-гражданский образ мыслей». В про­цессе воспитания необходимо развивать разум и память. Научить юношус ранних лет почтительному и уважительному отношению к женщине.

Наши рекомендации