Гракх бабеф (1760-1797), коммунист-утопист
Недооценивал значение промышленных городов и науки в развитии общества.
Воспитание— основа социального равенства, интернациональное, всеобщее, равное, организованное государством.
Основная задача— развитие патриотизма и любви к революционному отечеству.
Умственное и физическоеразвитие.
В сельской местности — «Воспитательные коммуны», изоляция от порочного общества, воспитание коммунистов.
ЖАН КОНДОРСЕ (1743-1794), жирондист
«Образование народа — это обязанность государства по отношению ко всем без исключения гражданам; обучение должно быть всеобщим и бесплатным на всех школьных ступенях, равным для молодежи обоего пола; преподавание религии должно быть отменено».
Предлагал следующую систему образования:
О
Учебное заведение | Срок обучения | Сословный ценз | Возраст | Программа | Доп. дисциплины | Образование | Вывод |
Первичная школа:вместе мальчики и девочки; в местах с населением 400 чел. | 4года. | Нет. | Начальный школьный. | Чтение, письмо, грамматика, арифметика, начала геометрии, с/х, ремесло, знакомство с общим состоянием производства в стране. | Основы общественного строя и морали. | Начальное; дает право на поступление в школу 2-й ступени. | Школы общего образования — широкая программа и трудовое обучение. |
Школа 2-й ступени: в городе или округе с населением 4000 чел. | 3 года. | Нет. | После окончания первичной школы. | Математика, естествознание, торговля, принципы морали, обществоведение. | Библиотека, ка-би-нет с моделями машин, коллекции по естествознанию, наборы ремесленных инструментов, приборы метеонаблюдений. | Начальное: дает право на поступление в институт. | Школа дает реальное образование, связывает знания с жизнью. |
Институты: 110 на всю страну. | 5 лет. | Фактически недоступны народу. | После окончания вторичной школы. | Все, что полезно знать человеку». | Определенные проф. знания по с/х, механике, военному делу, медицине. | Среднее: дает право на поступление в вуз, лицей. | Молодежь получает проф. подготовку для непосредственного участия в жизни. |
Лицеи: 11 на всю страну. | 5 лет. | Для избранных. | После окончания института. | Исключена религия. Физ-.мат. науки, обществоведение, основы права и морали. Проф. обучение. | Высшее. | Высшее образование получали избранные. Примечание: Все учебные заведения имеют административную и программную взаимосвязь. | |
Нац. институт наук и искусств | Административный и исследовательский центр. |
ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804)
«Человек может стать человеком только через воспитание. Он — то, что делает из него воспитание». «Человек — единственное создание, подлежащее воспитанию».
Родоначальник немецкой классической философии.На педагогические взгляды Канта большое влияние оказали идеи Ж.Ж. Руссо и И.Б. Базедова.
Педагогика Канта — педагогика воли.Воспитание должно стать деланием, усилием, активностью ребенка, в которых формируется и проявляется воля.
Основные произведения,в которых отражены педагогические воззрения: О педагогике, Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие 1765—66, Ответ на вопрос: что такое просвещение? Антропология с прагматической точки зрения.
Цель воспитания— вести род человеческий к совершенству, содействовать выполнению человеком его назначения, развивать в себе свою человеческую природу. Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, т. е. для жизни в новых условиях.
Сущность системы воспитания,по Канту. Всюду надо установить истинные причины и делать их понятными и удобоприемлемыми для детей. К воспитанию он подходит с позиций общечеловеческого опыта иидей космополитизма.
Взаимосвязь принуждения и свободы: «Я должен приучить своего питомца переносить ограничения его свободы и, вместе с тем, я должен наставлять его в том, чтобы он умел хорошо ею пользоваться».
Высоты развития человеказакладываются в самом раннем возрасте и во многом связаны с правильностью ухода за маленьким ребенком.
Дисциплина— средство уничтожения в человеке его дикости. Надо развивать у детей моральную культуру,которая должна основываться на принципах, рождающихся в самом человеке. Моральная культура формирует характер человека, основными чертами являются добровольное послушание, правдивость, общительность.
Наказание должно быть нравственным:ребенку, совершившему серьезный проступок, можно отказать в любви, уважении — на время, конечно.
Физическое наказание— только как дополнение к нравственному.
Развитие общей культурыставит перед собой задачу приобрести умения и усовершенствовать их. Физический путьдостижения общей культуры — упражнения и дисциплина. Моральный путь— активно разбираться самому в известных нормах, основываясь на выработанных принципах. Частная культура развивает в ребенке познавательные способности, чувства, воображение, память, устойчивость внимания.
Путь формирования морального характера:
— обязанности по отношению к самому себе, что поможет обладать
известной долей внутреннего достоинства;
— обязанности по отношению к другим, что поможет выработать ува
жение и почтение к окружающим.
Путь нравственного развития — ежедневный отчет перед самим собой, цель которого состоит в правильном определении ценности своей жизни.
Религиозное воспитание необходимо,но начинать нужно не с богословия. Богословие — следствие морали, заложенной в человеке. Надо обучать детей морали, обращенной к познанию Бога.
Человек должен работать.Крайне вредно приучать ребенка смотреть на
все как на игру.
Игра — средстворазвития ребенка.
В юноше надо развивать сознание равенства людейпри их гражданском неравенстве, формировать «всемирно-гражданский образ мыслей». В процессе воспитания необходимо развивать разум и память. Научить юношус ранних лет почтительному и уважительному отношению к женщине.